Понятие «лицо, ищущее убежище» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «лицо, ищущее убежище»



Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся преимущественно в развитых регионах мира — в Западной Европе и Северной Америке.

С 1980-х гг. промышленно развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено также понятие «безопасная страна происхождения», и ходатайства, поданные представителями таких стран, стали считаться необоснованными. Кроме того, все строже становятся критерии статуса беженца.

Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам,

290

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН, United Nations High Commissioner for refugees, UNHCR) — международная организация. УВКБ начала свою деятельность после Второй мировой войны (в 1951 г.),

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН, United Nations High Commissioner for refugees, UNHCR) — международная организация. УВКБ начала свою деятельность после Второй мировой войны (в 1951 г.), хотя согласованные международные усилия по оказанию помощи беженцам предпринимались уже раньше — в период между Первой и Второй мировыми войнами. С 1919-го по 1939 г. из-за ожесточенных конфликтов только в Европе в положении беженцев оказались более 5 млн. человек, в числе которых были русские, греки, турки, армяне, евреи и испанские республиканцы.

Первыми верховными комиссарами по делам беженцев, назначенными Лигой Наций, стали Фритьоф Нансен из Норвегии (1921 — 1930 гг.) и Джеймс Макдональд из Соединенных Штатов Америки (1933— 1935 гг.). У них были разные представления о том, как следует подходить к решению проблем беженцев, но оба они оказали влияние на последующие международные усилия по защите интересов беженцев.

293

Официально международные усилия по оказанию помощи беженцам были впервые предприняты в августе 1921 г., когда Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь более чем миллиону российских беженцев, которым пришлось оставить свои дома в ходе Гражданской войны в России. Лига Наций назначила знаменитого исследователя-полярника Фритьофа Нансена Верховным комиссаром Лиги по проблемам российских беженцев в Европе (позже он стал заниматься греческими, болгарскими, армянскими и другими группами беженцев).

Ф. Нансен взялся за исключительно трудное дело — определение правового статуса российских беженцев и организацию для них либо трудоустройства в принимающих странах, либо возвращения на родину. На решение этой задачи Лига Наций выделила 4 тыс. фунтов стерлингов. Ф. Нансен создал аппарат, который впоследствии составил основу структуры УВКБ ООН. В деле трудоустройства беженцев он тесно сотрудничал с Международной организацией труда; в результате ему удалось помочь найти работу примерно 60 тыс. беженцев.

Особое внимание Ф. Нансен уделял правовой защите беженцев. Он организовал международную конференцию, на которой было решено выдавать беженцам проездные и удостоверяющие личность документы, которые стали называть «нансеновскими паспортами». После неудачного исхода переговоров с Советским Союзом о репатриации российских беженцев Ф. Нансен возглавил усилия по принятию дополнительных мер, направленных на обеспечение надежного правового статуса для беженцев в принимающих странах. Принятые тогда первые юридические соглашения впоследствии легли в основу Конвенции о статусе беженцев, заключенной в 1933-м и 1951 г.

В 1922 г. Ф. Нансену пришлось решать кризисную ситуацию, связанную с судьбой почти 2 млн. беженцев — жертв войны между Грецией и Турцией. Он лично направился в регион, чтобы координировать там международные усилия по оказанию помощи. Находясь в Греции, Ф. Нансен подчеркивал, что в политических спорах верховный комиссар должен всегда сохранять нейтральную позицию. И хотя сам он считал виновной в возникновении этого кризиса Турцию, но организовал помощь как греческим, так и турецким беженцам и встречался с официальными представителями обеих сторон. Впоследствии Лига Наций

294

299

финансовая поддержка была минимальной. Тем не менее УВКБ ООН развивало все более эффективное сотрудничество с добровольными организациями. Первая значительная денежная сумма, оказавшаяся в распоряжении УВКБ ООН, поступила не от государств, а от Фонда Форда (США), который в 1951 г. предоставил УВКБ ООН 3,1 млн. долл. Эти деньги были использованы для реализации экспериментального проекта, в котором основное внимание впервые уделялось интеграции беженцев в европейских странах как одному из путей решения их проблем. В конце концов в 1954 г. был создан Фонд Организации Объединенных Наций для помощи беженцам (ЮНРЕФ), который был призван осуществлять проекты в таких странах, как Австрия, Федеративная Республика Германии, Греция и Италия. Соединенные Штаты внесли свой вклад в Фонд, отказавшись перед этим предоставить финансовую поддержку УВКБ ООН на основании принятого в 1950 г. решения конгресса США о наложении вето на использование средств США для любой международной организации, осуществляющей деятельность в странах «за железным занавесом».

В середине 1950-х гг. первоначальное резко отрицательное отношение Советского Союза к УВКБ ООН также стало меняться. К тому времени «холодная война» распространилась далеко за пределы Европы, и на деятельность Организации Объединенных Наций начали оказывать влияние вновь сформировавшиеся государства. Советский Союз содействовал принятию в ООН некоторых развивающихся стран, которые поняли, что УВКБ ООН может сыграть полезную роль в решении их собственных проблем, связанных с беженцами.

Основные полномочия УВКБ ООН не изменялись с 1950 г.: защита беженцев и поиски путей решения их проблем остаются главными задачами этой организации.

Основные полномочия УВКБ ООН не изменялись с 1950 г.: защита беженцев и поиски путей решения их проблем остаются главными задачами этой организации. Однако за последние более чем 50 лет существенно изменились среда, в которой работает УВКБ ООН, а также виды его деятельности.

Во-первых, значительно расширился масштаб операций УВКБ ООН. Первоначально эта организация занималась решением проблем примерно 400 тыс. беженцев, лишившихся дома в результате Второй мировой войны и нуждавшихся в помощи. К 1996 г. УВКБ ООН уже оказывало помощь приблизительно 26 млн. человек. Кроме того, существенно возросли бюджет организации и численность ее персонала: в 1951 г. бюджет УВКБ ООН составлял 300 тыс. долл.

300

301

В-пятых, организация все чаще действует в районах, где обстановка нестабильна и быстро изменяется, а также там, где идут вооруженные конфликты. Первоначально УВКБ ООН работало только в предоставляющих убежище странах, безопасных и не затронутых вооруженными конфликтами. В настоящее время сотрудники УВКБ ООН часто оказываются в эпицентре боевых действий.

В первые годы его существования деятельность УВКБ ООН была ориентирована на предоставление убежища в предоставляющей убежище стране. Его усилия были сосредоточены на мероприятиях, проводившихся в предоставляющей убежище стране, и считалось, что ответственность за решение проблем беженцев лежит на странах, принимающих беженцев, а не на тех странах, которые они покидают.

В последние годы деятельность УВКБ ООН, напротив, можно характеризовать как упреждающую, ориентированную на страну происхождения. УВКБ ООН принимает активное участие в мероприятиях, цель которых — предотвращение нарушений прав человека и возникновения ситуаций, которые чреваты перемещением населения. В стратегии УВКБ ООН все больший упор делается на обязанности не только принимающих стран, но также и стран, которые беженцы покидают. УВКБ ООН стремится содействовать внедрению более комплексного подхода к проблеме вынужденного перемещения, который рассчитан на более длительную перспективу и принимает во внимание потребности не только беженцев, но и внутренне перемещенных лиц, лиц, возвратившихся в родные места, лиц, ищущих убежище, апатридов и др.

Верховными комиссарами ООН по делам беженцев были:

• В 1951—1956 гг. — Геррит Иан ван Хевен Гудхарт (Нидерланды).

В 1951—1956 гг. — Геррит Иан ван Хевен Гудхарт (Нидерланды). До назначения на должность первого Верховного комиссара ООН по делам беженцев Геррит ван Хевен Гудхарт был юристом, журналистом. Во время Второй мировой войны он активно участвовал в голландском Сопротивлении и был членом сформированного в Лондоне правительства Нидерландов в изгнании. Будучи Верховным комиссаром, он приложил немало усилий для сбора средств на нужды примерно 2,2 млн. беженцев, которые еще оставались перемещенными лицами по окончании Второй мировой войны. Он сумел создать для УВКБ ООН гораздо более надежную финансовую базу, а в работе УВКБ ООН

302

перенес акцент с переселения беженцев за границу на интеграцию их в Европе. Его достижения в деятельности на благо беженцев получили признание в 1954 г., когда ему была присуждена Нобелевская премия мира.

• В 1956—1960 гг. — Огюст Р. Линдт (Швейцария).

В 1956—1960 гг. — Огюст Р. Линдт (Швейцария). В 1930-х гг. Огюст Линдт работал иностранным корреспондентом различных европейских газет, а во время Второй мировой войны служил в армии нейтральной Швейцарии. Перейдя на дипломатическую работу, он возглавлял Исполнительный комитет Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а с 1953 г. был наблюдателем от Швейцарии при ООН. Практически сразу после назначения его на должность Верховного комиссара он сумел мобилизовать усилия и средства для оказания помощи 200 тыс. венгров, бежавших после восстания в 1956 г. в Венгрии в Австрию и Югославию. Предложил программу оказания помощи примерно 260 тыс. алжирцев, которые бежали в Тунис и Марокко во время войны за независимость Алжира. Дипломатическое искусство, проявленное Линдтом при урегулировании этих деликатных ситуаций, в немалой степени способствовало признанию многими государствами УВКБ ООН как всемирной организации.

• В 1960—1965 гг. — Феликс Шнайдер (Швейцария).

В 1960—1965 гг. — Феликс Шнайдер (Швейцария). Как и его предшественник, Феликс Шнайдер до назначения на должность Верховного комиссара был дипломатом, возглавившим Исполнительный комитет ЮНИСЕФ, и наблюдателем от Швейцарии при ООН. Шнайдер осуществлял контроль за возвращением на родину алжирских беженцев из Туниса и Марокко. Эта операция была первой из многих крупномасштабных операций по репатриации и реинтеграции, в которых участвовало УВКБ ООН. Он также заручился поддержкой Генеральной Ассамблеи ООН для активизации роли УВКБ ООН в плане оказания «добрых услуг» в качестве посредника между государствами во время кризисов с беженцами во всем мире, в частности при оказании помощи руандийским беженцам в районе африканских Великих озер. Расширяя деятельность УВКБ ООН в Африке, он содействовал дальнейшему международному признанию глобального характера проблемы беженцев. Он также сыграл важную роль в инициировании процесса, итогом которого стало принятие Протокола 1967 г.

• В 1965—1977 гг. — Садруддин Ага Хан (Иран).

В 1965—1977 гг.Садруддин Ага Хан (Иран). Принц Садруддин Ага Хан успел поработать в УВКБ ООН еще до

303

вступления в должность Верховного комиссара. Он возглавлял миссии на Ближний Восток и в Азию, а с 1962 по 1966 г. был заместителем Верховного комиссара. К моменту его назначения Верховным комиссаром расходы УВКБ ООН в Африке и Азии превышали расходы в Европе, что явно свидетельствовало о переключении внимания с Европы на развивающиеся страны. Он укрепил отношения УВКБ с африканскими государствами и способствовал совершенствованию сотрудничества между специализированными учреждениями системы ООН при решении проблем массового перемещения населения в странах Африки к югу от Сахары и Азии. Сыграл ключевую роль в период кризиса с беженцами в Бангладеш в 1971 г. при оказании помощи выходцам из Азии, которые в 1972 г. были изгнаны из Уганды.

• В 1978-1985 гг. — Пауль Хартлинг (Дания).

В 1978-1985 гг. — Пауль Хартлинг (Дания). До назначения Верховным комиссаром Пауль Хартлинг занимал посты министра иностранных дел, а затем премьер-министра Дании. За восемь лет его пребывания в этой должности в связи с усилением «холодной войны» проблемы беженцев все больше стали приобретать политизированный характер. Непрекращающийся массовый исход населения в Индокитае и широкомасштабные меры, принятые в связи с этим международным сообществом, выдвинули УВКБ ООН на ведущие позиции в проведении сложной, крупномасштабной гуманитарной операции. В период его пребывания в должности Верховного комиссара УВКБ организовывало и другие широкомасштабные операции по предоставлению экстренной гуманитарной помощи — в районе Африканского Рога и в Центральной Америке, а также для афганских беженцев в Азии. В 1981 г. УВКБ ООН было награждено второй Нобелевской премией мира, в значительной степени благодаря роли П. Хартлинга в урегулировании кризиса с вьетнамскими беженцами.

• В 1986-1989 гг. - Жан-Пьер Хокке (Швейцария).

В 1986-1989 гг. - Жан-Пьер Хокке (Швейцария). До назначения Верховным комиссаром Жан-Пьер Хокке был директором по проведению операций Международного комитета Красного Креста. В период его пребывания в должности Верховного комиссара продолжался кризис с беженцами из Индокитая. В этот период было начато осуществление всеобъемлющего плана действий, который включал введение региональных процедур определения статуса беженца и предусматривал добровольное возвращение вьетнамских беженцев. Хокке сыграл также ве-

304

дущую роль в осуществлении программы в Центральной Америке по укреплению мира в регионе путем предоставления помощи не только репатриантам, но и другим слоям населения, пострадавшим от войны. В период его пребывания в должности Верховного комиссара УВКБ ООН играло важную роль в организации и обеспечении жизнедеятельности крупных лагерей для эфиопских беженцев в Судане и для сомалийских беженцев в Эфиопии.

• В январе 1990 г.—ноябре 1990 г. — Торвальд Столпленберг (Норвегия).

В январе 1990 г.—ноябре 1990 г. — Торвальд Столпленберг (Норвегия). До назначения Верховным комиссаром Торвальд Столтенберг занимал пост министра иностранных дел Норвегии. Короткий срок его пребывания в должности был отмечен началом участия УВКБ ООН в проводимых ООН широкомасштабных миротворческих операциях. Как Верховный комиссар он осуществлял контроль за проведением нескольких начатых ранее операций по репатриации населения, особенно в Центральной Америке. В ноябре 1990 г. ушел со своего поста, чтобы вновь занять должность министра иностранных дел Норвегии.

• В 1991-2000 гг. — Садако Огата (Япония).

В 1991-2000 гг.Садако Огата (Япония). До назначения на должность Верховного комиссара Садако Огата была деканом факультета зарубежных исследований Университета Софии в Токио. Научную работу она совмещала с рядом постов в ООН, будучи председателем Исполнительного комитета ЮНИСЕФ в 1978—1979 гг. и членом Комиссии ООН по правам человека, а также независимым экспертом Комиссии по ситуации с правами человека в Бирме (теперь Мьянма). Будучи Верховным комиссаром, она контролировала проведение широкомасштабных чрезвычайных операций УВКБ в Северном Ираке, Боснии и Герцеговине, Косово и в районе Великих озер в Африке. За время ее пребывания в должности Верховного комиссара бюджет и персонал УВКБ ООН увеличились более чем вдвое, УВКБ ООН принимало все более активное участие в оказании помощи внутренне перемещенным лицам и другим группам гражданского населения в конфликтных ситуациях. Подчеркивая связь между проблемой беженцев и международной безопасностью, она укрепляла отношения УВКБ ООН с Советом Безопасности.

• В 2001—2005 гг. — Рууд Лабберс (Нидерланды).

В 2001—2005 гг. — Рууд Лабберс (Нидерланды). До избрания девятым Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Р. Лабберс был премьер-министром Голландии. После выхода в отставку преподавал в Тилбургском университете в Нидерландах и в Школе Джона Ф. Кеннеди в Гар-

305

вардском университете в США. Будучи Верховным комиссаром по делам беженцев, продолжил политику, начатую С. Огата, призывал к «минимуму бюрократии и максимуму гибкости» в помощи беженцам, минимуму иерархии и максимуму ответственности и прозрачности в деятельности УВКБ. Р. Лабберс активно изыскивал финансовые ресурсы для поддержки беженцев.

• С 2005 г. по настоящее время — Антонайо Гатеррес (Португалия).

• С 2005 г. по настоящее время — Антонайо Гатеррес (Португалия). До своего избрания Верховным комиссаром А. Гатеррес более 20 лет работал в правительстве Португалии, а с 1996-го до 2002 г. был премьер-министром. Он стал основателем португальского Совета беженцев. С 1981 по 1989 г. А. Гатеррес был членом португальского Собрания Совета Европы, председателем Комитета по демографии, миграции и беженцам.

Перед УВКБ ООН стоят две основные задачи: предоставление международной защиты беженцам и помощь им в поиске долгосрочных решений их проблем.

Программы УВКБ ООН направлены на:

• содействие в предоставлении убежища и предоставлении гарантий того, что беженцы не будут насильственно возвращены в страну, где им угрожает преследование;

• оказание беженцам чрезвычайной помощи через предоставление основных предметов первой необходимости — продовольствия, жилья и медицинской помощи;

• предоставление гарантий того, что репатриация в страну происхождения является добровольной, и предоставление беженцам необходимой помощи по возвращении на родину;

• помощь беженцам и перемещенным лицам в интеграции на местах с тем, чтобы они смогли самостоятельно существовать в стране проживания или первого убежища, если репатриация в страну происхождения невозможна;

• переселение тех, кто имеет близких родственников за границей.

УВКБ ООН имеет 207 региональных и местных представительств в 115 странах.

В Российской Федерации

В Российской Федерации действует одно из региональных представительств УВКБ ООН.

Региональное представительство в Москве было открыто после подписания 6 октября 1992 г. официального соглашения между УВКБ ООН и правительством Российской Федерации. В ноябре 1992 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и к Прото-

306

310

ния чрезвычайной помощи, а также для выполнения программ, призванных содействовать самообеспечению и интеграции беженцев.

Бюджет УВКБ (в 1990-х гг. около 600 млн. долл.) формируется за счет добровольных взносов государств — членов ООН и региональных объединений. Верховный комиссар располагает чрезвычайным фондом в размере 10 млн. долл. для финансирования первых мер по оказанию помощи в экстремальной ситуации.

УВКБ ООН сотрудничает с другими учреждениями ООН (ЮНИСЕФ, ВОЗ), с Международным комитетом Красного Креста и приблизительно с 300 неправительственными организациями. Крупные программы УВКБ: Программа упорядоченного выезда (1979 г.) и Всеобъемлющий план действий в интересах индокитайских беженцев (1989 г.).

Штаб-квартира УВКБ ООН находится в Женеве (Швейцария).

Службой общественной информации УВКБ ООН издается на английском, арабском, испанском, итальянском, китайском, немецком, русском, французском и японском языках журнал «Беженцы».

Источники: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 40 — 41; Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 310 — 311; Деятельность УВКБ ООН в Российской Федерации и Республике Беларусь в 2000 г. Издание регионального представительства УВКБ ООН в Москве, в честь 50-летия УВКБ ООН; Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян; М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 534; Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности / Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), 2000.

Урбанизация (франц. urbanisation, англ. urbanization, от лат. urbanus — городской, urbs — город) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил,

Урбанизация (франц. urbanisation, англ. urbanization, от лат. urbanus — городской, urbs — город) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д.

Урбанизация — многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, про-

311

исходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В более узком, демографо-статистическом, понимании урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения). Первые города появились в III — I тысячелетиях до н.э. в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В античном мире такие города, как Афины, Рим, Карфаген, играли огромную роль. В городах Средневековья и эпохи Возрождения формировались элементы капиталистического способа производства. С развитием капитализма объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизация в экономически развитых странах мира отмечается преобладанием крупногородских форм поселений.

Урбанизация как социально-демографический феномен определяется взаимодействием трех факторов: естественным приростом численности городского населения; миграционным приростом (перераспределением сельского населения в пользу городов, обладающих экономической притягательностью, преимуществами в развитии социальной инфраструктуры и т.п.); административно-территориальными преобразованиями населенных пунктов иного статуса. Частично рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах, являющихся центрами тяготения этих зон.

Сравнительный анализ развития процесса урбанизации в различных странах мира основан на данных о росте доли городского населения, но, поскольку критерии выделения городских поселений значительно различаются по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенной людности. Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным — наиболее характерная черта современной урбани-

311

313

агломераций (например, Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Калькутта, Бомбей др.). Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает новые миллионы людей к новой — индустриальной — цивилизации, с другой — он обостряет социально-экономические проблемы, порожденные экономической отсталостью этих стран и чрезмерным «демографическим давлением» на большие города.

Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется в значительной мере от территориальной дифференцированности городской среды, прежде всего от различий городов по величине и народно-хозяйственному профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. Почти во всех странах уровень рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих в городах (если адаптация сельских жителей не сопряжена с большими трудностями). Уровень смертности на первых этапах развития урбанизации выше в городах, чем в сельской местности, что объясняется антисанитарными условиями жизни концентрированных масс населения. Особенно высока младенческая смертность. Сельские жители, переезжающие в города, обычно плохо приспособлены к условиям городской жизни. Однако с течением времени различия в уровне смертности городского и сельского населения сокращаются. По мере развития урбанизации роль миграции в росте городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной подвижности населения в целом растет, особенно интенсивность маятниковых миграций.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М, 2003. С. 311 -314.

«Утечка умов» (англ. «brain drain») — или интеллектуальная — эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов на постоянное

«Утечка умов» (англ. «brain drain») — или интеллектуальная — эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов на постоянное (как правило, с изменением гражданства) или на временное (на длительный срок по контрактам на работу) проживание; своеобразный вид международной миграции населения. «Утечка умов» идет преимущественно в экономически

314

развитые страны, в основном в США, Канаду, Великобританию, а в 1980— 1990-х гг. — также в ЮАР, Израиль, Саудовскую Аравию, другие арабские страны Персидского залива. В 50 —60-х гг. «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие (например, из Великобритании и Канады в США), с 60-х гг. — из развивающихся стран, особенно Латинской Америки, Азии, значительно меньше — из Африки (Египта, Алжира, Нигерии и др.). В конце 80 — начале 90-х гг. характерным явлением стала «утечка умов» из СССР (затем из государств, ранее входивших в его состав) и стран Восточной Европы в США, Канаду, Германию, ЮАР, Израиль, Швецию и др. По данным паспортно-визовой службы МВД России, в общем числе уехавших на постоянное место жительства в 1993 г. ученые заняли третье место.

Квалифицированные специалисты переезжают в другие страны по многим причинам, включая более высокую зарплату, более благоприятные условия, более широкие возможности для продвижения по службе. Принимающие государства также содействуют профессиональной иммиграции за счет использования систем набора, а также отбора кадров, которые облегчают процедуру их въезда. Эти системы набора кадров являются эффективными механизмами, предназначенными для привлечения самых лучших и талантливых специалистов из развивающихся стран, так что у иммигрантов в США в 1990 г. уровень образования был в два раза выше, чем у их соотечественников в странах их происхождения. Так, в 2000 г. число жителей Ямайки с высшим образованием, проживающих в США, в 3,7 раза превышало соответствующий показатель для лиц, проживающих на родине, а из каждых десяти выпускников колледжей в Сальвадоре четыре выпускника находились в США. По оценкам MOM, как минимум одна треть выпускников колледжей 40% африканских стран живут за границей.

«Утечка мозгов» может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие. Например, эмиграция африканских врачей и медицинских сестер приводит к ухудшению уровня здравоохранения на континенте, в то время когда возрастают потребности в медицинских услугах в связи с эпидемией СПИДа и с недавними инициативами, направленными на повышение уровня иммунизации населения. В результате эмиграции в этих странах остается очень мало медицинских работников, особенно в сельской местности, возрастает нагрузка

315



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.042 с.)