Использование информационно-коммуникационных  технологий в процессе создания проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование информационно-коммуникационных  технологий в процессе создания проектов



 

6.1. ИКТ в проектной деятельности студентов

 

Роль интернет-технологий в образовании Подготовка электронной презентации проекта Требования к электронной презентации проекта

 

1. Роль интернет-технологий в образовании

 

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Для этого необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому в организации проектной деятельности студентов необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии.

В последние годы все стремительнее развивается мощное информационное пространство – Интернет, где любой желающий может не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, высказать свое мнение. Сегодня все больше развивается взаимодействие преподавателя со студентами с помощью сети Интернет, происходит развитие виртуальной коммуникации в образовательном процессе.

При использовании Интернет – технологий, студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения. Также создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения.

Интернет–технологии в образовании позволяют: автоматизировать процесс обучения; качественно повысить уровень знаний, так как эти технологии включают элементы звука и видео, что играет огромную роль в процессе самообучения; проводить обучение дистанционно, независимо от того, где находится обучаемый студент.

Современные Интернет – технологии позволяют использовать уникальные возможности в организации проектной деятельности студентов: использовать электронные ресурсы, пользоваться материалами сайтов, иллюстративными материалами для оформления презентации проекта.

Интернет - технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как компьютерные конференции, благодаря которым все участники обмениваются письменными сообщениями, создаются образовательные ресурсы, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Использование Интернет – ресурсов в образовательных целях позволяет выделить следующие преимущества для студентов:

- увеличение доступности справочных материалов и данных для всех категорий пользователей;

- оперативность получения информации, включая онлайновый режим доступа, что также является немаловажным фактором при современном темпе жизни;

- снижение стоимости доставки информации пользователям.

Развитие компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательного процесса. Развивается виртуальное взаимодействие преподавателей и студентов, что вносит огромный вклад в информатизацию образования. Сегодня традиционные методы образования дополняются новыми методами обучения, основанными на использовании Интернета, электронно-компьютерных сетей и телекоммуникационных средств.

В результате проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ студенты (учащиеся) приобретают умения:

1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Подготовка электронной презентации проекта

 

Мультимедийные технологии все шире и шире используются в проектной деятельности.

Как пишет Б.П. Сайков, мультимедиа – это технология, использующая текст, звук, изображение, и позволяющая объединить все это в единое целое для создания интегрированных информационных образовательных ресурсов.

Под электронной презентацией принято понимать логически связанную последовательность слайдов, объединенную единой тематикой и общими принципами оформления, используемую на занятиях преподавателем и требующую его комментариев и уточнений. Электронные презентации в отличие от электронных учебников предназначены для решения локальных педагогических задач, преподаватель имеет возможность учесть специфику конкретной группы обучающихся.

Презентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать ее к определенным дальнейшим действиям.

Презентация – важнейшая часть проекта, нацеленная на заведомо определенный эффект от аудитории, как правило, принятие решения о финансировании проекта.

Для презентации проекта применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); используется приложение Microsoft PowerPoint.

Перед созданием презентации проекта необходимо подготовить все включаемые в нее материалы: отсканировать фотографии, приготовить картинки по теме проекта.

Этапы работы над презентацией:

1) Определение целевой аудитории. Определение точки зрения аудитории.

2) Определение цели презентации.

3) Изучение технического оснащения для проведения презентации, организация пространственной среды.

4) Создание информационного наполнения. Разработка структуры и содержания презентации.

4 основные части:

1) Введение (введение и заключение по времени занимают около 30% презентации, но запоминаются на 80%)

2) Основная часть (краткая информация о проекте, цели, задачи, обоснование необходимости проекта, сроки, стоимость, результаты, эффекты в долгосрочной перспективе)

3) Заключение (возврат к основной мысли, идеи проекта)

4) Ответы на вопросы (большинство вопросов можно предвидеть; эффект «провокации» «нужного» вопроса, ответ на который готов).

Репетиция: подготовить презентацию, презентовать группе, получить обратную связь, зафиксировать замечания, недоработку, скорректировать презентацию.

Основные правила презентующего: у мение / готовность к публичному выступлению; грамотная речь; самопрезентация; готовая отрепетированная речь.

 

Требования к электронной презентации проекта

 

Электронная презентация базируется на умении отбирать, подготавливать, структурировать, последовательно выстраивать и вводить в компьютер необходимую текстовую, графическую или иную информацию.

Большое значение для восприятия представляемой информации имеет дизайн презентации:

- единый стиль, фон, шрифт, анимационные эффекты,

- на каждом слайде должен быть заголовок, например, «Актуальность проекта», «Задачи проекта».

- гармоничное сочетание шрифтов заголовка и основного текста, единые элементы оформления: маркер для оформления списков, наличие или отсутствие контура графического изображения, шрифт основного текста и заголовков и т.д.;

- используются стили, которые не отвлекают от самой презентации.

- не следует злоупотреблять в слайдах текстовой информацией и звуком,

- необходимо правильно вставлять гиперссылки.

Презентация должна соответствовать назначению и способу ее представления. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания презентации.

Для фона выбираются более холодные тона. Используя шаблоны оформления, следует выбирать те, которые не перегружены дополнительной графикой. Для конкурсной презентации лучше использовать свои варианты оформления.

В презентации используется не более 3 цветов. Для фона и текста используются контрастные цвета. Цвета гиперссылок до и после использования различны.

Слайды не должны быть перегружены информацией, содержат не более 3 абзацев. Размер букв всегда не меньше 14 пт. Текст на слайде должен быть легко читаем и понятен (краткие лаконичные фразы); слова располагаются строго горизонтально, связаны с объектом; который они определяют, линиями, стрелками или с помощью выделения цветом.

Маркированный или нумерованный список выравниваются слева.

Графические изображениядолжны быть хорошего качества; они на слайде размещаются так, чтобы рядом можно было добавить комментарий. Если на слайд добавлен только один рисунок большого размера, то он обязательно должен быть подписан.

Создание визуального ряда.

Важные моменты: зрелищность, оригинальность, не перегруженность анимацией, цветом, текстом и т.п. Легко схватывающийся образ, главная мысль. Правило 10/20/30 (10 слайдов, 20 минут, 30 шрифтом или 30 слов на слайде)

Перечислим основные разделы презентации проекта:

• краткая общая информация о проекте;

• обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации);

• формулировка целей и задач проекта;

• календарный план и механизм реализации проекта,

• общая стоимость проекта, при необходимости — бюджет или смета расходов;

• ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе (экономический или социальный).

 

Основные понятия: электронная презентация проекта,  защита проекта.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. С какой целью создается презентация проекта?

2. Какие требования предъявляются к компьютерной презентации проекта?

3. Какова роль Интернет–технологий в проектировании?

4. Проанализируйте 2-3 презентации проектов, назовите преимущества и недостатки каждой из них.

 

Список литературы:

1.Информационные технологии в деятельности учителя-предметника: учеб.-метод. пособие для слуш. курсов повыш. квал. в обл. информац. технол. / Мар. гос. ун-т; сост.: Т.М. Гусакова, Е.В. Комелина, Т.В. Коновалова и др. – Йошкар-Ола, 2008. – 108 с.

2.Кравченко, Т.К. Современные информационные технологии / Т.К. Кравченко. – М.: ГУ-ВШЭ, 1998.

3. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Уч. пособие для сист. доп. проф. обр. / Н.Н. Курова. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.

4.Пахомова, Н. Ю. Метод проектов / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова М., 2004.

6. Сибирская, М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование /М.П. Сибирская. – СПб.,1998.

Электронные ресурсы:

1. Сигов, А.С. Современные инновационные технологии в образовании (часть 1) / А.С. Сигов, В.А. Мордвинов. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001. [Электронный ресурс] - режим доступа: http//:charko.narod.ru/tekst/an5/2.html.

 

6.2. Использование ИКТ в процессе подготовки и организации выставок проектов

 

Цели участия в выставке Этапы деятельности по организации выставки Подготовка проектов к выставке

Цели участия в выставке

 

Приоритетной целью современного образования является обеспечение его высокого качества, формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, к личностному самоопределению и саморазвитию.

Выставка – это значительный ресурс развития образования школьного, муниципального и регионального уровней. Она способствует анализу прогнозирования и реализации творческого потенциала как всего педагогического коллектива в целом, так и отдельных участников образовательно-воспитательного процесса.

Важной составной частью деятельности участников выставки является определение цели, реально связанной с их приоритетами и идеями, а также в соответствии с избранной номинацией. Это является необходимым условием участия в выставке.

Цель выставки: обмен опытом, демонстрация инновационных проектов, литературы и других материалов (видео-, аудио-, демоверсии компьютерных программ и т.д.).

Цели участия в выставке проектов – это формирование своего позитивного имиджа; презентация своего проекта общественности; проведение рекламы педагогической разработки; проведение экспертизы оценки качества конкурсного проекта.

Как считает Б.П. Черник, образовательная выставка – одно из весьма значительных явлений в интенсивно идущем и обновляющемся российском обществе последнего десятилетия, одновременно уникальный инструмент и экспериментальная площадка начальной экспертизы, конструктивного обсуждения и апробации педагогических инноваций.

При подготовке к участию в выставке используются информационно-коммуникационные технологии. С их помощью осуществляется публикация проекта, его презентация; оформление стенда проекта.

Участие в выставке дает возможность:

- продемонстрировать новые разработки, авторские программы, ме­тодики, учебники и обсудить с коллегами их актуальность и действенность;

- установить и расширить деловые и творческие контакты с коллегами, обменяться идеями или информацией;

- получить данные о потенциальных перспективных направлениях развития образования и своего образовательного учреждения;

- организовать презентацию своего учреждения и различных направлений его деятельности;

- создать благоприятную обстановку для появления новых идей;

- проанализировать рынок новых моделей оборудования и всего того, что обеспечивает образовательный процесс;

- показать новые виды предлагаемых потребителю образовательных услуг;

- прорекламировать свои успехи и достижения.

Постоянное участие в работе по организации и проведению выставок спо­собствует формированию выставочной культуры, развитию творческого, инновационного потенциала педагогов и руководителей образовательных учреждений, росту их профессиона­лизма и квалификации, установлению деловых профессиональных от­ношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.033 с.)