Проектирование во внеучебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование во внеучебной деятельности



Проектирование как одна из современных технологий достаточно эффективно используется не только в учебной, но и во внеучебной деятельности студентов. В системе образования проводятся различные конкурсы проектов. Благодаря участию в конкурсах участники приобретают опыт инновационной и проектной деятельности.

Руководство инновационной деятельностью в МарГУ осуществляет инновационный центр, который был создан в 2005 году. Инновационная деятельность в вузе направлена на создание необходимых условий для внедрения инновационных продуктов и получение экономического, социального, экологического и иных эффектов от их реализации:

– инновации в образовании – результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных программ, направлений по подготовке и переподготовке кадров, новых технологий в образовании;

– научно-технические инновации – результаты инновационной деятельности в виде разработки методик, технологий, образцов, научно-технических услуг и иной наукоемкой продукции;

– передача научной продукции из вузовского сектора науки в сектор промышленности.

Целью центра является постепенная интеграция вуза в единый учебно-научно-инновационный центр, в котором происходит совершенствование как учебной, так и научной работы и реализация наукоемкой продукции.

Центр активизирует студентов и преподавателей для участия в конкурсах проектов различного уровня.

Так, например, в Марийском государственном университете ежегодно проводится внутривузовский конкурс «Лучшие инновационные проекты», целью которого является стимулирование научной деятельности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов выявление перспективных идей.

Среди победителей конкурса 2011 года были следующие проекты:

«Научная школа как технология развития исследовательских компетенций студентов психолого-педагогического направления подготовки специалистов» (Автор: профессор Морова Н.С., декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук);

«Интерактивный экологический лекторий» (Автор: Почитаева М.В., старший преподаватель кафедры психологии развития и образования МарГУ);

В конкурсе «Педагог XXI века» в номинации «Студенческая инициатива» в 2011 году среди победителей были и проекты студентов, обучающихся на факультете педагогики и психологии:

- проект «Использование развивающих компьютерных программ в обучении детей с острыми нарушениями речи» (Автор: Щеголева А., научный руководитель: Домрачева С.А., доцент кафедры психологии развития и образования МарГУ, кандидат педагогических наук) (1 место);

- проект «Вселенная добра» (Авторы: Осипенко П.Д., Павлов С.А., Игнатов И.Г.; научный руководитель: профессор Морова Н.С., декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук) (2 место);

В 2012 году победителями этого же конкурса стали:

- проект «На крыльях добра» (Авторы: Козырева Е., Горелов А.; научный руководитель Морова Н.С. декан факультета педагогики и психологии МарГУ, доктор педагогических наук) (1 место);

- проект «Создание веб-сайта для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии» (Автор: Егорова Д.; научный руководитель: Домрачева С.А., доцент кафедры психологии развития и образования МарГУ, кандидат педагогических наук) (2 место) (Приложение 5.)

Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.

Студенты имеют возможность участвовать не только во внутривузовских, но и в республиканских, всероссийских конкурсах.

В 2012 году в I республиканском конкурсе социально-значимых проектов «Молодежь – региону: идеи, инициативы, инновации» призовое (3 место) занял проект «Мультимедийные игры как средство знакомства школьников с культурой родного края» (Авторы: Егошина В., Чучалова Е., Юринова Е.; научный руководитель: Домрачева С.А.).

Под руководством Моровой Н.С. студенты активно участвуют в конкурсах и получают гранты Президента РФ (Всероссийском конкурсе представителей детских и молодежных общественных объединений по линии СПО-ФДО и межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердие», Всероссийском конкурсе социально-культурных проектов «Свой мир мы строим сами», Всероссийском конкурсе социальных проектов общественных объединений, оказывающих социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Проект Дреминой Д. представлен к гранту Президента РФ в поддержку талантливой молодежи (Москва, март 2012 г.).

В 2012 году команда студентов факультета педагогики и психологии принимала участие в форуме «СЕЛИГЕР-2012». Каждый из них представлял свой проект, который оценивался экспертами. Во всероссийской Ярмарке социальных проектов один из них был отмечен грантом - проект «Игры с тигрой», улучшающий качество речи детей дошкольного возраста и способствующий развитию навыков общения (Автор: Щеголева А.; научный руководитель: Домрачева С.А.).

 

В результате проектирования у студентов формируются:

1. умение анализировать социальные ситуации;

2. ответственное отношение к темам;

3. умение анализировать свою деятельность и деятельность команды;

4. умение «перспективно мыслить»

Освоение студентами проектной деятельности позволяет им повысить качество знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, совершенствовать навыки профессиональной педагогической деятельности, обеспечить формирование личностных качеств, повысить уровень конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Овладев навыками проектирования, студенты успешнее проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях, расширяют знания, необходимые для подготовки выпускных дипломных проектов.

На практических занятиях по спецкурсу студенты приобретают опыт работы в команде, овладевают навыками прогнозирования, осваивают алгоритмы разработки различных видов проекта, учатся оценивать проектные риски и находить пути их минимизации или компенсации.

Итак, организация творческой учебной деятельности с использованием метода проектов приводит, с одной стороны, к развитию творческих способностей студентов, с другой - оказывает положительное обратное воздействие на саму систему образования в результате самореализации и профессионального роста педагогических кадров, совершенствования форм организации, методического обеспечения и материальной базы учебного процесса. Проектирование гармонизирует все направления деятельности вуза, обеспечивая сближение образовательных практик и отдельных преподавателей.

Основные понятия: проектные технологии, метод проектов в вузе, конкурсы проектов вузе.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика проектирования в вузе?

2. Чем отличается метод проектов в вузе от метода проектов в школе?

3. Какова роль преподавателей в организации проектной деятельности студентов?

4. В каких конкурсах проектов могут принимать участие студенты?

5. Какие требования необходимо выполнять при оформлении заявки на конкурс?

 

Список литературы:

1. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности / З.А. Абасов // Высшее образование сегодня. – 2004. – №6. – С. 9-12.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. 

3. Зерщикова, Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе / Т.А. Зерщикова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82.

4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Воинова, О.В. Проектные технологии обучения общенаучным дисциплинам в системе высшего технического образования / О.В. Воинова [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.dissercat.com/content/proektnye-tekhnologii-obucheniya-obshchenauchnym-distsiplinam-v-sisteme-vysshego-tekhnichesk.

2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова  [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/06.php.

3. Наумова, В.А. Содержание и методы обучения иностранным языкам. Проектная технология / В.А. Наумова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/589341/.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.013 с.)