Место России в мировом сообществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место России в мировом сообществе



Анализ критериев социального прогресса позволяет выделить специфические особенности современного мира, тенденции и перспективы его развития. Прежде всего, необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность.Суть единого человечества заключена в его первоначале, т. е. в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность — человечество.

Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриальна и техногенна,но в конце XX – начале XXI в. она постепенно переходит в информационную.Перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативы, для того, чтобы люди испытывали счастье и радость, — вот единственно прогрессивное направление развития человечества. А это возможно, если уже сейчас будут созданы предпосылки для компромиссного решения человеческих проблем, для преодоления конфронтации, для решения социальных конфликтов ненасильственным путем. В истории человечества, к сожалению, было много насилия и физического (которое оканчивалось кровопролитием), и идейно-нравственного. Насилие часто рассматривалось как единственно возможный путь развития общества. Для примера возьмем идеи «социального дарвинизма» (Дюринг, Гумилович) о том, что наиболее сильные, жизнеспособные общества и социальные общности побеждают слабых и властвуют над ними, или идею Маркса о классовой борьбе и о применении определенным классом (пролетариатом) различных форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения и сохранения экономического и политического господства. Правда, уже в конце XIX в. Ф. Энгельс отмечал «совершенное изменение» условий и не исключал возможность мирного врастания старого общества в новое. Насилию нельзя приписать решающей роли в истории, а современный этап развития доказывает, что лишь ненасилие может спасти человечество. Если даже не вдаваться в морально-нравственный аспект этого вопроса, достаточно сказать, что глобальные проблемы, опасность возникновения всемирной ядерной бойни, которая приведет к «вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества» (И. Кант), заставляют разумных людей современности стараться не прибегать к насилию ни в коем случае. М. Ганди пишет: «Единственной надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия».

Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность.Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые относятся к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др.

Любопытно, что в современной науке поднимается вопрос о том, что сегментный, многополюсный мир не имеет перспективы в своем развитии. Прогрессировать он будет лишь в том случае, если при всем многообразии структура мира поменяется на двухполюсную, т.е. появятся два центра мира не конфронтационных, но все же конкурирующих. Это может быть стимулом к движению. Предполагается, что такими центрами могут стать Запад и Восток (при будущем усилении позиций — прежде всего экономических — Востока). Но этот вопрос остается на уровне дискуссии.

Современному миру свойственна и противоречивость. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой войны, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения земли природными ресурсами (сырьем, продовольствием, источниками энергии) или нахождения их заменителей, преодоления возрастающего разрыва в уровне и доходах различных стран, ликвидации голода, нищеты и др.

С конца 80-х гг. впервые в XX в. социологи констатируют формирование тенденции к уменьшению военных расходов в большинстве государств или, по крайней мере, к их стабилизации. Однако мир продолжает оставаться перенасыщенным оружием. В борьбе с милитаризмом приходится учитывать, что оружие обладает свойствами «идеального товара»: быстро устаревает и, следовательно, требует постоянной модернизации, замены; при использовании самоуничтожается; в процессе самоуничтожения уничтожает другие материальные ценности, освобождая тем самым рынок. Поэтому производство оружия неизменно рентабельно с экономической точки зрения.

На наших глазах меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами (по подсчетам ЮНЕСКО их не менее 50 ведется в мире) нарастает эскалация терроризма.

С помощью средств ведения войны сегодня можно многократно уничтожить жизнь на Земле. Однако эта страшная, губительная для биосферы нагрузка остается в основном потенциальной, чего нельзя сказать о нагрузке, связанной с трудовой активностью людей. Последняя в настоящее время близка к критической и в недалеком будущем способна привести к разрушению биосферы — не столь молниеносному, как в войне, и от того, возможно, еще более мучительному. Современный экологический кризис выражается в изменении климата; в загрязнении природы — воды (Арал, Байкал и др.), земель, воздуха; в истончении озонового слоя («озоновые дыры»).

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные типы и виды социальных изменений? В чем их сущность?

2. В чем причины сопротивления социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы социальные изменения были приняты в обществе?

3. Что обычно понимают под социальным эффектом инноваций?

4. Что такое социальный прогресс? Проанализируйте различные подходы к его определению.

5. Каковы критерии социального прогресса?

6. Каковы основные черты и особенности современного мира? В чем его противоречивость?

7. Каковы основные тенденции и перспективы развития современного общества?

 

 


Вопросы к зачету (экзамену)

1. Объект, предмет, методы социологии как науки

2. Основные особенности структурной социологической парадигмы

3. Понятие и содержание интерпретативной парадигмы в социологии

4. Интегральная социологическая парадигма

5. Структура социологического знания

6. Функции социологии. Особенности реализации в современной России

7. Основоположники социологии как науки (Ш.Л. Монтескье, О. Конт)

8. Марксистская социология

9. Натуралистическое направление в социологии (Г. Спенсер)

10. Вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии

11. Основные положения социологической теории М. Вебера

12. Американская индустриальная социология (Э. Мейо, А. Маслоу, Ф.Герцберг)

13. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона

14. Основные теоретические направления в зарубежной социологии XX в.

15. Особенности развития русской социологии

16. Теоретическая социология в России на рубеже XIX – XX вв.

17. Вклад в развитие социологии П. Сорокина

18. Направления и задачи современной российской социологии

19. Социологическое исследование: понятие, сущность, разновидности

20. Программа социологического исследования: ее значение, структура

21. Рабочий план исследования

22. Содержание методологического раздела программы исследования

23. Сплошное и несплошное исследование. Сущность выборочного метода

24. Репрезентативность и ошибки выборки

25. Методы формирования выборки и определения ее объема

26. Измерение социальных характеристик. Типы социологических шкал

27. Опрос как метод социологического исследования: сущность, разновидности

28. Наблюдение как метод социологического исследования: сущность, разновидности

29. Анализ документов как метод социологического исследования: сущность, разновидности

30. Эксперимент как метод социологического исследования: сущность, разновидности

31. Основные методы обработки социологических данных

32. Специфика и тактики качественного исследования

33. Методы сбора информации в качественном исследовании. Реализация качественного исследования

34.  Общество как система (понятие, сущность, основные признаки)

35. Теории об обществе

36. Типология обществ. Традиционные и современные общества

37. Понятие и виды культуры

38. Элементы и функции культуры

39. Культурные изменения

40. Понятие личности в социологии, соотношение биологического и социального в личности

41. Типология личности

42. Факторы формирования личности

43. Статусно-ролевая теория личности

44. Классификация и иерархия социальных статусов

45. Социологические концепции личности

46. Понятие социализации, виды, этапы и агенты социализации

47. Ролевое напряжение: причины, формы преодоления и последствия

48. Сущность и виды социальных контактов

49. Теория социального действия М. Вебер

50. Социальное взаимодействие. Теория межличностного взаимодействия

51. Нормы и ценности в социальных взаимодействиях

52. Понятие «социальная общность». Виды социальной общности

53. Квазигруппа: характерные черты, виды

54. Социальная группа: классификация, динамические процессы

55. Социальная организация: основные черты и формы

56. Понятие девиантного поведения. Типы девиации

57. Социологические теории девиации

58. Социальный контроль: понятие, механизм действия

59. Основные понятия и категории социальной стратификации

60. Социальная стратификация и дифференциация

61. Методы изучения и измерения социальной стратификации.

62. Социальная мобильность: понятие, формы, факторы, последствия

63. Классические и современные теории социальной стратификации

64. Основные типы стратификационных систем

65. Классовая структура общества

66. Бедность и средний класс: сущность, основные характеристики, критерии определения

67. Социальный институт как элемент социальной системы

68. Функции социальных институтов

69. Признаки и свойства социальных институтов

70. Характеристика процесса институционализации и его этапы

71. Сущность и признаки социальных движений

72. Причины и механизмы возникновения социальных движений

73. Типы и виды социальных движений

74. Жизненные циклы социальных движений

75. Социальные движения и социальные изменения (социальные институты и организации): их взаимосвязь

76. Основные теории социальных изменений

77. Типология социальных изменений

78. Уровни и направления социальных изменений

79. Социальные процессы и социальные изменений, их взаимосвязь

 


Список основной литературы

1. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д, 2000.

2. Голубева Г.А.. Дмитриев А.В. Социология: Учеб. пособие. – М., 1999.

3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М., 1999.

4. Кендауров В.И., Страданченков В.С. Социология: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2001.

5. Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. – М., 2000.

7. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М., 1997.

8. Основы социологии: Учеб. пособие / М.П. Прокопов, Т.М. Пенская, Е.В. Реутов и др.; Под общ. ред. М.В. Прокопова. – М.: Русская деловая литература, 2000.

9. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. – М., 2000.

10. Смелзер Н. Социология: Учеб. пособие. – М., 1994.

11. Соколова В.А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

12. Социология: Наука об обществе: Учеб. пособие. – Харьков, 1996.

13. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

14. Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. – М., 2000.

15. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1995.

16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998.

Интернет-ресурсы социологии:   

www.socnet.ru

www.sociology.ru

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения

 

 

Составители:

Токарская Нинель Михайловна

Токарский Борис Леонидович

Бахматова Татьяна Георгиевна

Карпикова Ирина Серафимовна

Нефедьева Елена Ивановна

Инкижинова Светлана Антоновна

Барышникова Татьяна Владимировна

Трохирова Ульяна Владимировна

Марасанова Анна Александровна

Зимина Екатерина Викторовна

Тарабан Ольга Вячеславовна

 

 

Подготовлено к печати редактором С.А. Рудых

 

 

Подписано в печать 22.11.02. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,9. Уч.-изд. л. 3,5. Тираж 200 экз. Заказ

 

Издательство Байкальского государственного университета

экономики и права

 

664015, Иркутск, ул. Ленина, 11.

Отпечатано в ИПО БГУЭП.

 

 


[1] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. С.55.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.058 с.)