Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалог, его природа и структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из важных сфер практического применения логики является процесс общения и в первую очередь такая его форма как диалог. Процесс общения лежит в основе существования человеческого общества, он обусловлен потребностями людей и обеспечивает социализацию личности. Среди различных способов общения именно диалог характеризуется использованием в наибольшей мере всех логических средств. В широком смысле слова диалог – это обмен мыслями между собеседниками. Диалог – это логико-коммуникационный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах своих смысловых позиций – суждений. Диалог используется для обсуждения, объяснения или решения какой-либо проблемы. В процессе диалога происходит кристаллизация идей, их творческое развитие, углубление. Диалог плодотворен для каждого его участника. Делясь с другими своими взглядами, человек получает в ответ новые идеи, совершенствует свои знания. Б. Шоу по этому поводу говорил, что если у вас есть яблоко и у меня, то при обмене у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся ими, то у каждого из нас будет по две идеи. Сопоставление различных точек зрения по какому-то вопросу является важным условием нахождения оптимального решения. Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее. Поскольку в диалоге обычно сталкиваются разные точки зрения, тот обсуждение проблемы чаще всего носит конфликтный характер. По степени конфликтности выделяют три формы диалога: - бесконфликтный диалог - диалог в режиме слабого конфликта - диалог в режиме острого конфликта Бесконфликтный диалог преследует цель передачи (или обмена) необходимой информации. Собеседники проявляют при этом готовность получать или передавать ее. Бесконфликтный диалог – это и случайный разговор, когда беседа ведется ради вежливости и состоит она из стандартных, не связанных между собой вопросов о жизни, делах, о здоровье и т.п. и ответов на них. Бесконфликтный диалог может проходить и в виде тематического разговора, в ходе которого собеседники не просто передают какую-либо информацию, но и обосновывают при этом свою точку зрения. В таком разговоре используются выражения «потому что», «так как» и т.п. Разновидностью бесконфликтного разговора можно считать и совещание, целью которого является достижение согласия участников на принятие определенного решения. Диалог в режиме слабого конфликта - это спор, который характеризуется тем, что его участники имеют, с одной стороны, противоположные позиции, мнения относительно обсуждаемого вопроса, но, с другой стороны, у них есть желание найти компромиссное решение, которое удовлетворило бы обе стороны. Спор – это словесное состязание, обсуждение некоторой точки зрения двумя или более не согласными друг с другом людьми. Такого вида спор называется еще дискуссией. Обязательным условием дискуссии является корректное ведение спора, что предполагает использование доказательной аргументации собственной точки зрения и конструктивной критики мнения оппонента. Применение запрещенных приемов в дискуссии недопустимо. Диалог в режиме острого конфликта предполагает наличие у его участников противоречащих, взаимоисключающих мнений относительно обсуждаемого вопроса. Участники спора, ведущегося в таком режиме, имеют целью не достижение согласия, а победу над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Примером спора такого вида является полемика. Проявления полемики мы можем встретить наблюдая за политической борьбой в обществе, в судебном заседании в виде прения сторон обвинения и защиты. Полемический спор, в отличие от дискуссии, проходит чаще всего в эмоциональной форме, рациональные соображения здесь могут уступать место чувствам. Поскольку в полемике главное не истина, а победа, то и средства, которые выбирают участники, не всегда могут быть оценены как допустимые, корректные. Таким образом, диалог многообразен по своим формам, но все его формы имеют в своей структуре и нечто общее. Этим общим является вопросно-ответный комплекс. Любой диалог в этом отношении представляет собой процесс обмена вопросами и ответами между его участниками.
7.2. Вопросы и ответы, их роль в общении Вопросно-ответный комплекс представляет собой необходимое звено в мышлении и общении людей, является элементарным актом диалога. В вопросе человек осмысленно выражает свое стремление к получению нового знания, к решению определенной проблемы, к установлению взаимопонимания с другими людьми. Вопрос и ответ представляют собой две противоположные стороны нашего мышления. Посредством вопроса мы обращаемся к другому человеку, либо сами к себе с требованием ответа. Ответ же является высказыванием, вызванным вопросом. Любое высказывание можно, в конечном счете, рассматривать как ответ на тот или иной вопрос. Этот вопрос может быть сформулирован явно, а может лишь подразумеваться. Одно и то же высказывание может быть ответом на разные вопросы. Так, например, в предложении «По объему понятия делятся на общие, единичные и нулевые» можно увидеть ответы на следующие вопросы: «На какие группы делятся понятия по объему?», «По какому признаку понятия делятся на общие, единичные и нулевые?», «Что делится по объему на общие, единичные и нулевые?» Поэтому можно сказать, что «понимать смысл высказывания – значит, знать, ответом на какой вопрос оно является» Вопросно-ответный комплекс выполняет две функции: познавательную и коммуникативную. Познавательная функция заключается в том, что человек, сталкиваясь с непознанным, ставит перед собой вопросы: «Что это такое?», «Каковы причины этого явления?», «К каким последствиям оно может привести?» и т.д. В ходе научных исследований человек пытается найти ответы на свои вопросы. Именно таким путем идет развитие научного знания: через постановку вопросов к поиску ответов на них. Коммуникативная функция заключается в том, что при помощи вопросно-ответного комплекса люди обмениваются мыслями друг с другом. Таким образом осуществляется передача знаний от одного человека другому. Задавая вопросы мы осуществляем поиск необходимых для нас сведений в общей массе имеющейся информации. Вопрос – это выраженное в языковой форме требование (или желание) получить ответ, содержащий информацию, необходимую спрашивающему. В вопросах выражается стремление человека к устранению определенной познавательной неопределенности, сомнений. При помощи задаваемых вопросов мы стараемся получить более полное, более точное знание, мы пытаемся добиться ясного понимания точки зрения нашего собеседника, стараемся найти разрешение проблемной ситуации. В отличие от суждений, вопросы не могут оцениваться как истинные или ложные. О вопросе можно лишь сказать является он правильным или неправильным. Вопросы обычно выражаются при помощи вопросительных предложений. Предложения, в которых выражается требование или просьба сообщить автору вопроса информацию, и в конце которых ставится вопросительный знак, называются прямыми вопросами. Однако вопросы могут быть выражены не только вопросительными предложениями. Например: «Мне нужна полная информация об изменении курса белорусского рубля за прошлый год», или «Расскажите мне о проблемах, которые исследуются в вашей лаборатории». Вопросы экзаменационных билетов, социологических анкет также обычно формулируются без использования вопросительных предложений. С другой стороны, не всякое вопросительное предложение является вопросом. Не выражают вопрос риторические вопросительные предложения, в которых отсутствует, как принять говорить, вопросительная интенция. При том, что такие предложения обладают всеми признаками вопроса, они не содержат в себе требования ответа и выражают суждение. Есть также вопросительные предложения, которые суждений не выражают, но тем не менее, не выражают вопроса, они могут передавать побуждение («Может быть пройдете вперед?»), предложение, просьбу («Не встретиться ли нам завтра?), запрет («Почему Вы разговариваете во время занятий?»), призыв («Нам ли бояться трудностей?»), укор («Как ты мог так поступить?»). В самом общем виде логическая структура вопроса включает в себя следующие элементы: 1. Искомое знание. 2. Предпосылка вопроса (исходное знание). 3. Требование перехода от незнания к знанию (от исходного знания к искомому знанию). Так, например, иностранный бизнесмен, желающий инвестировать деньги в какое-то белорусское предприятие, не может перед этим не задаться вопросом: «А каковы же особенности белорусской экономической модели?». Таким образом он ставит перед собой задачу установить неизвестные ему специфические признаки, характеризующие существующую в нашей стране экономическую модель. Сказать, что искомое вопроса абсолютно неизвестно нельзя: оно все-таки обозначается в вопросе, пускай и неопределенно, как какое-то неполное, незавершенное знание. Выражение искомого носит зачастую предельно обобщенный характер. Ставя вопрос: «Кто у нас будет вести практические занятия по логике?», студент ограничивает поиск именами преподавателей вуза, ведущих занятия по данной дисциплине. На это в вопросе указывает вопросительное местоимение «кто». Если в вопросе на неизвестное указывает местоимение «какой», то это направляет поиск на отыскание соответствующих свойств, состояний. Наречие «когда» обозначает «время», наречия «где», «сколько», «почему» указывают соответственно на место, количество, причину, Одним из признаков хорошо, грамотно сформулированного вопроса, необходимой частью такого вопроса, является также указание на категорию или множество, к которым относится искомое. Второй структурный элемент вопроса – предпосылка вопроса. Это своеобразное наведение на ту информацию, которую требуется получить. В вопросе помимо указания на неизвестное содержится и весьма определенное знание. Так, в вопросе «Каковы особенности экономической модели в РБ?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что в РБ существует своя экономическая модель, которая имеет определенные особенности. Одновременно, пускай и неявно, утверждается, что не всякая экономическая модель обладает именно этими чертами. Вот такое предшествующие знание, содержащиеся в вопросе, и составляет его логические предпосылки. В предпосылках, так или иначе, сформулирована исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание. Ставя вопрос, мы должны предполагать, что хотя бы один из возможных ответов на него будет истинным и хотя бы один – ложным. Это убеждение называют соответственно позитивной и негативной предпосылками вопроса. Если мы спрашиваем: «Какие страны располагаются на экваторе?», то исходим при этом из того, что какие-то страны располагаются на экваторе (позитивная предпосылка), а какие-то – нет (негативная предпосылка). Если в вопросе имеются ложные логические предпосылки, то такой вопрос считается некорректным. Например, «Кто в настоящее время является королем Франции?» В этом вопросе ложной является предпосылка, т.е. утверждение, что главой Франции является король и кто-то из людей им является в настоящее время. Если спрашивающий просто сам не понимает, что предпосылка его вопроса ложная, то это просто некорректный вопрос. Но если он это прекрасно понимает и, тем не менее, задает вопрос, то такой вопрос называют провокационным. Некорректным считается и вопрос, предпосылка которого выражена суждением, смысл которого не определен (неясен). Значит, при постановке вопроса надо постараться его сформулировать так, чтобы предпосылки были понятны отвечающему. Вопрос будет некорректным и в том случае, если на него невозможно дать ответ, уменьшающий его познавательную неопределенность, по причине отсутствия последней в вопросе. Например, «В каком городе проходила Ялтинская конференция?», «Сколько лет длилась 30-летняя война?» Третий структурный элемент вопроса – требование перехода от незнания к знанию – является продуктом осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности В логической литературе встречаются различные классификации вопросов. Так, например, по количеству возможных ответов на них вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытый вопрос – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Открытый вопрос не регламентирует ответ, не связывает отвечающего жесткими рамками и позволяет последнему давать ответы в свободной форме. Открытый вопрос характеризуется достаточной неопределенностью требований к структуре и содержанию ответов. Открытый вопрос лишь задает отвечающему тему произвольной импровизации. Например, «На каких основных принципах базируется внешняя политика Республики Беларусь?» Этот же вопрос может быть выражен и назывным предложением: «Основные принципы внешней политики Республики Беларусь». Закрытый вопрос называется так потому, что отвечающий на такой вопрос ограничен при формулировке ответа жесткими рамками. Его ответ должен быть точным и определенным. Истинным ответом на такой вопрос является только одно повествовательное предложение. Закрытыми, например, являются следующие вопросы: «Когда была Великая Отечественная война?», «Кто является первым космонавтом?». По способу запроса неизвестного знания вопросы делятся на уточняющие и восполняющие. Уточняющие вопросы (вопросы к решению) направлены на выявление действительного положения вещей (так ли обстоит дело?), или на выявление истинности выраженных в них суждений. Например: «Выпал ли уже снег?», «Все ли студенты группы успешно сдали сессию?», «Надо ли приходить завтра на занятия?», «Правда ли что в этом месяце у нас в стране состоятся парламентские выборы?». В вопросах такого типа присутствует частица «ли», поэтому их еще называют «ли»-вопросы. В подобных вопросах ответ или отрицание является структурным элементом вопроса и находится под знаком вопроса. Постановка уточняющих вопросов сама по себе исчерпывает все варианты, среди которых надо искать ответ. Во многих случаях предполагается две возможности ответа. Ответы на такие уточняющие вопросы – это либо «да», либо «нет», «верно», либо «не верно». Вопросы такого рода называют дихотомическими. Из двух возможных ответов один будет непременно истинным, а другой – обязательно ложным, т.е. возможные ответы на дихотомический вопрос находятся между собой в отношении противоречия, взаимно исключают друг друга. Восполняющие вопросы (вопросы к дополнению) используются для выявления новых свойств у исследуемых объектов, для получения новой информации. Вопросы такого типа можно отличить от других вопросов по таким словам, как «кто», «что», «когда», «где», «как», «сколько» и др. Например: «Кто является основоположником логики?», «По какому признаку понятия делятся на общие, единичные и пустые?», «Когда во время Великой Отечественной войны был освобожден Минск?», «Как нужно студенту работать на лекции, чтобы успешно овладевать знаниями?». В восполняющих вопросах намечена схема ответа, которая состоит из неизвестной вопроса и основы вопроса. Что же это такое? Если в приведенных выше вопросах вопросительные слова заменить переменной Х, то получатся выражения: «Х является основоположником логики», «По признаку Х понятия делятся на общие, единичные и пустые», «В день Х во время Великой Отечественной войны был освобожден Минск», «Студенту на лекции нужно работать способом Х». Эти выражения и представляют собой схемы ответов на вопросы, которые мы взяли в качестве примера. В этой схеме содержится переменная Х, называемая неизвестной вопроса, и часть ответа, которая называется основой вопроса. Схема ответа превращается в ответ путем подстановки вместо переменной Х (неизвестной вопроса) имен, обозначающих предметы в соответствующей предметной области. Таким образом схема ответа превращается в истинное или логичное суждение. Предметная область, содержащая в себе предметы, именами которых можно заменить переменную в схеме ответа, называется областью неизвестной вопроса. Например, в схему ответа на вопрос об основоположнике логики можно подставлять только имена древних мыслителей, философов. Областью неизвестной в вопросе о времени освобождения Минска в Великой Отечественной войне является любая дата, ограниченная периодом с 1941 года по 1945 год. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения – наречия не всегда ясно передают исходный смысл вопроса, не всегда точно и однозначно устанавливают границы неизвестной. Это может привести к определенным недоразумениям в процессе общения людей. Например, вопрос «Какие автомобили производят в РБ?» предполагает различные области неизвестной: виды автомобилей по назначению (легковые, специальные), модели автомобилей, качество автомобилей и т. д. Поэтому желательно заранее, не дожидаясь уточняющих вопросов, корректировать формулировку своего вопроса. Это можно сделать, в частности, включив в основу вопроса «подсказку», ограничивающую область неизвестной вопроса путем перечисления ожидаемых ответов через «или». Например: «Какой у тебя автомобиль, немецкий, японский или французский?». Ответ – это суждение, вызванное вопросом, которое устраняет или уменьшает неопределенность, выраженную в вопросе, это предоставление затребованной в вопросе информации. Ответы могут в разной мере удовлетворять требование, содержащееся в вопросе. В связи с этим среди ответов различают: - прямые и косвенные; - соответствующие и несоответствующие; - полные и частичные; - исчерпывающие и неисчерпываюшие. Прямые ответы – это высказывания полученные из схемы ответа, содержащейся в вопросе, путем подстановки вместо переменной Х имен из области неизвестной вопроса. Прямой ответ полностью соответствует своей схеме. Поскольку в вопросе содержится схема ответа, включающая в себя основу вопроса и выделяющая область неизвестной, то тем самым определяется класс прямых ответов на данный вопрос. Например, чтобы на вопрос «Сколько километров от Минска до Гомеля?» дать прямой ответ, необходимо подставляя вместо неизвестной Х в схему ответа «Х километров от Минска до Гомеля» числа. При любой подстановке будет прямой ответ. Но не всякий прямой ответ является истинным. Косвенный ответ – это ответ, который сам по себе не является прямым ответом, но он связан с ним определенным логическим отношением по истинности. Из косвенного ответа следует прямой ответ. Так на вопрос «Можно ли употреблять в пищу мухоморы?» косвенными ответами будут такие варианты: «Мухоморы являются ядовитыми грибами», «Употребление в пищу мухоморов приводит к отравлению». Из этих косвенных ответов следует прямой ответ: «Мухоморы в пищу употреблять нельзя». Косвенный ответ является основанием для того, чтобы спрашивавший дал прямой ответ на свой собственный вопрос. Прямые и косвенные ответы относятся к допустимым ответам, а недопустимыми считаются ответы с искаженной основой. Соответствующим ответом (подходящим) является высказывание, полученное путем замены неизвестной вопроса выражением, взятым из ее области. Несоответствующие ответы (неподходящие) – это ответы, в схемах которых неизвестная вопроса заменена выражением не относящимся к ее области, либо эти ответы не соответствуют основе вопроса, основа в них искажена. Например, на вопрос «Жизнь каких знаменитых художников была связана с Витебском?» Ответы: «Жизнь М.Шагала была связана с Витебском», «Жизнь знаменитого художника К. Малевича была связана с Витебском», «Жизнь знаменитого художника Шишкина была связана с Витебском», «Жизнь знаменитого художника И.Репина была связана с Витебском», «Жизнь знаменитого художника Микеланджело Буонаротти была связана с Витебском» являются соответствующими. Указанные в этих ответах личности принадлежат к области неизвестной вопроса – являются знаменитыми художниками. Ответ же «Жизнь П.И.Чайковского была связана с Витебском будет несоответствующим, т.к. П.И.Чайковский - композитор, а не художник. Несоответствующим вопросу «Какие химические элементы отражены в таблице Менделеева?» будет ответ «В таблице Менделеева представлены металлы и неметаллы», ибо в нем искажена основа вопроса. Металлы и неметаллы – это не конкретные химические элементы, а группы химических элементов. Подобные ответы называют еще ответами невпопад. Полный ответ – это любой прямой ответ, а также те косвенные ответы, из которых можно вывести прямой соответствующий ответ. Частичные ответы не выполняют в полной мере основную функцию ответа – устранить неопределенность, сделать неизвестное известным. Он лишь приближает превращение неизвестного в известное. Это достигается благодаря тому, что частичных ответ исключает некоторые из возможных ответов и тем самым ограничивает область неизвестной вопроса. Поле поиска полного ответа таким образом сужается, ограничивается меньшим числом вариантов. Так, например, на вопрос «Что такое аналогия?» частичным ответом может быть «Аналогия – один из способов рассуждений». Исчерпывающий ответ – это соответствующий полный истинный ответ. Исчерпывающим считается ответ, если среди всех возможных ответов он является единственно истинным, или, если из него следуют все истинные ответы на вопрос. Например, исчерпывающим на вопрос «Кто является Президентом Республики Беларусь?» исчерпывающим ответом будет: «Президентом Республики Беларусь является А.Г.Лукашенко», ибо он является единственно верным. На вопрос «Кто из студентов вашей группы сдал экзамен по высшей математике?» исчерпывающим будет ответ: «Все студенты нашей группы сдали экзамен по высшей математике», так как из этого ответа вытекают все истинные ответы: «Студент нашей группы Иванов сдал экзамен по высшей математике», «Студент нашей группы Петров сдал экзамен по высшей математике» и т.д., но каждый из этих ответов не является исчерпывающим, потому что из него не вытекают другие истинные ответы. Характер ответа во многом зависит от того, как был сформулирован вопрос. На это указывает и поговорка «Каков вопрос, таков и ответ». Поэтому необходимым условием успешного ведения диалога является выполнение следующих правил постановки вопроса: 1. Предпосылки вопроса должны быть истинными. Если какая-либо из предпосылок ложная, то вопрос с такой предпосылкой становится некорректным. Ложная предпосылка (особенно позитивная) может ввести в заблуждение человека, которому адресован вопрос. Некорректным будет, например, следующий вопрос: «Кто из космонавтов-белорусов побывал в 20-м веке на Луне?» Широко известна история, когда английский король Карл П (17 век) задал в Королевском обществе вопрос «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?». Попытки отвечающих дать прямой ответ на подобные вопросы ставят их в неловкое положение. Единственное, что можно порекомендовать в таких случаях – это задаться вопросом: «А так ли это на самом деле?» В уже упоминавшемся ранее вопросе «Какие четные числа не делятся на 2?» ложной является негативная предпосылка – мысль о том, что, якобы, существуют такие четные числа, которые не делятся на 2. Любой прямой соответствующий ответ на этот вопрос будет истинным. Если задан некорректный вопрос, то отвечающий должен указать на это. 2. В формулировке вопроса область его неизвестной должна быть обозначена как можно точнее. Если этого не сделать, то в результате можно получить ответ невпопад, как, например, в следующей истории. Двое мужчин, путешествовали на автомобиле за границей. Не встретив на своем пути ни одного дорожного указателя, они окончательно заблудились и оказались в каком-то маленьком городке. Желая прояснить ситуацию, они остановились и один из них, не выходя их машины, обратился с вопросом к проходившему мимо местному жителю: - Где мы находимся? - В автомобиле, - последовал ответ.
3. Вопрос должен формулироваться четко и недвусмысленно. Чтобы это правило выполнялось, необходимо употреблять в вопросе слова и выражения с точно определенным смыслом, или специально уточнять, что имеется в виду. О том, что происходит в случае, когда это правило не выполняется, говорит следующий анекдот: Беседуют двое мужчин. Один из них, испытав, очевидно, разочарование в семейной жизни, спрашивает у другого: - Можно ли женщине верить? - Можно, - отвечает собеседник, - пускай верит. Автор вопроса должен ясно осознавать, какую именно информацию он хочет получить от собеседника, и соответствующим образом формулировать вопрос. О невыполнении этого требования говорит следующая история. У Джека Джон спросил, чем тот лечил корову. Джек отвечал: соломою и мелом. Прошла неделя, он в гостях у Джека снова И говорил: корова околела… Моя-то тоже, - Джек в затылке почесал… Воскликнул Джон: Что ж ты мне не сказал? Любой, наверно, залюбуется ответом: А ты меня не спрашивал об этом.
Наряду с правилами постановки вопросов существуют и определенные логические требования, предъявляемые к ответам. Среди них в первую очередь можно выделить следующие: 1. Ответ должен быть ясным и однозначным. 2. Формулировка ответа должна быть направлена на уменьшение неопределенности вопроса, ответ должен быть информативнее вопроса. 3. Ответ на некорректный вопрос должен заключаться в указании на эту некорректность. 4. Ответ вопросом на вопрос недопустим, если это будет попыткой уйти от ответа. Ответ вопросом на вопрос допускается лишь тогда, когда необходимо что-то уточнить в поставленном вопросе, когда есть сомнения в ясном понимании существа вопроса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.017 с.) |