Качественного социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественного социологического исследования



Все методы сбора информации в социологических исследования можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей и носят описательный характер. Качественные исследования предназначены для получения так называемой глубинной информации и направлены на интерпретацию собираемых сведений. Жесткие требования к математическому подтверждению достоверности полученной информации к качественным исследованиям не применяются.

Отличается и логика построения и реализации количественного и качественного исследований. Логика количественного исследования может быть охарактеризована, как линейная: движение от проблемы, цели, гипотезы через сбор информации и ее анализ к результатам исследования. В качественном исследовании логику уместно охарактеризовать, как спиральную: на каждом из логических этапов исследования возможно уточнение, дополнение, формулирование новых целей, гипотез исследования, сбор необходимой дополнительной информации и ее анализ, получение результатов и вновь их рассмотрение с позиций возможного уточнения, дополнения целей и гипотез исследования для его нового «витка».

С позиций специфики изучаемых явлений и подходов к их познанию выделяют следующие тактики качественного исследования:

- кейс-стади (дословно с английского: «изучение случая») — если в фокусе интереса проблемы уникального объекта, общности, события, механизмы их функционирования;

- этнографическое исследование — если в фокусе интереса новое знание о культуре, нормах и образцах поведения определенного сообщества;

- историческое исследование или устная история — если исследование направлено на восстановление полной картины исторического события или процесса, прежде всего его субъективной стороны, как последствий для его участников и очевидцев;

- история семьи — если интересна ретроспектива социальных процессов и механизмы передачи культурного капитала от поколения к поколению;

- история жизни или биографический метод — если интересна прежде всего индивидуальная жизнь и отражение в ней социальных и культурных процессов, соотношение индивидуального и социального в исторической ретроспективе;

- восхождение к теории — если в центре исследовательского интереса находится теоретическое осмысление изучаемого социального феномена.

В качестве методов сбора информации в качественном исследовании используют: глубинное интервью, наблюдение (долговременное, в естественных для изучаемого объекта условиях), анализ личных документов (дневников, писем, мемуаров, фотографий, видеофильмов), фокус-группа.

Реализация замысла качественного исследования подразумевает определение проблемы исследования (выбор проблемы, постановка общего исследовательского вопроса и частных подвопросов, формулировка цели) и непосредственно полевой этап исследования. Полевой этап включает в себя: поиск информантов; обеспечение доступа и установление контакта с ними; определение круга опрашиваемых лиц для насыщения выборки; сбор первичных данных; оформление информации в структурированном виде; организацию хранения информации.

Особенность позиции исследователя в качественной методологии в том, что он одновременно должен исполнять роли и «сочувствующего участника», и «стороннего наблюдателя».

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность социологического исследования, охарактеризуйте его этапы и разновидности.

2. Каково назначение программы социологического исследования и ее структурных компонентов?

3. Что такое выборочное исследование и как обеспечивается его репрезентативность?

4. Как в социологии осуществляется измерение социальных характеристик?

5. Раскройте сущность опроса как метода социологического исследования.

6. Раскройте сущность наблюдения как метода социологического исследования.

7. Раскройте сущность анализа документов как метода социологического исследования.

8. Раскройте понятие эксперимента как метода социологического исследования.

9. Каким образом анализируются данные социологических исследований?

10. В чем заключается специфика реализации стратегии качественных социологических исследований?

 

 

Тема 4. Общество как социологическая категория

 

План

1. Общество: понятие, сущностные признаки

2. Теории об обществе

3. Типология обществ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.004 с.)