Начало разговора и его завершение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало разговора и его завершение



Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным.

Очередность приветствия также имеет значение,

младший первым приветствует старшего,

мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину,

младший по должности - старшего.

 

Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

 

Формы приветствия в речевом этикете

 

Форма приветствия                     Пример

Пожелание здоровья                          Здравствуйте!

Указание на время встречи          Добрый день!

Эмоциональные пожелания                 Очень рад!

Уважительная форма                           Моё почтение!

Специфическая форма                            Здравия желаю!

 

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде

· пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания),

· надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся),  сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

 

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения:

· торжественная,

· скорбная

· рабочая ситуации.

Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Формулы речевого этикета - устойчивые выражения.

 

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления.      

Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

 

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

 

Приглашение                  Поздравление

Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить

Приходите, будем рады  Примите наши поздравления

Приглашаю вас                  От имени коллектива поздравляем

Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю

 

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

 

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

 

Соболезнование                                                        Сочувствие, утешение

Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую

Приношу вам искренние соболезнования                  Как я вас понимаю

Я вам сердечно соболезную                                     Не падайте духом

Скорблю вместе с вами                                            Все будет в порядке

Разделяю ваше горе                                     Вам не стоит так волноваться

Какое несчастье постигло вас!                  Вам надо держать себя в руках

 

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

 

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба                                                     Совет

Сделайте одолжение, выполните...           Позвольте вам дать совет

Если вас не затруднит,...                  Разрешите предложить вам

Не сочтите за труд, пожалуйста,...     Вам лучше поступить таким образом

Могу ли я попросить вас                  Я бы хотел предложить вам

Убедительно прошу вас                   Я посоветовал бы вам

 

 

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную.

  Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

 

Примеры согласия и отказа в речевом этикете

Согласие                                          Отказ

Сейчас будет сделано            Я не в силах помочь вам

Пожалуйста, не возражаю      Я не могу выполнить вашу просьбу

Готов вас выслушать                Сейчас это невозможно

Поступайте, как сочтёте нужным Я вынужден отказать вам

 

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность.

Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

 

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.008 с.)