Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тоталитаризм/ Ревизионистское направлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В историографии советского коммунизма постоянно шли споры, которые не утихают и спустя 181 пятнадцать лет после распада СССР. В этой историографии принято выделять два главных направления, вокруг которых группировались исторические исследования, посвященные СССР: концепция тоталитарного режима и так называемое ревизионистское течение. Тоталитарная модель, долгое время доминировавшая в советологических штудиях, основана на трудах Ханны Арендт и Раймона Арона. Построенная при помощи категории «тоталитаризм», она описывает коммунизм и фашизм (одной из разновидностей которого является нацизм) как один и тот же новый исторический тип режима, возникший в межвоенный период и воплотивший в себе антитезу либеральной демократии. В самом деле многочисленные черты сходства допускали такое сопоставление и отождествление: стремление создать нового человека, безграничная власть одной партии, культ харизматического лидера, принципиальное отрицание буржуазного общества и демократического плюрализма, лагеря и политика массового террора и т. д. Однако, как нам представляется, эти черты сходства имеют большее значение с позиции политических наук, нежели истории. Кроме того, следует иметь в виду, что такое отождествление таит в себе опасность отодвинуть на задний план специфику нацизма и его расовую политику. Рассматриваемое в такой перспективе, советское государство предстает всемогущим и осущест- 182 вляющим абсолютный контроль над атомарным обществом, подвергшимся идеологической обработке и управляемым путем массированной и непрерывной пропаганды. По словам Мартена Малиа, «в мире, созданном Октябрьской революцией, никогда не было общества, мы здесь имеем дело лишь с режимом, причем с режимом идеократическим» (Malia M. La tragedie sovietique. P., 1995). Подобный подход нашел отражение и в книге Франсуа Фюре «Прошлое одной иллюзии» (1995; русск. перев.: 1998). Но среди сторонников подхода с позиций тоталитарной модели существует и критическое левое течение, сложившееся вокруг издателей журнала «Социализм и варварство» («Socialisme et Barbarie») Корнелиуса Касториадиса и Клода Лефора. Последние, объясняя долговечность коммунистической системы, обращают внимание не столько на идеологию, сколько на место, занимаемое в этих режимах политикой, и на способность партии «подвергнуть общество глубокой заморозке или замкнуть его на самом себе» (Клод Лефор; см.: Kott S. L'exercice du pouvoir en RDA une histoire sociale de la domination politique // Francia. 2003. N 30/3). Между тем в противоположность историографии так называемого «тоталитарного» направления, которого придерживались, главным образом, историки, изучавшие политические структуры, в середине 1960-х гг. вокруг историка Моше Левина 183 сложилось другое историографическое течение, названное «ревизионистским»; при том, что оно многолико, суть его, как объясняет Николя Верт (Werth N. Histoire de PUnion sovietique. P., 1990; русск. перев.: Верт Н. История советского государства. М., 1992), состоит в желании «деидеологизировать» историю СССР, прекратив переоценивать значение сферы политической власти (Государства, Партии, Идеологии) в стране и обратившись в большей мере к изучению ее социально-экономических институтов. В самом деле, если посмотреть снизу, сквозь призму социально-экономической истории, обращая внимание на субъекты и социальные группы, то перспективы заметно изменятся: «Не было Власти и Государства, которые навязывали свою волю и отдавали приказы, с одной стороны, и "управляемого" атомарного общества и "плановой" экономики, которые подчинялись, с другой. Напротив, общество, каким бы дезориентированным и деструктуриро-ванным оно ни было, то и дело устанавливало границы и неоднократно вынуждало государство менять планы и признавать свое бессилие» (Н. Верт). С точки зрения ревизионистов, термин «тоталитаризм» обладает эвристической ценностью лишь для характеристики отдельных аспектов истории сталинского периода. После смерти Сталина в 1953 г. режим, по их мнению, принял форму авторитаризма, и общество стало постепенно освобождаться, завоевывая автономию по отношению к власти. 184 Долгое время эти две позиции оставались глубоко антагонистичными и между сторонниками двух школ не мог завязаться по-настоящему конструктивный диалог. Но развал СССР заставил историков критически переосмыслить эту полемику и попытаться преодолеть разногласия. Так, во Франции Жан-Поль Депретто выступает «за такую социально-политическую историю советского опыта, которая ставила бы своей главной целью разработку целостной концепции сталинизма. Исследование диктатуры предполагает двойную задачу: анализ социальных основ политических процессов и выявление социальных последствий решений, принимаемых властями» (Depretto J.- P. Pouvoirs et societe en Union sovietique. P., 2002). Все работы последних лет, посвященные бывшим народным демократиям в целом и ГДР в частности, показывают пределы рефлексии на основе термина «тоталитаризм», предлагая тонкий анализ социальных практик (подчас в русле истории повседневности) и намечая контуры подлинной социальной истории политических явлений (Pour une histoire sociale du pouvoir en Europe communiste // Revue d'histoire moderne et contemporaine. 2002. N 49-2; Kott S. Le communisme au quotidien. Les entreprises d'Etat dans la societe est-allemande. P., 2001). ♦ История повседневности (Alltagsgeschichte) У
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.007 с.) |