Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Бартер» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Бартер»



 

Цель: формировать элементарные экономические знания.

 

Задачи:

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег,

на основе сказочных персонажей;

 

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. Предварительная работа: чтение сказок,заучивание пословиц;посещение сродителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей).

 

Словарная работа: деньги,товар,обмен,бартер.

Материал и оборудование: сундучок,самовар, горшочек, скалка. Иллюстрации

 

сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко». Проектор, компьютер, презентацией игры «Хочу и надо». Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

Ход образовательной деятельности:

 

Воспитатель: Ребята,посмотрите какой чудесный сундучок,но сундучок непростой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри? Дети: Да хотим.

 

Воспитатель: Но здесь замок и мы его должны открыть.Для этого давайте вместепроговорим слова.

 

Физкультурная минутка

На двери замок-чудак. Не открыть его никак.

(пальцы сцеплены в замок)

Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда.

 

(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну, никак не открывается!

 

(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей - ну-ка, ключик, поскорей! (энергично встряхивать кистью одной руки)

 

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

 

(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой) Этот ключик - от сарая.

(поднять большой палец вверх)

Вынул связку я другую.

 

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (те же движения выполнить другой рукой)

Этот ключик - повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(развести руки в стороны)

Воспитатель: Я открываю сундучок…и что это?

Дети: Самовар


Воспитатель: Ответьте ребята,в какой сказке есть этот предмет?

 

Дети: «Муха-Цокотуха»Корнея Чуковского.

Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки

(Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.)

Воспитатель: А что было дальше?

(Пошла муха на базар

И купила самовар).

Воспитатель: А что она отдала за самовар? (денежку)

Дети: Она заплатила за самовар денежку.

Воспитатель: Ребята,денежка-это что такое?

(ответы детей)

 

Воспитатель: Да,деньги-это рубли и монеты,на которые можно что-то купить.

 

А зачем муха купила самовар? Дети: Чтобы угостить гостей чаем. Воспитатель: Нужную покупку сделала муха?

 

Игра презентация «Хочу и надо»

 

(Показ слайдов. «Надо» - предметы, без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение).

 

Физминутка

Вы, наверное, устали?

 

Ну, тогда все дружно встали. Раз, два - выше голова.

 

Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - всем присесть. Семь, восемь - встать попросим.

Девять, десять - И работать продолжаем.

 

Воспитатель: А что еще можно купить на рынке? (дети перечисляют) Каквсе это называется?

Дети: Товар.

 

Воспитатель: У меня нет денег,но есть вот такие красивые яблоки.А мне оченьхочется слив. Как мне их получить? (предположения детей). Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется бартер.

Воспитатель: Сейчас я достану еще один сказочный предмет.Что это,ребята?

Дети: Горшочек.

Воспитатель: Как вы думаете,горшочек,из какой сказки?

Дети: «Горшочек каши»Братьев Гримм.

Воспитатель: О каком обмене рассказывается в этой сказке?

 

Дети: Старушка за ягоды дала девочке горшочек.

Воспитатель: Как по-другому можно сказать об их обмене?

Дети: Бартер.

Воспитатель: А вот еще один предмет из сундучка.

Дети: Скалочка.

Воспитатель: Какому сказочному герою она принадлежит?

Дети: Лисичке.


Воспитатель: А сказка называется?

 

Дети: Лисичка со скалочкой.

Воспитатель: Что делала лисичка в сказке?

Дети: Она делала обмен.

Воспитатель: Правильно.Как по-другому можно сказать?

Дети: Она совершала бартер.

Воспитатель: Действия лисы были честными?

Дети: Нет.

 

Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей) Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки? Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности.

Не честно просишь, неохотно дать.

Честность всего дороже.

Честные глаза в бок не глядят.

 

Честное дело не таится.

А в каких еще сказках герои совершают бартер?

(«Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко». Если дети

затрудняются,

показываю картинки-подсказки).

 

Практическая работа детей: Составление книги о бартере.Раскрашиваниеиллюстраций к выше названным сказкам.

 

Итог:

Воспитатель: Какое новое слово вы сегодня узнали?

Дети: Бартер.

Воспитатель: Что оно означает? (ответы детей)

 

Рефлексия:

 

Воспитатель: Какие сказочные герои помогли нам познакомиться с этим словом? (ответы детей)

 

Ребята, вы постарались, и у нас теперь будет замечательная книга о бартере.

Мы познакомим с ней наших родителей.


Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

 

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные

источники

(заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

 

Задачи:

 

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Обогащение словаря: заработная плата,стипендия,пенсия,бюджет.

 

Активизация словаря: доход,расход,товары длительного и кратковременногопользования.

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы:К.Чуковский

 

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

 

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра«Супермаркет»;дидактическая игра«Какие бывают доходы».

 

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре«Супермаркет»,карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов,

 

символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята,у каждого из вас есть семья.

- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

 

- Из кого она состоит?

Дети: Папа,мама,я,сестра,брат,бабушка,дедушка.

 

Воспитатель: Ребята,семьи бывают разными,большими и маленькими посвоему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: Работает,стирает,убирает,готовит обед и т.д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает,занимается ремонтом квартиры и т.д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

 

Дети: Дети моют посуду,помогают готовить обед,убирают за собой игрушки,вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки,печет пироги и т.д.

 

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается,что все занятыполезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что? Дети: Продукты.


Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и водить в заблуждение детей. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье,нужно иметь что?

Дети: Порошок,мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной,

нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

 

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок,а товар,какизвестно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? Дети: Без денег.

 

Воспитатель: Верно,тогда расскажите,пожалуйста,как в вашей семье появляютсяденьги.

 

Дети: Папа и мама работают.

 

Воспитатель: Да,за то,что люди работают,им платят зарплату,ибо каждыйтруд должен оплачиваться.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

 

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

 

С силой их к плечам прижать - это «пять», Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 

Воспитатель: Продолжаем работать.Кто мне скажет,кем же работают ваширодители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

 

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

 

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

 

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

 

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей) А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

 

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

 

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

 

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно,разумно использовать деньги.Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы


на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

 

Воспитатель: Значит,холодильник мы назовем товаром длительного пользования,апорцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

 

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

 

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

 

Дети: Машина,утюг,пылесос,телевизор,компьютер,мясорубка и т.д. Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременногопользования. Назовите эти товары.

 

Дети: Продукты питания,зубная паста,мыло,шампунь,порошок и т.д.

 

Воспитатель: Еще,ребята,мы должны расходовать деньги на услуги,т.е.это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

 

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон,за детский сад,за свет,и т.д.

 

Воспитатель: Таким образом,мы познакомились с новыми для вас понятиями.Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

 

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.05 с.)