Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод проектов в современной школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогическое проектирование – это использование метода проектов в образовательном процессе. По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты. Проектный метод - это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера. Традиционный учебный процесс в школе ориентирован в большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу. Не менее сложным оказывается для старшеклассников и выбор профиля высшего или среднего специального учебного заведения, а также проектирование собственного жизненного пути. Во многих психолого-педагогических работах доказано, что индикаторами фактора «развитие» является способность человека к творческому поиску, анализу и переработке информации. Большие возможности для обучения старшеклассников приемам исследовательской деятельности предоставляет объединение их в научные общества и участие в проектной деятельности. Научная работа предполагает исследование проблем, которые еще не решены. При этом особо ценится способность видеть в открытиях не только ответ, но и новые вопросы. Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
Задачи проектной деятельности: 1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. 2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Включение их в процесс самообразования и саморазвития. 3. Развитие у учащихся творческого мышления, научной интуиции и инициативного подхода к усвоению знаний. 4. Формирование исследовательских навыков, умений грамотно доказывать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
В результате объединения старшеклассников для достижения общих задач у них вырабатываются устойчивая готовность к саморазвитию, умение самосовершенствоваться; проявляются определенные интеллектуальные качества, обозначающие готовность к творческой самореализации. Под готовностью старшеклассников к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления учащимися замыслов в решении учебных задач и проблем. В рамках обучения старшеклассников приёмам научно-исследовательской деятельности выделяются три главных принципа проектирования: - задача разработки тематики содержания научных работ учащихся; - проектирование форм и методов работы, в наибольшей степени способствующих развитию общения между участниками образовательного процесса; - вовлечение в научно-исследовательскую деятельность старшеклассников и стимулирование их активной позиции в профессиональном самоопределении. Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, созданного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Первоочередной задачей учащегося является выбор темы исследования. Эта работа предполагает тесное сотрудничество ученика и педагога, выступающего в роли научного руководителя. Практика создания научно-исследовательских работ со старшеклассниками может рассматриваться как особое направление образовательного процесса. Тема должна быть актуальной, в ней должны отражаться новые перспективные направления науки и техники. Выбор темы зависит от интересов как самих учащихся, так и работающих с ними педагогов. Включение проектной деятельности учащихся в учебный план школы может осуществляться следующим образом: - в рамках регионального компонента; - в рамках школьного компонента;
- за счет часов, выделенных внутри предметных областей и курсов по выбору. - за счет часов, специально отведенных экспериментальным Базисным учебным планом РФ, вариант 3.
Проектное обучение Проектное обучение – это обучение, в процессе которого используется метод проектов. Под целями проектного обученияпонимают следующее: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным: а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока), когда не на словах, а на деле учащийся может почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. 2. Развивать у учащихся осознание значимостиколлективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместнойдеятельности впроцессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать, понять другую. В случае несогласия уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не просто отвергать его) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, учитывающее позитивные моменты каждого предложения. 3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). Указанные выше цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» – «Я хочу» – «Я нравлюсь»), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений). В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Исследователи выделяют основные требования к использованию метода проектов: а) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного поиска для ее решения; б) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры);
в) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.007 с.) |