Основы исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы исследовательской деятельности



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

 

Учебное пособие

 

Йошкар-Ола

2012

Рецензенты:

Л.В. Карцева, д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань;

Н.С. Морова, д-р пед. наук, профессор, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

 

Рекомендовано к изданию

редакционно-издательским советом МарГУ

 

 

Домрачева, С.А. Социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие / С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. - 140 с.

 

 

В пособии изложены учебные материалы по курсу «Социально-педагогическое проектирование», включающиетеоретические и практические основы проектирования; учебно-методические материалы; методические рекомендации; словарь основных понятий; программу семинарских занятий, вопросы к зачету.

В учебном пособии рассматриваются все основные составляющие процесса проектирования, описываются современные подходы к организации инновационной и проектной деятельности в образовательной системе, даются некоторые практические рекомендации по созданию проектов и представлению заявок на конкурсы проектов.

Учебное пособие представляет интерес для преподавателей вузов, научных работников системы образования, аспирантов и студентов.

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к социально-педагогическому проектированию в системе высшего образования достаточно велик. Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат и магистратуру.

Социально-педагогическое проектирование - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность, которая предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектирование в вузе является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций будущих специалистов психолого-педагогической направленности; знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, способствует развитию коммуникативных навыков, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях, конкурсах и грантовой деятельности.

Использование учебного пособия позволит расширить знания по проектированию, овладеть понятийным аппаратом, углубить навыки проектной деятельности, воспользоваться методическими рекомендациями по оформлению проектов, представляемых на конкурсы.

При составлении учебного пособия использовались теоретические разработки в области проектирования: Г.В. Воробьева, В.В. Гузеева, В.И. Загвязинского, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат, М.М. Поташника, А.С. Сиденко, М.Н. Скаткина, И.Д. Чечель и других.

Учебное пособие «Социально-педагогическое проектирование» содержит шесть разделов: проектирование в образовательной деятельности (раздел 1), социальное проектирование (раздел 2), проектирование систем образования (раздел 3), проектирование как педагогическая технология (раздел 4), теоретические подходы к экспертизе проектов (раздел 5), использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов (раздел 6).

В разделе 1 рассматривается сущность проектирования и основные факторы, необходимые для осуществления проектной деятельности; этапы проектирования, теоретические основы управления проектами; функции и структура, содержание инновационного проекта. Особое внимание обращается на показатели результативности проектной деятельности.

При изучении раздела 1 у студентов должны быть сформированы учебно-познавательные компетенции (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, формирование способности к систематизации знаний)

Освоение знаний по данному разделу дает возможность овладеть общими знаниями и частными способами проектирования и сформировать умения по внедрению инноваций в образовательные учреждения, способствует повышению проектной культуры личности.

В разделе 2 обоснована практика социального проектирования, при его изучении студентам предлагается познакомиться с алгоритмом разработки проектов, с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования. Рассматриваются основные требования к социальному проекту; дается сравнительная характеристика социального и грантового проекта.

При изучении раздела 2 должны быть сформированы с оциальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, ведению дискуссий; формирование готовности к согласованным действиям, направленных на достижение поставленных целей) и к оммуникативные компетенции (формированиеумений работать в коллективе, выполнять деятельность в проектной группе).

Раздел 3 расширяет представления студентов о проектировании; раскрываются возможности проектирования и оценки эффективности воспитательных и образовательных систем.

При изучении раздела 3 должны быть сформированы о бщекультурные компетенции (проявление личностных качеств – гражданских, нравственных, интеллектуальных, общекультурных)

В разделе 4 проектирование рассматривается как педагогическая технология. Студенты знакомятся с методическими рекомендациями по оформлению проектной папки, проведению в школе предметной недели, созданию портфолио проекта, использованию проектных технологий в вузе.

В разделе 5 представлены теоретические подходы к экспертизе проектов. Знакомство с процедурой проведения экспертизы проектов помогает студентам оценить предполагаемые изменения образовательной системы в самом начале, избежать негативных последствий педагогических новшеств.

При изучении раздела 5 должны быть сформированы ц енностно-смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей при экспертизе проектов), коммуникативные компетенции (расширение понятий о социальных ролях (генератор идей, координатор, исполнитель, эксперт).

В разделе 6 раскрываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов, что способствует усвоению требований к оформлению проектов и их презентации; расширяются возможности проектантов в представлении результатов проекта.

При изучении раздела 6 должны быть сформированы с пециальные компетенции (формирование способности самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации).

Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь научиться: находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать, правильно оформлять документацию проекта, оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, составлять четко структурированный план проекта, разрабатывать экономичный бюджет проекта, организовывать достойную презентацию проекта.

Оформление научно-исследовательских работ

1. Кожухар В.М. Основы научных исследований. Учебное пособие Кожухар В.М. Дашков и К 2010 // ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/

 

Структура проекта

 

Структура проекта состоит, как правило, из следующих компонентов:

1. Название (идея) проекта.

2. Сведения об авторах проекта.

3. Обоснование актуальности проблемы.

4. Цели, задачи проекта.

5. Методы и методики исследования.

6. Механизм реализации.

7. Календарный план проекта.

8. Результаты.

9. Перспективы развития проекта.

10. Бюджет.

Название проекта должно отражать суть проблемы. Желательно, чтобы в названии использовались термины, свидетельствующие о предполагаемой деятельности, например: формирование, создание и т. д.

В сведениях об авторах указываются фамилия, имя, отчество, должность, название организации, в которой работают (или учатся) авторы проекта. Дополнительно можно указать ученую степень, ученое звание.

Актуальность проекта - это,по сути, ответ на вопрос «Почему именно Вы делаете этот проект именно сейчас и именно здесь?». Любое проектное предложение всегда начинается с объяснения причин, побудивших авторов к разработке проекта.

Для доказательства актуальности оценивается и описывается социальная ситуация, сложившаяся в конкретном сообществе, выделяется из круга наиболее актуальных проблем одна, которая заботит авторов больше всего и которую они намерены решить.

Актуальность должна быть основана на фактах: мнение признанных экспертов, фактические события, аналитические данные, социологические опросы.

Чем больше фактических подтверждений актуальности проблемы, тем больше поводов обратить внимания именно на Ваш проект. В описании стоит использовать только точные данные, но избегайте процентного выражения при формировании количественных показателей проблемы. В тех областях, где это возможно, используйте числовые показатели. В случае с социологическими опросами или другой аналитикой, где определенный срез принимается как мнения всей аудитории, используя процентное отношения, указывайте число опрошенных респондентов, с которыми работали и только потом переходите к процентам.

Наиболее важными компонентами являются цели и задачи проекта.

Цель – это осознанное представление итогового результата деятельности по проекту. Формулировка цели должна соответствовать заявленной проблеме. Цель должна быть реалистичной, ранжируемой, диагностируемой, то есть иметь определенные измерители.

Задачи проекта:

1. Действия, которые предпринимаются, чтобы достичь цели проекта.

2. Поручение, задание, вопрос, требующие решения по известным данным с соблюдением условий.

3. Формулировки задач начинаются с глаголов совершенного вида: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, апробировать, разработать.

Приведем пример формулировки темы, цели и задач проекта:

Тема: « Формирование готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности».

Цель проекта: способствовать формированию готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Задачи проекта:

- изучить теоретические основы оказания психологической помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- оказывать научно-методическую помощь социальным учреждениям города и их специалистам в работе с людьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- развивать формы оказания волонтерской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- развивать профессионально-ориентированные личностные качества волонтеров.

Механизм реализации.

В данном разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов. Эти мероприятия могут быть сгруппированы по блокам (разделам); представлены в виде модели, схемы. Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как, когда и в какой последовательности это будет происходить, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.

В основе эффективного проекта должна лежать базовая технология – набор простых и понятных действий, связанных с участником проекта, с помощью которых у него возникает сверхмотивация участия и достижения результатов.

Технологичность – это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата.

Эффективность реализации проекта напрямую зависит от того, насколько верно перед проектной командой поставлена цель и достижима ли эта цель для данной команды.

 

Планирование проекта нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и документированы все действия, необходимые для достижения целей проекта. План проекта нужен для координации деятельности всех участников проекта. Целостный план задает порядок выполнения всех работ. Он описывает, что, кто, как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение системы логически взаимосвязанных результатов и назначение ответственных за эти результаты. Далее определяются перечни и взаимосвязи необходимых операций. Для каждой операции определяются необходимые ресурсы (люди, оборудование, материалы). Утверждение плана означает возможность перехода к этапу исполнения.

Классификация проектов

 

В системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количеству участников проекта, продолжительности выполнения проекта и другим). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

Е.С. Полат выделила типологические признаки проекта, на основании которых предложенную автором классификацию можно представить в таблице (Таблица 1):

 

Таблица 1 – Типологические признаки проекта

Типологические признаки проекта Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности

исследовательский
поисковый
творческий
ролевой (игровой)
прикладной (практико-ориентированный),
ознакомительно-ориентировочный (информационный)

По предметно-содержательной области

монопроект (в рамках одной области знаний)
межпредметный (в рамах нескольких областей знаний)

По характеру координации проекта

непосредственный (явный характер участия в проекте педагога или специалиста в той области знаний, которая подлежит изучению)
скрытый (неявный, имитирующий характер участи в проекте)

По характеру контактов

внутренние или региональные (в пределах одной страны)
международные (представители разных стран)

По количеству участников проекта.

личностные (между двумя партнерами, находящиеся в разных школах, регионах, странах)
парные (между парами участников)
групповые (между группами участников)

По продолжительности выполнения

проектов

краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)
средней продолжительности (от недели до месяца)
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

 

В доминирующем проекте деятельности можно наметить следующие типы проекта:

Исследовательские

Этот тип проектов полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинными научными исследованиями. Он предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Например, исследовательский проект на тему: «Интернет как среда общения современных студентов». В ходе его реализации предполагается изучить особенности общения студентов в сети Интернет.

Творческие

Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана сочинения, статьи и пр. Например, тема творческого проекта «Создание видеофильма о взаимодействии родителей и педагогов в детском саду».

Ролевые, игровые

Структура таких проектов только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Ознакомительное - ориентировочные (информационные)

Этот тип направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенный для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.

Практико – ориентированные

Они отличаются четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования).

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

По М.Б. Лебедевой проектный метод – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера.

Повышение внимания к проектной деятельности связанно с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество обученности.

В последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях. В данных работах представлена общая характеристика проектной модели обучения в вузе. Подчеркивается, что это неклассическая модель, которая предполагает практико-ориентированное, проектное образование, прикрепление студентов к кафедральным проектам, выстраивание индивидуальных траекторий.

Таким образом, в системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количество участников проекта, продолжительность выполнения проекта и другие). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

 

Основные понятия: проект, проектирование, проектная деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое проект?

2. Какие виды проектов Вы знаете?

3. Что такое проектирование?

4. Как описывается актуальность проекта?

5. Назовите признаки проектов по А.В. Сухомлинову.

6. По каким показателям классифицируются проекты?

Список литературы:

1. Ворошилова А. Начнем с проекта [Об обучении учителей проектной деятельности] // Первое сентября. 2000. №41. С.3.

2. Ивасенко, А.С. Управление проектами: учебное пособие / А.С. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. – 330 с

3. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –  №4. июль-август. – С. 20-26.

4. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М., 2003. – 272 с.

5. Чечель, И.Д. Целевое педагогическое проектирование / И.Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 48-82.

Электронные ресурсы:

1. Лебедева, М.Б. Информационные технологии как средство реализации взаимосвязи технологий обучения / М.Б. Лебедева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-1794.html.

2. Понятие проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosup.ru/topic283.html.

3. Сухомлинов, А. Основные характеристики проекта / А. Сухомлинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kiev-market.com/article/project010.htm.

 

1.2. Метод проектов как технология в системе образования

 

Метод проектов как технология Почему нужно переходить на метод проектов?

  1. Метод проектов как технология

 

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов как форма учебной работыполучил распространение в первой трети XX века. В основу метода проектов положены взгляды американского философа Дж. Дьюи. Он считал особым способом обучения исследование окружающей жизни в проектной форме. Последователем Дж. Дьюи стал В.Х. Килпатрик, он считал, что целью обучения должно стать вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования.

Как считает Т. А. Зерщикова[2], метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д. [2, с. 79-82.].

  1. Почему нужно переходить на метод проектов?

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным из всех технологий является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

· необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

 

Социальное проектирование

 

2.1. Основные требования к социальному проекту

 

Понятие социального проектирования Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании Требования, предъявляемые к социальным проектам Методические рекомендации по составлению бюджета проекта.

 

Требования, предъявляемые к социальным проектам

 

При написании социальных проектов необходимо руководствоваться тем, что результатом их реализации должен быть социально значимый результат (детская площадка, каток и другой социально значимый объект или продукт).

В социальном проекте необходимо предусмотреть:

1. Возможности заявителя:

- наличие реального опыта работы в регионе для осуществления данного проекта;

- профессионализм основных исполнителей.

2. Социальная значимость:

- актуальность данной проблемы для территории, на которой он будет реализован;

- степень разработанности проблемы, на решение которой направлен данный проект.

3. Цели и задачи проекта:

- четкость формулировки задач и целей проекта и возможность их количественной оценки в рамках проекта;

- реальность достижения поставленных целей в установленные проектом сроки.

4. Деятельность по проекту

- адекватность указанных в проекте видов деятельности решению заявленным задачам и достижению предполагаемых результатов;

- новизна подходов, которые предлагается использовать в данном проекте;

- наличие четкого плана-графика осуществления деятельности по проекту;

- оценка результатов проекта и возможность его дальнейшего развития.

5. Бюджет:

- реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;

- наличие софинансирования деятельности по проекту;

- эффективность проекта с точки зрения соотношения предполагаемых результатов и стоимости проекта.

6. Предполагаемые (ожидаемые) результаты?

Результаты проекта – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь.

При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели, а цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

7. Жизнеспособность проекта (перспективы)

Задача этого раздела – спрогнозировать дальнейший путь развития проекта. В дальнейшем будет расширена география проекта, освоены новые виды деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

8. Финансовое обоснование проекта

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

- сколько необходимо средств на осуществление проекта?

- на какие цели будут израсходованы средства?

- какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

- какая имеется материально-техническая база?

- какие дополнительные источники финансирования будут использованы?

Бюджет составляется после обдумывания проекта. Он должен содержать реальную финансовую информацию.

При представлении проектана конкурс или поиске социальных партнеров для софинансирования необходимо:

- знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;

- дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект (закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту; не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта).

4. Методические рекомендации по составлению бюджета социального проекта

 

Бюджет или смета расходов – практически самая главная часть заявки на грант. Необходимо заранее произвести оценку возможностей организации и подсчитать в денежном выражении ее конкретный вклад в проект. Вклад организации в проект может отражаться в разных статьях расходов составляемого бюджета, связанных с выполнением проекта: оплата труда, аренда помещений или оборудования, стоимость оборудования, стоимость капитального или косметического ремонта помещения, расходные материалы, транспортные расходы и т.п. Эти расходы должны быть напрямую связаны с реализацией заявляемого проекта.

Структура бюджета. Наиболее распространена структура бюджета, состоящая из трех основных разделов: оплата труда, основные прямые расходы, непрямые или косвенные расходы.

Оплата труда (или «Индивидуальная финансовая поддержка»). В этот раздел входят все расходы по оплате труда штатных сотрудников организации, занятых в проекте, а также расходы по оплате договорных услуг, например, консультантов. Сюда же относятся все затраты, связанные с выплатой налогов и других обязательных отчислений, как по штатным сотрудникам, так и по договорным услугам. При расчете раздела следует учитывать, что выплаты производятся по частям, причем вторая и последующие части выплачиваются только после получения подробного отчета о расходовании первой части грантовых средств. Как правило, первая часть составляет в среднем четвертую часть всей суммы гранта. В таблице 2 отражено рекомендуемое распределение фонда оплаты труда.

В графу «Имеющаяся сумма» включены средства либо организации, либо полученные из других источников. Сюда же можно включить средства и услуги, предлагаемые на безвозмездной основе. В комментариях к бюджету делаются пояснения, что это стоимость, например, добровольного труда.

Консультативные услуги. Сюда входят все выплаты консультантам, экспертам, переводчикам, специалистам, тренерам и ведущим семинаров, наладчикам оборудования или программного обеспечения и т.п. по временным договорам. Как правило, указывается стоимость одного дня работы и количество дней. Если консультанты и специалисты работают безвозмездно или добровольно, то эти данные отмечаются в графе «Имеющиеся средства».

Таблица 2. Форма для планирования оплаты труда.

Кол-во Долж-ность Пол-ная месяч-ная опла-та труда (долл) % вре-мени рабо-ты в про-екте Длитель-ность рабо- ты в проекте (месяц.) Пол-ная сум-ма Имею-щаяся сумма Требу-емая сумма
1 Дирек-тор 200 40% 12 960 200 760
2 Бух-галтер 100 50% 12 500 100 400
3 Глав-ный коорди-натор 100 100% 8 800 0 800
  Итого по персо-налу:       2260 300 1960

 

Обязательные отчисления. Размер отчислений часто меняется. В настоящее время существует единый социальный налог в размере 30,2% и ряд других обязательных отчислений. Поэтому окончательные расчетные цифры лучше всего вносить в бюджет перед отправкой заявки на конкурс. Лучше не превышать расходы на оплату труда, которая должна составлять не более 30%, если иное не оговорено условиями конкурса.

Основные прямые расходы. Одной из основных и наиболее часто вводимых в бюджет статей является статья «Оборудование и сопутствующие расходы». Каждый фонд или организация имеет свои ограничения и свое толкование того, что рассматривается под понятием «Оборудование». Часто оборудованием называют предметы, стоящие более 500 долл. и предназначенные для эксплуатации сроком более чем один год. Но бывает, что в эту статью включаются все виды оборудования, даже если оно стоит 50 долл. и меньше. Как правило, в эту статью включается покупка компьютеров, принтеров, сканеров, факсов, модемов и пр. Приветствуется покупка специального оборудования, необходимого для реализации проекта. В эту же статью входят и расходы на аренду оборудования, используемого в проекте. В статье «Оборудование» можно по максимуму включить в графу «Имеющиеся средства» стоимость оборудования, которое существует в учреждении и будет использоваться в проекте. Это покажет грантодателям, каковы потенциальные возможности организации. В эту же статью включаются дополнительные расходы (если они есть) на доставку нового оборудования, его установку и страхование.

«Аренда помещений». Сюда, как правило, включаются затраты на аренду помещений для выездных семинаров и других мероприятий. В комментариях к бюджету необходимо привести анализ средней стоимости аренды в той местности, где она будет осуществляться. Иногда статью «Аренда помещений» включают в состав другой – «Административные и прочие расходы», в которую также входят и статьи «Расходные материалы», «Связь и коммуникации», «Прочие расходы».

«Расходные материалы». Эта статья может включать стоимость учебников и учебных пособий, комплектующих материалов, спецодежды, канцелярских товаров, материалов для обучающих семинаров. Как правило, эту статью полностью включают в графу «Запрашиваемые средства».

«Командировочные и транспортные расходы». Если предполагается проведение выездных мероприятий, приглашение преподавателей, консультантов, тренеров, учащихся и т.д., именно в статью «Командировочные и транспортные расходы» включаются все расходы, связанные с поездками. В эту статью включается стоимость проезда с учетом страхования, стоимость постельных принадлежностей в ж/д транспорте, стоимость проживания в гостинице, стоимость суточных, стоимость питания. Если в проекте заложены зарубежные командировки, необходимо их выделить в отдельную строку с указанием стоимости билетов, стоимости визы, страхования, суточных и других расходов. В комментариях к бюджету необходимо подробно разъяснить все заложенные в эту статью расходы.

«Связь и коммуникации». Включает в себя почтовые расходы, расходы на оплату междугородних телефонных переговоров, стоимость услуг Интернета и электронной почты во время выполнения проекта. Примечание. Прилагаемые к финансовому отчету счета должны по времени оказания услуг совпадать со сроком реализации проекта.

«Прочие расходы». Включает, к примеру, расходы на печатные работы, публикации, стоимость рекламных объявлений, оплату дополнительных услуг, в т.ч. банковских.

Непрямые расходы. Статья редко оплачивается грантодателем, поскольку включает, как правило, накладные расходы организации, которые рассчитываются в виде процентов от общего фонда оплаты труда или всех прямых расходов.

Бюджет проекта оформляется в виде таблицы с обязательным указанием результирующих цифр по стоимости всего проекта. При окончательном составлении бюджета следует обязательно проверить соотношение имеющихся и запрашиваемых средств.

 

Основные понятия: социальный проект,грантовый проект, заявка на конкурс, бюджет проекта.

 

Вопросы для самоконтроля:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.139 с.)