Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся



Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем проектной культуры и некоторыми творческими способностями. Учителю предстоит стать генератором развития у учащихся познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Педагогу по ходу реализации проекта приходится «прожить» несколько ролей:

энтузиаст, вдохновляющий учащихся на достижение цели;

специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;

руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

«человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту) – организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;

координатор группового процесса;

эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

При планировании проектной деятельности учителю необходимо:

- определить время работы над проектом;

- определить тему проекта с учетом того, что проект  должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования в конкретной образовательной области;

- выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;

- наметить, какие знания и умения должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;

- определить материальные возможности и ограничения при создании проекта;

- определить число разработчиков проекта;

- продумать варианты использования межпредметных связей;

- разработать методические рекомендации по выполнению проекта;

- поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.

 

Основные понятия: учебный проект, метод проектов, технологии проектной деятельности в обучении.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика учебного проекта?

2. Чем можно объяснить многообразие учебных проектов?

3. Какая роль отводится учителю при выполнении проектной деятельности учащихся?

4. Назовите этапы разработки учебного проекта.

5. Что необходимо учитывать при планировании проектной деятельности?

6. Составьте схему этапов реализации проекта.

7. Разработайте критерии для оценки проектов учащихся.

 

Список литературы:

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

2. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, №6. – С. 34-47.

4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – №9.

5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Нач.школа. – 2004. – №2.

6. Лазарев, Т. Проектный метод: ошибки в использовании / Т. Лазарев // Первое сентября. – 2011. – №1. – С. 9-10.

7. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова / Н.В. Матяш. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.

9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С. 52-55

10. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №1. – С. 41-45.

11. Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. – 2003. – №3.

12. Савенков, А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С. 144-148.

 

Проектные технологии в вузе

 

Понятие проектных технологий Проектные технологии в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленности Проектирование во внеучебной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.005 с.)