Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектирование во внеучебной деятельности
Проектирование как одна из современных технологий достаточно эффективно используется не только в учебной, но и во внеучебной деятельности студентов. В системе образования проводятся различные конкурсы проектов. Благодаря участию в конкурсах участники приобретают опыт инновационной и проектной деятельности. Руководство инновационной деятельностью в МарГУ осуществляет инновационный центр, который был создан в 2005 году. Инновационная деятельность в вузе направлена на создание необходимых условий для внедрения инновационных продуктов и получение экономического, социального, экологического и иных эффектов от их реализации: – инновации в образовании – результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных программ, направлений по подготовке и переподготовке кадров, новых технологий в образовании; – научно-технические инновации – результаты инновационной деятельности в виде разработки методик, технологий, образцов, научно-технических услуг и иной наукоемкой продукции; – передача научной продукции из вузовского сектора науки в сектор промышленности. Целью центра является постепенная интеграция вуза в единый учебно-научно-инновационный центр, в котором происходит совершенствование как учебной, так и научной работы и реализация наукоемкой продукции. Центр активизирует студентов и преподавателей для участия в конкурсах проектов различного уровня. Так, например, в Марийском государственном университете ежегодно проводится внутривузовский конкурс «Лучшие инновационные проекты», целью которого является стимулирование научной деятельности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов выявление перспективных идей. Среди победителей конкурса 2011 года были следующие проекты: «Научная школа как технология развития исследовательских компетенций студентов психолого-педагогического направления подготовки специалистов» (Автор: профессор Морова Н.С., декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук); «Интерактивный экологический лекторий» (Автор: Почитаева М.В., старший преподаватель кафедры психологии развития и образования МарГУ); В конкурсе «Педагог XXI века» в номинации «Студенческая инициатива» в 2011 году среди победителей были и проекты студентов, обучающихся на факультете педагогики и психологии:
- проект «Использование развивающих компьютерных программ в обучении детей с острыми нарушениями речи» (Автор: Щеголева А., научный руководитель: Домрачева С.А., доцент кафедры психологии развития и образования МарГУ, кандидат педагогических наук) (1 место); - проект «Вселенная добра» (Авторы: Осипенко П.Д., Павлов С.А., Игнатов И.Г.; научный руководитель: профессор Морова Н.С., декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук) (2 место); В 2012 году победителями этого же конкурса стали: - проект «На крыльях добра» (Авторы: Козырева Е., Горелов А.; научный руководитель Морова Н.С. декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук) (1 место); - проект «Создание веб-сайта для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии» (Автор: Егорова Д.; научный руководитель: Домрачева С.А., доцент кафедры психологии развития и образования МарГУ, кандидат педагогических наук) (2 место) (Приложение 5.) Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства. Студенты имеют возможность участвовать не только во внутривузовских, но и в республиканских, всероссийских конкурсах. В 2012 году в I республиканском конкурсе социально-значимых проектов «Молодежь – региону: идеи, инициативы, инновации» призовое (3 место) занял проект «Мультимедийные игры как средство знакомства школьников с культурой родного края» (Авторы: Егошина В., Чучалова Е., Юринова Е.; научный руководитель: Домрачева С.А.). Под руководством Моровой Н.С. студенты активно участвуют в конкурсах и получают гранты Президента РФ (Всероссийском конкурсе представителей детских и молодежных общественных объединений по линии СПО-ФДО и межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердие», Всероссийском конкурсе социально-культурных проектов «Свой мир мы строим сами», Всероссийском конкурсе социальных проектов общественных объединений, оказывающих социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Проект Дреминой Д. представлен к гранту Президента РФ в поддержку талантливой молодежи (Москва, март 2012 г.).
В 2012 году команда студентов факультета педагогики и психологии принимала участие в форуме «СЕЛИГЕР-2012». Каждый из них представлял свой проект, который оценивался экспертами. Во всероссийской Ярмарке социальных проектов один из них был отмечен грантом - проект «Игры с тигрой», улучшающий качество речи детей дошкольного возраста и способствующий развитию навыков общения (Автор: Щеголева А.; научный руководитель: Домрачева С.А.).
В результате проектирования у студентов формируются: 1. умение анализировать социальные ситуации; 2. ответственное отношение к темам; 3. умение анализировать свою деятельность и деятельность команды; 4. умение «перспективно мыслить» Освоение студентами проектной деятельности позволяет им повысить качество знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, совершенствовать навыки профессиональной педагогической деятельности, обеспечить формирование личностных качеств, повысить уровень конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Овладев навыками проектирования, студенты успешнее проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях, расширяют знания, необходимые для подготовки выпускных дипломных проектов. На практических занятиях по спецкурсу студенты приобретают опыт работы в команде, овладевают навыками прогнозирования, осваивают алгоритмы разработки различных видов проекта, учатся оценивать проектные риски и находить пути их минимизации или компенсации. Итак, организация творческой учебной деятельности с использованием метода проектов приводит, с одной стороны, к развитию творческих способностей студентов, с другой - оказывает положительное обратное воздействие на саму систему образования в результате самореализации и профессионального роста педагогических кадров, совершенствования форм организации, методического обеспечения и материальной базы учебного процесса. Проектирование гармонизирует все направления деятельности вуза, обеспечивая сближение образовательных практик и отдельных преподавателей. Основные понятия: проектные технологии, метод проектов в вузе, конкурсы проектов вузе.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика проектирования в вузе? 2. Чем отличается метод проектов в вузе от метода проектов в школе? 3. Какова роль преподавателей в организации проектной деятельности студентов? 4. В каких конкурсах проектов могут принимать участие студенты? 5. Какие требования необходимо выполнять при оформлении заявки на конкурс?
Список литературы: 1. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности / З.А. Абасов // Высшее образование сегодня. – 2004. – №6. – С. 9-12. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. 3. Зерщикова, Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе / Т.А. Зерщикова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82. 4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
Электронные ресурсы: 1. Воинова, О.В. Проектные технологии обучения общенаучным дисциплинам в системе высшего технического образования / О.В. Воинова [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.dissercat.com/content/proektnye-tekhnologii-obucheniya-obshchenauchnym-distsiplinam-v-sisteme-vysshego-tekhnichesk. 2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/06.php. 3. Наумова, В.А. Содержание и методы обучения иностранным языкам. Проектная технология / В.А. Наумова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/589341/.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.013 с.) |