Массовые общности: виды и характерные черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые общности: виды и характерные черты



Массовая общность (квазигруппа) — это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Основными характерными чертами массовых общностей можно считать:

• спонтанность возникновения;

• неустойчивость, временный характер совпадения интересов;

• неопределенность состава и границ;

• объединение индивидов внешними условиями существования;

• неспособность входить в качестве элементов в другие соци­альные общности;

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздейст­вием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи и социальные психологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором индивидом или группой, владеющими информацией и доводя­щими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в мага­зине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации). Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, явля­ется практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно большой аудитории.

Толпа. Толпа — это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Если толпа и имеет структуру, то она очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например, спокойно стоящая толпа в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее инди­видуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных людей.

3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоции..

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.

Случайная толпа не обладает какой-либо структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т. п.). В этом виде толпы людей объ­единяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное время­препровождение. Связь между индивидами в случайной толпе неустойчива, и индивиды могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий толпа может структурироваться и проявлять большую сплоченность.

Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т. д. Все это виды, обусловленной толпы.

Экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членами. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается толпа с экстремальным типами поведения. При исследовании социальных процессов этому виду толпы придается первоочередное значение, по сравнению с прочими видами.

Одной из форм действующей толпы является сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого подчинения от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на, какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Другая важная форма действующей толпы — восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. Социальный круг – это социальная общность, созданная с целью обмена информацией между ее членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата.  

Существует несколько разновидностей социальных кругов.

Контактные круги — это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются.

Профессиональные круги, или круги коллег — это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участ­ников профессиональных кругов требуется выполнение определен­ных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.

Дружеские круги — это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласо­ванно, следовать сходным образцам поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные социальные круги — социальные общности, образу­ющиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, имеющих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.005 с.)