Теория социального действия и «концепция идеальных типов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального действия и «концепция идеальных типов»



Социальные действия являются следующим после социальных контактов этапом формирования социальных взаимосвязей.

Социальное действие – одно из центральных понятий социологии. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано немецким мыслителем Максом Вебером. В его трактовке социального действие — это «действие человека, которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

 Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие — достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно иметь следующие структурные составляющие: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которой направлено действие; 6) результат действия.

В связи с этим можно выделить две особенности социального действия:

· должно быть рациональным, осознанным;

· должно быть ориентировано на поведение других людей.

Все иные действия к социальным не относятся.

Важнейшей составляющей теории социального действия М. Вебера является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, правила и нормы поведения людей, а также традиции социального общения. Идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в поведение людей и организованности в общественную жизнь.

 Вебером также была разработана типология социальных действий, основанием для которой явился анализ степени рациональности тех или иных социальных действий. В соответствии с этим выделяют четыре идеально-типические модели действий:

· целерациональное, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения. Критерием рациональности является успех;

· ценностно-рациональное, совершаемое под воздействием ценностных установок (этических, эстетических, религиозных и др.);

· аффективное (эмоциональное), т.е. действие бессознательное, порождаемое психологическими импульсами и чувствами;

· традиционное, осуществляется через привычку.

 Таким образом, только первые два типа действий относятся к социальным, поскольку совершаются осознанно.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Т. Парсонса действие рассматривается и как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и других индивидов. Социальное действие рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Структура социального действия: оно должно включать действующее лицо; потребность; цель; метод; другое действующее лицо, на которое направлено действие и результат.

Можно описать механизм совершения социального действия: первоначально у индивида возникает потребность, которая формирует у него побуждение к совершению действия, называемое мотивацией. Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства, сознательно сориентированные относительно ответного поведения окружающих. Заключительным этапом здесь будет выступать результат.

Провести четкую грань между социальными и несоциальными, так называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно, но еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аффективными, например поведение человека в результате страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия.

 

3. Социальное взаимодействие и поведение

Выделение отдельных социальных действий можно считать научной абстракцией, поскольку каждый индивид, совершая социальные действия, одновременно испытывает на себе действия других. Такой обмен действиями называют социальным взаимодействием. Каждое социальное действие одновременно является причиной и следствием других социальных действий. Из социальных действий и взаимодействий складывается социальное поведение. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. Важнейшую роль в социальных взаимодействиях играет система взаимных ожиданий. Ожидания могут быть: эпизодическими и устойчивыми; общепринятыми и индивидуальными. В ходе взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид.

Социальное взаимодействие и поведение являются центральным предметом исследования многих социологических парадигм: «понимающей социологии» М. Вебера, теории социального обмена Дж. Хоуманса, символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера, этнометодологии Г. Гарфинкеля и др.

 

Концепция Авторы Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как:
1.Понимающая социология М. Вебер Осмысленные действия людей, пытающихся осуществить свои стремления
2.Социального обмена Дж. Хоманс Обмен материальными и нематериальными ценностями
3.Символический интеракционизм Дж. Мид, Г.Блумер Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей
4.Этно-методология Г. Гарфин-кель В этнометодологии взаимодействие отождествляется с представлениями взаимодействующих субъектов. Взаимодействие людей и их отношение к происходящему изучается с позиции, близкой к этнографической.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.008 с.)