Понятие социального проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального проектирования



 

Социальное проектирование способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды посредством конкретных целей и задач, предложение мер и действий по их достижению, определение необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения идеи.

Первым условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.

Вторым условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.

Успешность проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Социальное проектирование это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Проектирование, как особый вид деятельности студента,
выступает средой и условиями формирования качественно новых отношений и обеспечивает реальное равенство прав ее участников.

Выделяются следующие этапы социального проектирования:

1. Выявление сущности общественной потребности данного проекта.

2. Сбор социологической и социальной информации как исходной для реализации социального проекта.

3. Определение исходных параметров социального проекта и построение его оптимальной модели.

Социальное проектирование это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью.

Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Как элемент системы образования социальное проектирование учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Проектирование составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.

Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

- противоречивость социального объекта;

- многовекторность развития социального объекта;

- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории;

- многофакторность бытия социального объекта;

- наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

- субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

- факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления которой является получение продукта. Нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Субъектами социального проектирования могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами социального проектирования могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения учителя и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются труды Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой и др. Широко представлена методология проектирования образовательной деятельности для работников образования, руководителей, участвующих в инновационной деятельности в трудах Т.Г. Новиковой, А.С. Сиденко.

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.

Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.

В последние годы проектирование получило широкое распространение в системе высшего профессионального образования. Большинство студентов выпускных курсов современных вузов выполняют свои дипломные проекты, которые по сути своей соответствуют признакам исследовательских проектов.

Проблема включения студенческой молодежи в социальное проектирование оказалась актуальной вдвойне – с одной стороны как один их методов, способствующий повышению качества их образования с другой стороны как метод позволяющий выпускникам вузов стать конкурентоспособными специалистами на рынке услуг.

Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.

 

Требования, предъявляемые к социальным проектам

 

При написании социальных проектов необходимо руководствоваться тем, что результатом их реализации должен быть социально значимый результат (детская площадка, каток и другой социально значимый объект или продукт).

В социальном проекте необходимо предусмотреть:

1. Возможности заявителя:

- наличие реального опыта работы в регионе для осуществления данного проекта;

- профессионализм основных исполнителей.

2. Социальная значимость:

- актуальность данной проблемы для территории, на которой он будет реализован;

- степень разработанности проблемы, на решение которой направлен данный проект.

3. Цели и задачи проекта:

- четкость формулировки задач и целей проекта и возможность их количественной оценки в рамках проекта;

- реальность достижения поставленных целей в установленные проектом сроки.

4. Деятельность по проекту

- адекватность указанных в проекте видов деятельности решению заявленным задачам и достижению предполагаемых результатов;

- новизна подходов, которые предлагается использовать в данном проекте;

- наличие четкого плана-графика осуществления деятельности по проекту;

- оценка результатов проекта и возможность его дальнейшего развития.

5. Бюджет:

- реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;

- наличие софинансирования деятельности по проекту;

- эффективность проекта с точки зрения соотношения предполагаемых результатов и стоимости проекта.

6. Предполагаемые (ожидаемые) результаты?

Результаты проекта – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь.

При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели, а цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

7. Жизнеспособность проекта (перспективы)

Задача этого раздела – спрогнозировать дальнейший путь развития проекта. В дальнейшем будет расширена география проекта, освоены новые виды деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

8. Финансовое обоснование проекта

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

- сколько необходимо средств на осуществление проекта?

- на какие цели будут израсходованы средства?

- какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

- какая имеется материально-техническая база?

- какие дополнительные источники финансирования будут использованы?

Бюджет составляется после обдумывания проекта. Он должен содержать реальную финансовую информацию.

При представлении проектана конкурс или поиске социальных партнеров для софинансирования необходимо:

- знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;

- дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект (закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту; не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта).

4. Методические рекомендации по составлению бюджета социального проекта

 

Бюджет или смета расходов – практически самая главная часть заявки на грант. Необходимо заранее произвести оценку возможностей организации и подсчитать в денежном выражении ее конкретный вклад в проект. Вклад организации в проект может отражаться в разных статьях расходов составляемого бюджета, связанных с выполнением проекта: оплата труда, аренда помещений или оборудования, стоимость оборудования, стоимость капитального или косметического ремонта помещения, расходные материалы, транспортные расходы и т.п. Эти расходы должны быть напрямую связаны с реализацией заявляемого проекта.

Структура бюджета. Наиболее распространена структура бюджета, состоящая из трех основных разделов: оплата труда, основные прямые расходы, непрямые или косвенные расходы.

Оплата труда (или «Индивидуальная финансовая поддержка»). В этот раздел входят все расходы по оплате труда штатных сотрудников организации, занятых в проекте, а также расходы по оплате договорных услуг, например, консультантов. Сюда же относятся все затраты, связанные с выплатой налогов и других обязательных отчислений, как по штатным сотрудникам, так и по договорным услугам. При расчете раздела следует учитывать, что выплаты производятся по частям, причем вторая и последующие части выплачиваются только после получения подробного отчета о расходовании первой части грантовых средств. Как правило, первая часть составляет в среднем четвертую часть всей суммы гранта. В таблице 2 отражено рекомендуемое распределение фонда оплаты труда.

В графу «Имеющаяся сумма» включены средства либо организации, либо полученные из других источников. Сюда же можно включить средства и услуги, предлагаемые на безвозмездной основе. В комментариях к бюджету делаются пояснения, что это стоимость, например, добровольного труда.

Консультативные услуги. Сюда входят все выплаты консультантам, экспертам, переводчикам, специалистам, тренерам и ведущим семинаров, наладчикам оборудования или программного обеспечения и т.п. по временным договорам. Как правило, указывается стоимость одного дня работы и количество дней. Если консультанты и специалисты работают безвозмездно или добровольно, то эти данные отмечаются в графе «Имеющиеся средства».

Таблица 2. Форма для планирования оплаты труда.

Кол-во Долж-ность Пол-ная месяч-ная опла-та труда (долл) % вре-мени рабо-ты в про-екте Длитель-ность рабо- ты в проекте (месяц.) Пол-ная сум-ма Имею-щаяся сумма Требу-емая сумма
1 Дирек-тор 200 40% 12 960 200 760
2 Бух-галтер 100 50% 12 500 100 400
3 Глав-ный коорди-натор 100 100% 8 800 0 800
  Итого по персо-налу:       2260 300 1960

 

Обязательные отчисления. Размер отчислений часто меняется. В настоящее время существует единый социальный налог в размере 30,2% и ряд других обязательных отчислений. Поэтому окончательные расчетные цифры лучше всего вносить в бюджет перед отправкой заявки на конкурс. Лучше не превышать расходы на оплату труда, которая должна составлять не более 30%, если иное не оговорено условиями конкурса.

Основные прямые расходы. Одной из основных и наиболее часто вводимых в бюджет статей является статья «Оборудование и сопутствующие расходы». Каждый фонд или организация имеет свои ограничения и свое толкование того, что рассматривается под понятием «Оборудование». Часто оборудованием называют предметы, стоящие более 500 долл. и предназначенные для эксплуатации сроком более чем один год. Но бывает, что в эту статью включаются все виды оборудования, даже если оно стоит 50 долл. и меньше. Как правило, в эту статью включается покупка компьютеров, принтеров, сканеров, факсов, модемов и пр. Приветствуется покупка специального оборудования, необходимого для реализации проекта. В эту же статью входят и расходы на аренду оборудования, используемого в проекте. В статье «Оборудование» можно по максимуму включить в графу «Имеющиеся средства» стоимость оборудования, которое существует в учреждении и будет использоваться в проекте. Это покажет грантодателям, каковы потенциальные возможности организации. В эту же статью включаются дополнительные расходы (если они есть) на доставку нового оборудования, его установку и страхование.

«Аренда помещений». Сюда, как правило, включаются затраты на аренду помещений для выездных семинаров и других мероприятий. В комментариях к бюджету необходимо привести анализ средней стоимости аренды в той местности, где она будет осуществляться. Иногда статью «Аренда помещений» включают в состав другой – «Административные и прочие расходы», в которую также входят и статьи «Расходные материалы», «Связь и коммуникации», «Прочие расходы».

«Расходные материалы». Эта статья может включать стоимость учебников и учебных пособий, комплектующих материалов, спецодежды, канцелярских товаров, материалов для обучающих семинаров. Как правило, эту статью полностью включают в графу «Запрашиваемые средства».

«Командировочные и транспортные расходы». Если предполагается проведение выездных мероприятий, приглашение преподавателей, консультантов, тренеров, учащихся и т.д., именно в статью «Командировочные и транспортные расходы» включаются все расходы, связанные с поездками. В эту статью включается стоимость проезда с учетом страхования, стоимость постельных принадлежностей в ж/д транспорте, стоимость проживания в гостинице, стоимость суточных, стоимость питания. Если в проекте заложены зарубежные командировки, необходимо их выделить в отдельную строку с указанием стоимости билетов, стоимости визы, страхования, суточных и других расходов. В комментариях к бюджету необходимо подробно разъяснить все заложенные в эту статью расходы.

«Связь и коммуникации». Включает в себя почтовые расходы, расходы на оплату междугородних телефонных переговоров, стоимость услуг Интернета и электронной почты во время выполнения проекта. Примечание. Прилагаемые к финансовому отчету счета должны по времени оказания услуг совпадать со сроком реализации проекта.

«Прочие расходы». Включает, к примеру, расходы на печатные работы, публикации, стоимость рекламных объявлений, оплату дополнительных услуг, в т.ч. банковских.

Непрямые расходы. Статья редко оплачивается грантодателем, поскольку включает, как правило, накладные расходы организации, которые рассчитываются в виде процентов от общего фонда оплаты труда или всех прямых расходов.

Бюджет проекта оформляется в виде таблицы с обязательным указанием результирующих цифр по стоимости всего проекта. При окончательном составлении бюджета следует обязательно проверить соотношение имеющихся и запрашиваемых средств.

 

Основные понятия: социальный проект,грантовый проект, заявка на конкурс, бюджет проекта.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные требования к социальному проекту.

2. В чем заключаются особенности грантового проекта?

3. Как составить план мероприятий социально-педагогического проекта?

4. Какие типичные ошибки допускаются при составлении социального проекта? Как предупредить эти ошибки?

5. Какие требования предъявляются к бюджету проекта?

Список литературы:

1. Автономов, А.С. Оценка в социальном проектировании: Методическое пособие / А.С. Автономов, В.Л. Ханашвили // Под общей ред. А.С. Автономова. – М.: Национальная Ассоциация благотворительных организаций. 2010. – 150 с.

2. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов (в помощь пишущим заявки на грант). Педагогическое объединение «Радуга», – М.: 1996.

3. Курбатов, В.И., Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Проект «Гражданин» – способ социализации подростков // Народное образование. – 2000. – №7.

5. Социальное проектирование. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Луков, В. А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М.: Флинта: Социум, 2003. – 240 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bugabooks.com/book/285-socialnoe-proektirovanie/2-annotaciya.html.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.055 с.)