Методы сбора социологической информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сбора социологической информации



Наиболее распространенным способом сбора социологической информации является опрос. Опрос используется в тех случаях, когда источником информации по изучаемой проблеме является человек, его мнение.

Опрос — это метод сбора информации, основанный на непосредственном обращении к человеку с вопросам по теме исследования.

Среди достоинств данного метода можно выделить его оперативность, экономичность, широту охвата изучаемых тем, многообразие форм опроса. Среди недостатков отметим кажущуюся простоту его поведения, чем часто пользуются далекие от социологии люди, получая лженаучные результаты. Опрос может проводится индивидуально и в группе; по месту жительства, работы или учебы, в местах массового скопления людей и специально подготовленных местах.

Основными разновидностями опроса являются анкетирование (письменный опрос) и интервью (устный опрос).

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. Вопросы в данном случае излагаются в анкете. Являясь посредником между исследователем и респондентом, анкета выступает в качестве инструмента опроса и представляет собой упорядоченный в соответствии с целями и задачами исследования список вопросов, располагающихся в определенной взаимосвязи и образующих единое целое. В структуре анкеты выделяют: вводную часть (название анкеты, наименование организации, проводящей опрос, обращение к респонденту, инструкция по заполнению анкеты), вступительные вопросы (легкие вопросы, с помощью которых заинтересовывают респондента к дальнейшему заполнению анкеты), основная или содержательная часть (вопросы по теме исследования, структурированные по разделам, смысловым блокам), «паспортичку» (вопросы о социально-демографическом статусе респондента), заключительную часть (выражение благодарности респонденту, а также предоставление ему возможности высказаться по неучтенным в анкете вопросам). Анкета должна строиться исходя из психологии восприятия опрашиваемого и специфики опрашиваемой аудитории. Анкетный вопрос представляет адресованное респонденту речевое сообщение в вопросительной, утвердительной или отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов на него. По содержанию опросы подразделяются на вопросы о фактах, о мнениях и оценках, о знаниях, об ожиданиях, а также подразделяются на вопросы содержательные и функционально-психологические; по форме графического изображения вопросы могут быть представлены в виде текста, таблицы, рисунка, шкалы; в зависимости от наличия или отсутствия возможных вариантов ответов вопросы подразделяются на закрытые (имеют фиксированное количество вариантов ответов), полузакрытые респонденту (предлагаются и готовые варианты ответов, и возможность высказать свое мнение), открытые (респонденту предлагают отразить свою точку зрения); по количеству выбираемых вариантов ответа вопросы делятся на альтернативные и неальтернативные (вопросы-меню).

Выделяют следующие основные формы анкетного опроса: раздаточное, почтовое (анкета высылается респонденту и отправляется обратно исследователю по почте) и прессовое (бланк анкеты публикуется в периодических изданиях).

Интервью предполагает контакт исследователя (интервьюера) с респондентом. Интервью бывает личным (в ходе непосредственного контакта) и телефонным. По степени формализации беседы выделяют жестко структурированное интервью (по форме приближено к анкетному опросу; проводится в строгом соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью), полустандартизованное (когда имеется примерный перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ) и нестандартизованное (свободная беседа на заданную тему). Результаты интервью (т.е. собираемая информация) фиксируется либо самим исследователем, либо с помощью аудиотехники.

Групповое интервью, проводимое в форме дискуссии, называется фокус-группой. Этот метод базируется на использовании эффекта групповой динамики. Под руководством специалиста (модератора) в группе от 5 до 12 человек в течение 50-120 минут проводится дискуссия в соответствии с определенным сценарием. В результате фокус-группы получается срез глубинной информации по интересующей теме.

Особой разновидностью опроса является социометрический опрос. Объектом данного исследования выступают малые группы, предметом — структура группы и характер межличностных отношений ее членов. Вопросы в социометрическом опросе имеют название социометрических критериев и представлены в форме содержательных ситуаций, подразумевающих контакт индивидов и предполагающих осуществление выбора или отклонения одними членами группы других. Социометрические критерии моделируют ситуации в производственной, непроизводственной и социальной сферах, могут быть коммуникативного, гностического и прогностического характера, могут быть положительными и отрицательными, горизонтальными и иерархическими, а также создавать возможности для ранжирования членов группы. Сведение ответов всех членов группы в отдельности по каждому из социометрических критериев осуществляется с помощью специальных таблиц — социоматриц. Анализ результатов социометрического опроса осуществляется с использованием социограмм (графического представления структуры взаимоотношений членов группы) и социометрических индексов (показателей социометрического статуса отдельных членов группы).

Наблюдение — это метод сбора социологической информации, основанный на непосредственном восприятии и прямой регистрации фактов, значимых с точки зрения целей исследования. Как правило, наблюдение в социологии используется для изучения поведения индивидов и групп и сочетается с другими методами сбора информации. Наблюдение как метод социологического исследования характеризуется систематичностью, планомерностью и целеустремленностью, а также подчиненностью исследовательским целям и задачам. Основное достоинство наблюдения — возможность фиксации информации в момент ее появления. Основной его недостаток — эмоциональность и субъективность восприятия информации наблюдателем, кроме того — трудность организации проведения наблюдения.

По степени формализации наблюдения выделяют: формализованное (проводится в соответствии с жесткой программой и детально разработанным инструментарием) и неформализованное наблюдение (когда определен только объект наблюдения, а само наблюдение является свободным). В зависимости от степени участия наблюдателя в наблюдаемом процессе выделяют невключенное (исследователь не вмешивается в наблюдаемого процесса) и включенное наблюдение (в большей или меньшей степени предполагается участие наблюдателя в изучаемом процессе). Также различают полевые наблюдения и лабораторные.

Наблюдение проводят наблюдатели — специально отобранные и подготовленные люди, обладающие необходимыми личными и профессиональными навыками и умениями. Наблюдатель должен обладать хорошей кратковременной памятью, коммуникативными навыками, быстро реагировать на изменение ситуации.

В проведении наблюдения выделяют этапы:

1. установление объекта и предмета наблюдения, определение категорий наблюдения, наблюдаемых ситуаций и единиц наблюдения;

2. обеспечение доступа к среде;

3. выбор способа наблюдения и разработка процедуры наблюдения;

4. подготовка инструментария (дневников, карточек, протоколов наблюдения, классификаторов записей наблюдения);

5. разработка инструкций для наблюдателей, их обучение и инструктаж;

6. непосредственное проведение наблюдения;

7. фиксация результатов наблюдения;

8. контроль наблюдения;

9. подготовка отчета о наблюдении.

Анализ документов — одни из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Это метод анализа, при котором источником информации служит сообщение, содержащееся в любых документах. Он может использоваться и как самостоятельный метод исследования, и как вспомогательный источник информации (например, на этапе подготовки исследования при сборе информации об объекте и проблеме исследования). Под документом в социологии понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для хранения и передачи информации. Документы подразделяются по ряду оснований, в частности: по способу фиксации информации выделяют письменные (архивы, статистическая отчетность, пресса, научные публикации, личные документы), иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения изобразительного искусства), фонетические документы и электронные базы данных; по своему назначению документы бывают личными и официальными; по характеру изложения информации документы делятся на первичные (не предполагают интерпретации, комментариев) и вторичные (имеют обобщенный, аналитический характер); также документы подразделяются на подлинники и копии.

Два основных типа анализа документов — качественный (или традиционный) анализ и количественный (или контент-анализ). Эти формы не исключают, а взаимодополняют друг друга.

Качественный анализ, как углубленное логическое исследование содержания документа, предполагает все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с точки зрения, принятой исследователем. Помимо анализа содержания самого документа (внутреннего анализа) необходимо обратить внимание на цель создания данного документа, его надежность, достоверность и контекст (внешний анализ). Таким образом, исследователь интерпретирует информацию, содержащуюся в документе и отвечающую целям его создания, с точки зрения своих исследовательских целей. Достоинствами качетвенного анализа являются его глубина и охват всех сторон содержания документа. В то же время это делает его трудоемким, делает невозможным анализ большого числа документов.

Количественный или контент-анализ представляет собой способ формализованного анализа документов. Это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению характеристик текста, соответствующих целям и задачам исследования. Смысл проведения контент-анализа в том, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документов, которые бы отражали сущностные стороны содержания документа, и тогда оно становится измеримым. Данный метод характеризуется объективностью анализа, возможностью анализа большого числа документов, но в то же время — поверхностностью анализа.

Итак, проведение контент-анализа подразумевает некоторые процедуры «измерения текста», позволяющие обобщить информацию множества документов. Для этого необходимо определить категории анализа (они отражают базовые понятия исследования и в соответствии с ними будет происходить сортировка единиц анализа), единицы анализа (те части содержания документа, которые выделяются как элементы, соответствующие категориям анализа. К ним относятся отдельные понятия, темы, имена) и единицы счета (способы количественной интерпретации единиц анализа; например: факт появления признака в тексте, частота его появления, «время-пространство», занимаемое признаком).

К способам обеспечения качества проводимого анализа документов относятся: обеспечение адекватности выбора документов, обеспечение надежности информации и достоверности документов, определение выборки по документам.

Эксперимент как исследовательский метод представляет собой способ получения информации о количественном и качественном изменении характеристик объекта в результате воздействия на него некоторых факторов (переменных). Проведение эксперимента предполагает подтверждение причинно-следственных взаимосвязей между исследуемыми явлениями и их характеристиками. В социологии эксперименты проводятся нечасто, т.к. это связано со сложным устройством социальных объектов, часто — с невозможностью проведения повторных (контрольных) экспериментов, а также с причинами этического характера.

Социологический эксперимент должен соответствовать требованиям внутренней валидности (т.е. должно измеряться влияние именно экспериментального фактора) и внешней валидности (т.е. выявленные зависимости должны быть закономерными и распространяться и на внеэкспериментальные ситуации).

Экспериментальные переменные делятся на:

1. независимые переменные или экспериментальные факторы — переменные, действие которых выступает в качестве гипотетической причины изменения зависимой переменной;

2. зависимые переменные — факторы, изменение которых происходит под воздействие экспериментальных переменных;

3. внеэкспериментальные переменные — их действие не исследуется, но они должны быть постоянными, чтобы не оказать воздействия на зависимую переменную.

В зависимости от характера объекта и предмета исследования выделяют реальные и мысленные эксперименты; в зависимости от специфики поставленных задач эксперименты делятся на проективные (обычно реальные) и ретроспективные (обычно мысленные); по характеру экспериментальной ситуации выделяют лабораторные эксперименты и полевые (естественные и контролируемые); зависимости от количества независимых переменных выделяют однофакторные и многофакторные эксперименты; в зависимости от логической структуры доказательств бывают эксперименты параллельные (с использованием контрольной группы) и последовательные (без использования контрольной группы).

Под экспериментальной понимается группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (т.е. группа, в которой проводится эксперимент). Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по размерам и другим основным характеристикам, подлежащим исследованию, на которую не оказывают воздействия. С контрольной группой сравнивают состояние экспериментальной группы в процессе проведения эксперимента. Формирование контрольной и экспериментальной групп может осуществляться методами попарного выравнивания, частотного выравнивания и рандомизации.

В программе эксперимента должны найти отражение: описание экспериментально проверяемой гипотезы, процедуры ее проверки, экспериментальные переменные, экспериментальная ситуация, описание экспериментальной и контрольной групп, инструментария эксперимента (протокола, дневника и карточки наблюдения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.023 с.)