Влияющие на сопротивление им, эффекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияющие на сопротивление им, эффекты



Что же понимается под термином «социальные изменения»? Прежде всего изменение — это наиболее общая форма бытия всех материальных объектов и духовных явлений, связанная с частичным или полным преобразованием внешних или внутренних форм организации объектов, их местопребыванием в той или иной точке пространства, в том или ином интервале времени. Социальные же изменения сказываются на социальном развитии. Данным понятием обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений; на уровне организаций и институтов, на уровне малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

По своему характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы – эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющие как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционные изменения могут организовываться как сознательно, так и стихийно. В первом случае они приобретают форму социальных реформ (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П.А. Столыпина в начале ХХ столетия и т.д.). В качестве примера стихийных социальных изменений можно указать на повышающийся на протяжении нескольких последних столетий средний уровень образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных. Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они – не частные, а всеобщие изменения, в-третьих, как правило, опираются на насилие.

Известны следующие виды социальных изменений: открытие, изобретение, диффузия, сопротивление социальным изменениям. Открытие — это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Человек открывает принцип рычага, циркуляцию крови или условный рефлекс. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, открытие физиологов и психологов, состоящее в том, что мужчина и женщина обладают одинаковыми интеллектуальными способностями, не заставило большинство мужчин изменить свои установки по отношению к статусу женщины, но сделало возможным отказаться от патриархальных отношений XIX в. и понизило степень мужского детерминирования в обществе.

Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания. Именно таким образом изобретатель Джордж Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Ни одна из вещей, составляющих изобретение, не была новинкой: люди уже давно использовали их в повседневной практике. Новым моментом стала комбинация уже известных предметов. Идея комбинации позволяет создавать то, что ранее не существовало. Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (такие, как лук, стрелы, телефон или самолет) и социальные (такие, например, как алфавит, конституционное правительство, выборная демократия и т.д.). В обиход довольно прочно вошло слово «инновация», которое включает в себя как открытие, так и изобретение.

Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию — распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в случае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следует вывод, что диффузия является селективным действием. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принимаем католической религии.

Не все предлагаемые инновации принимаются обществом. К факторам, влияющим на сопротивление изменениям, относятся:

а) наличие специфических установок и ценностей, которые, отличаясь от общей установки на изменение, могут мешать принятию изменения и даже блокировать его;

б) демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией, однако, с тем опыт показывает, что несовершенства на начальных стадиях применения изобретения могут задержать его внедрение, но очень редко полностью закрывают ему путь, если оно полезно и работоспособно;

в) совместимость социальных изменений с существующей культурой.

Тема социальных эффектов инноваций приобретает в настоящее время особую актуальность. Не имеет значения, создана ли инновация внутри данного общества, или проникла извне в результате диффузии. Важно, что современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками perpeccии. Нединамичное, закостеневшее общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.004 с.)