Устная история (и ее источники) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устная история (и ее источники)



«Устная история» характеризуется обращением преимущественно к устным источникам и свидетельствам, зачастую собранным и инициированным самим использующим их историком. Устные источники долгое время не вызывали доверия у историков, привыкших к письменным документам. Между тем в 1960-е гг. под влиянием социальной критики и работ по общественным наукам целое направление занялось выявлением и изучением «голоса народа», звучащего в устном свидетельстве. Впоследствии устная история стала частью исторической практики. Пионерами здесь были англосаксонские страны, где этот вид истории со своими ассоциациями и журналами получил широкое распространение. В настоящее время многочисленные институции и административные учреждения собирают устные свидетельства в целях сохранения памяти и создания своей истории (это делается, например, в ВВС). При работе с устными источниками перед историком встают как обычные вопросы (такие как критика источника), так и особые проблемы (в частности, искажение в результате встречи между историком и свидетелем, психологические/социологические мотивы свидетельства). Архивация записанных свидетельств тоже ставит как общие для архивно-

186


го дела вопросы, так и специфические, в частности о носителях. Флоранс Декан опубликовала на эту тему обобщающую работу, которая соединяет в себе историю устных источников, учебник и практическое руководство по их составлению и использованию {Descamps F. L'historien, I'archiviste et le magnetophone. De la constitution de la source orale a son exploitation. P.: Comite pour I'histoire economique et financiere de la France, 2001).

История повседневности (Alltagsgeschichte), Источник, Память


ф

Финализм/Конец Истории

Термин «финализм» отсылает нас к философским системам, приписывающим движению истории конечную цель, благодаря которой обретают свой смысл реальные события, люди и вещи. С позиции финализма история описывается как процесс, направляемый имманентно присущей ему целью. Таким образом, идея «Конца Истории» является детерминистской и телеологической философской идеей, представляющей Историю как линейный процесс и придающей ему смысл и цель. По Гегелю, например, История есть тотальный процесс самореализации Духа (или Разума) как имманентного миру высшего принципа. Осуществляя свои цели, абсолютный Разум управляет вещами и хитроумно использует индивидуальные воли и страсти, чтобы воплотиться, осознать самого себя и самореализоваться. Исторический материализм Маркса также относится к исторической телеологии. После того как совершается революция и пролетариат берет власть, открывается горизонт ожидания и конец истории в виде коммунизма: приходит бесклассовое общество, прекращаются отчуждение и раскол между людьми, наступает примирение человека с природой... «Он - решение загадки истории, и он знает, что

188


он есть это решение» (Маркс К. Экоиомическо-философские рукописи 1844 года).

В недавнее время некоторые мыслители, наподобие неоконсервативного политолога Фрэнсиса Фукуямы, предлагали рассматривать победу либеральной демократии, наступившую в результате краха коммунизма в СССР и Восточной Европе, как завершение развития истории человечества в лоне западного либерализма.

Диалектика, Исторический материализм


X

Хроника/Хронист (в Средние века)

По словам историка Бернара Гене, хронику можно определить как «продуманное и проработанное сочинение историка, который, следуя за Ев-севием Кесарийским, пытается реконструировать хронологию прошлого». Хроника является одним из средневековых исторических жанров наряду с анналами - простыми записями событий год за годом - и более риторическими и менее внимательными к датам историями. Но начиная со Средневековья и вплоть до наших дней эти различия остаются дискуссионными и не всегда очевидны. Слово «хроника» может употребляться в том широком смысле, какой оно приобрело в XII—XIII вв., т. е. обозначать любое историческое повествование. В X- XI вв. хроники писались на латыни, главным образом, в монастырях, а также в соборных капитулах. В XII в. с укреплением власти Плантагенетов и Капетингов история выходит за монастырские стены. Аббатство Сен-Дени становится центром королевской и «национальной» истории (видную роль в ее создании сыграл аббат Сугерий). В ответ на запросы дворянской публики, не читающей по-латыни, появляются тексты на разговорных языках. В XIII в. по количеству они уже не уступают латинским хроникам. Хроники могли писаться в стихах, но со временем историческое повествование становится преимуще-

190


ственно прозаическим. Растет интерес светских лиц к национальной истории, а крестовые походы развивают вкус к повествованию. Историографическая традиция Сен-Дени продолжается, и там создается то, что впоследствии станет «Большими французскими хрониками». В конце Средневековья распространяются домашние биографии и дневники, представляющие собой повествования о событиях день за днем (подобно знаменитому «Дневнику парижского буржуа»). История становится официальной. Карл VII в 1437 г. создает для Жана Шар-тье должность историографа. Герцоги Бургундские пишут свою собственную историю, и у них в XV в. тоже есть свой официальный историк. Написанные на латыни и на местных языках, в стихах и в прозе средневековые хроники отличались также большим разнообразием по содержанию. Некоторые отвечали местным интересам, другие претендовали на все-мирность и начинали повествование от сотворения мира, доводя его до современных автору событий. Хроники также различались своими источниками: от сочинений, авторы которых получали информацию из первых рук и вставляли в повествование документы из королевской канцелярии (как это сделал певчий из Сен-Дени Мишель Пентуен, автор латинской хроники царствования Карла VI), до широко распространенных сокращенных версий и компиляций. Историческое знание в Средние века не было автономным, и хроники должны были

191


служить нравственности, богословию и праву в сочетании с политическими функциями: прославлять древний род или династию, утверждать права государя или монастыря. Хотя хронист всегда заявлял о своем стремлении к истине, реальность у него легко смешивалась с вымыслом, как в описании священной истории, так и в воспроизводстве стереотипов при рассказе о таких ритуализованных событиях, как битвы или церемонии.

Всеобщая история/Всемирная история, Средние века

Хронология

Слово «хронология» обозначает одновременно и временную последовательность событий, и работу по определению их дат, и упорядочивание событий на временной шкале. Хронология есть первое, над чем следует работать историку; она задает рамки аналитической работы в целом. Методы датировки широко варьируются в зависимости от эпохи и области исследований (сопоставление документов, анализ почерка и т. д.). Для датировки могут использоваться естественнонаучные методы, такие как радиоуглеродный анализ, дендрохронология и термолюминесценция. Из-за того, что техники датировки в настоящее время лучше разработаны, хронология сама по себе утратила экспликативное значение в исторических исследованиях по сравнению с тем местом, какое она занимала в тру-

192


дах историков методической («позитивистской») школы. Хронологические ориентиры и концепции менялись в зависимости от эпохи и цивилизации. В то же время христианство создало универсальную хронологическую рамку, исходной точкой которой является рождение Христа.

Датировка, Дендрохронология, Периодизация


Ц

Цикл

Циклическая концепция времени, согласно которой периоды регулярно повторяются, как правило, от зарождения до упадка, была распространена в Античности, а также в древнем Китае и Японии. Ее разделяли, каждый по-своему, Платон и Аристотель. Наступление христианской эры с ее целенаправленным временем отчасти повлекло за собой отказ от подобных схем. В более позднее время в работах разных историков, например у Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби, вновь появилась (как правило, без достаточно убедительного обоснования) циклическая концепция истории со свойственным ей чередованием культур и цивилизаций, согласно прежней схеме.

Что же касается научного анализа, то в экономике утвердилось представление о циклическом чередовании фаз подъема и рецессии, продолжительность которых у разных авторов и в зависимости от поставленных ими задач может быть более или менее длительной (среди основных циклов, названных по имени их исследователей, известны циклы Кондратьева, Жюглара и Кичина). Выявление и изучение циклов экономистами, в частности Франсуа Симианом, стимулировало работы в области экономической истории, развивавшиеся в русле

194


школы «Анналов» и опиравшиеся, главным образом, на исследование движения цен, примером чему могут служить труды Эрнеста Лабрусса и Фернана Брод ел я.

Всемирная история/Всеобщая история/Миро вая история. Конъюнктура, Смысл истории


ч

Чувства/История чувств

История чувств, к изучению которой призывал Люсьен Февр и которую сумел написать пошедший по его стопам Ален Корбен, «улавливает существование и эволюцию иерархии ощущений, систем восприятия, вкусов и эмоций» (А. Корбен). Она строится вокруг понятия «культуры чувственности», предполагающего, что ощущения, эмоции и чувства историчны, и имеет целью выявить, какие чувства могли, а какие не могли испытывать люди определенного общества и определенной культуры.

Историчность, Менталъностъ/История мен- тальностей, Представления/История представлений, Процесс цивилизации, Психоистория

196


э

Эвристика

Этим термином из области методологии науки принято называть совокупность интеллектуальных приемов и средств, способствующих научным открытиям и изобретениям. В широком смысле он может обозначать общую теорию производства научного знания. Карл Поппер в своей книге «Логика научного открытия» писал, что теория может считаться научной лишь при условии, что она является «фальсифицируемой», т. е. что ее постулаты могут быть опровергнуты путем наблюдения. Иными словами, научным является то утверждение, которое допускает свое опровержение опытным путем. Философ и историк науки Томас Кюн, со своей стороны, показал в работе «Структура научных революций», что наука в своем развитии переживает кризисы, представляющие собой «смены парадигм» и являющиеся преимущественно психолого-логическими по своей природе; они приводят к кардинальному изменению постановки вопросов и исследовательских приемов, прежде считавшихся эвристическими. Что же касается историков, то у них это слово употребляется в менее строгом смысле и обозначает любые исследовательские методы и практики, способные привести к каким-либо результатам и дать новые знания.

Парадигма научная

197


Эгоистория

Инициатором появления «Очерков эгоисто-рии» (Essais d'ego-histoire. P., 1987) был Пьер Нора, собравший самых выдающихся историков (Морис Агюлон, Жорж Дюби, Мишель Перро и др.) и предложивший им рассказать о себе, т. е. выступить в качестве историков самих себя. Каждый из историков относится к себе как к объекту исследования, пытаясь выяснить, какое влияние оказал его жизненный путь на свойственную ему манеру писать историю, и установить «связь между той историей, которую мы создавали, и историей, которая создала нас» (П. Нора). Это издание стало в русле общего развития историографии одним из свидетельств перехода исторического сознания на новую стадию: вступления истории и ремесла историка в возраст рефлексии. В настоящее время этот жанр, хотя его и не называют больше эгоисторией, переживает период настоящего расцвета, и многие крупные историки размышляют о своем жизненном пути или в повествовательной форме (Рауль Жирарде, Пьер Губер), или в интервью, издаваемых отдельными книгами (Жак Ле Гофф, Ален Корбен).

Экзегеза

Этим термином обозначается «филологическая и доктринальная интерпретация текста, смысл и значение которого неясны или являются предметом дискуссии» (словарь «Le Petit Robert»). Изна-

198


чальный смысл слова был связан с идеей истолкования религиозного текста, но в настоящее время его значение стало шире и распространилось на изучение любых форм дискурса, так что оно почти превратилось в неточный синоним терминов «комментарий», «критика» и «герменевтика». ♦ Внутренняя критика, Герменевтика

Эмпиризм

Эмпиризм исходит из того, что знания приобретаются опытом. В работе историка ее эмпирическая сторона является главной: в истории исследователь собирает совокупность следов прошлого и на их основе строит свой анализ. Он пользуется критическим методом, который, по сути, есть метод эмпирический. Более того, исторический анализ и работа историка зависят от накопленного им знания и от его как жизненного, так и эпистемологического опыта. Ввиду имеющихся в документах лакун и умолчаний («документ никогда [...] не соответствует полностью событию [...] все документы являются косвенными и неполными». Veyne P. Comment on ecrit l'histoire. P., 1971) именно опыт историка позволяет ему устанавливать связи, находить объяснения и восполнять недостающее (эту операцию Поль Вен называет «ретродикцией», подчеркивая, что такая работа делается во многом неосознанно). В то же время ремесло историка не исчерпывается эмпиризмом. Без предварительно

199


выработанных понятий и вопросника ему пришлось бы вслепую продвигаться по своему исследовательскому полю.

Эпиграфика

Эпиграфика занимается поиском и изучением надписей, сделанных на прочном материале, таком как камень или металл, и находящихся в самых разных местах и на самых разных предметах (постройках, надгробиях, столбах, оружии и т. д.). Хотя обычай оставлять надписи присущ очень многим обществам, не все из них стали объектом специальных эпиграфических исследований. Значительной областью исследований издавна является греко-римская эпиграфика. В 1969 г. Национальный Центр научных исследований создал во Франции лабораторию для составления «Корпуса надписей средневековой Франции». Эпиграфические исследования основаны, главным образом, на изучении серийных данных; их проблематика многообразна и охватывает политические карьеры в Античности, средневековую религиозную историю (например, алтарные надписи) и даже историю солдат Первой мировой войны (на материале оставленных в траншеях граффити и скульптур с текстами). Размышления над проблемами письма и письменности и появление работ на эту тему открывают новые пути изучения надписей.

Вспомогательные исторические дисциплины

200


Эпистемология

Эпистемологией (от греч. «эпистеме» - наука) во Франции называют философию науки, т. е. критический анализ самого процесса научного познания, его постулатов и результатов. Наряду с мощной эпистемологической традицией точных наук, представленной во Франции именами Га-стона Башляра, Жоржа Кангилема и Александра Куаре, а в настоящее время отчасти вытесненной антропологией науки Брюно Латура, получил развитие рефлексивно-эпистемологический подход и в гуманитарных науках, представители которых обращаются к изучению природы, условий, препятствий и методов научного познания в своей области, а также взаимоотношений между отдельными гуманитарными дисциплинами. Что же касается эпистемологии исторического знания, следует признать, что историки долгое время ее отвергали, предпочитая выступать в роли скромных ремесленников, добросовестно делающих свою работу и не нуждающихся для этого ни в философии, ни в общих идеях. К счастью, благодаря многократным вторжениям на историческую территорию философов Раймона Арона, Мишеля Фуко, Поля Рикёра и Мишеля де Серто большинство историков уже привыкли к постановке эпистемологических вопросов и сами научились их ставить. Выяснение предпосылок и имплицитной философии исторического

201


исследования занимает теперь видное место в дискуссиях историков.

Этнография

Описательное изучение ограниченной группы людей, имеющей общие цивилизационные характеристики (этноса); оно предполагает работу и наблюдения этнографа «в поле». Цель этнографии - путем изучения нравов, верований, религиозных практик, институций, техники и искусства создать документальную базу для этнологического исследования данной группы. Этнографический подход, использующий практику включенного наблюдения внутри изучаемой группы, в настоящее время находит применение в понимающей социологии и истории.

Историческая антропология, Этнология

Этнология

Использование термина «этнология» окончательно еще не устоялось. В широком смысле он обозначает исследование социокультурных структур отдельно взятой группы, имеющее целью понять изучаемое общество в целом. В XIX в. этнологию определяли как «науку о классификации рас»; в дальнейшем от этой концепции отошли и стали определять ее как антропологические исследования, преимущественно так называемых примитив-

202


ных обществ. В настоящее время этнологический подход может применяться к самым разным объектам исследования, таким как шахматисты, глухие или бомжи.

Историческая антропология, Этнография


ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Работы по конкретным темам указаны в текстах соответствующих статей.

Bourde G., Martin H. Les ecoles historiques. P.: Seuil, 1997(1983).

Carbonell Ch.-O. L'historiographie. P.: PUF, 2003 (1981).

Chartier R. Au bord de la falaise. L'histoire entre certitudes et inquietude. P.: Albin Michel, 1998.

Certeau M. de. L'ecriturede l'histoire. P.: Gallimard, 1975.

Delacroix Ch., Dosse F, Garcia P. Les courants historiques en France, XIXe - XXe siecle. P.: A. Colin, 1999.

Dosse F. L'histoire en miettes. Des «Annales» a la «Nouvelle histoire». P.: Pocket, 1997 (La Decouverte, 1987).

Dumoulin O. Le role social de l'historien. De la chaire au pretoire. P.: Albin Michel, 2003.

Faire de l'histoire. 3 vols. / P. Nora, J. Le Goff (dir.). P.: Gallimard, 1974.

Farge A. Le gout de l'archive. P.: Seuil, 1989.

Garcia P., Leduc J. L'enseignement de l'histoire en France. De I'Ancien Regime a nos jours. P.: A. Colin, 2003.

204


L'histoire entre epistemologie et demande sociale. Creteuil: IUFM de Creteuil - Toulouse - Versailles, 1994.

Koselleck R. L'experience de l'histoire. P.: Gallimard-Le Seuil, 1997.

Koselleck R. Le futur passe. Contribution a la semantique des temps historiques. P.: EHESS, 1990.

Leduc J. Les historiens et le temps. Conceptions, problematiques, ecritures. P.: Seuil, 1999.

Marrou H.-I. De la connaissance historique. P.: Seuil, 1954.

Noiriel G. Penser avec, penser contre. Itineraire d'un historien. P.: Belin, 2003.

Noiriel G. Sur la «crise» de l'histoire. P.: Belin, 1996.

Prost A. Douze lecons sur l'histoire. P.: Seuil, 1996. Русск. перев.: Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: РГГУ, 2000.

Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P.: Seuil, 2000. Русск. перев.: Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004.

Veyne P. Comment on ecrit l'histoire. Essai d'epistemologie. P.: Seuil, 1971. Русск. перев.: Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003.

205


Для сравнения и привлечения дополнительного материала по ряду статей можно обратиться к подготовленному видными немецкими историками изданию: Lexikon Geschichtswissenschaft. Hundert Grundbegriffe / Hrsg. S. Jordan. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 2003. В нем можно также найти интересные статьи, отсутствующие в настоящем словаре.


УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ СТАТЕЙ

Агиография Николя Оффенштадт (далее - Н. О.)

Аккультурация Н. О.

Актор (субъект) Эрве Мазюрель (далее - Э. М.)

Анахронизм Э. М.

Анналы (средневековые) Н. О.

Археология Грегори Дюфо (далее - Г. Д.)/Э. М.

Архивы Н. О.

Биография Э. М.

Внешняя критика Н. О. Внутренняя критика Н. О. Всеобщая история/Всемирная история Н. О. Вспомогательные исторические дисциплины Г. Д./Н. О.

Габитус Э. М.

Тендер/Гендерная история Э. М.

Генеалогическая история Э. М.

Генеалогия Г. Д./Э. М.

Геоистория Э. М.

Геральдика Н. О.

Герменевтика Э. М.

Глобальная история/Тотальная история Г. Д./Э. М.

Горизонт ожидания Э. М.

Гуманитарные науки/Общественные науки Н. О.

Датировка Г. Д./Н. О. Дендрохронология Н. О. Деонтология Э. М.

207


208


Детерминизм Диалектика Г. Д./Н. О. Диахрония Э. М. Диплом/Дипломатика Н. О.

Идеальный тип Г. Д./Э. М.

Изучение подчиненных групп { Subaltern Studies) H. О.

Иконография/Образ Г. Д./Н. О.

Интенционализм/Функционализм Э. М.

Истина

Историзирующая история Н. О.

Историзм/Историцизм Н. О.

Историограф Н. О.

Историография Н. О.

Историческая антропология Н. О.

Историческая демография Э. М.

Историческая школа Н. О.

Исторический материализм Н. О.

Историчность Э. М.

История повседневности { Alltagsgeschichte) H. О.

История понятий { Begriffsgeschichte) H. О.

Источник Н. О.

Компаративистика/Сравнительная история Н. О./Э. М.

Конструктивизм Г. Д./Э. М.

Контрфактическая история Н. О.

Конъюнктура Г. Д./Э. М.

Критическая философия истории Э. М.

Культура/Культурная история Э. М.

Культурные трансферты


Культурология (Culturalstudies) Г. Д./Э. М. Лингвистический поворот (Linguistic turn) Э. М.

Масштаб Г. Д./Э. М.

Мемуарист Н. О.

Ментальность/История ментальностей Э. М.

Микроистория Э. М.

Миф/Мифология Э. М.

Модерность/Модернизация Э. М.

Монография Г. Д./Н. О.

Негационизм Н. О.

Новая историческая наука Э. М.

Новейшая история

Новейшее время/История новейшего времени Н

Номинализм Э. М.

Нумизматика Н. О.

Объективность колл. Оценочное суждение Н. О.

Палеография Н. О. Память Н. О. Парадигма научная Э. М. Периодизация колл. Подделка (историческая) Подлинность Н. О. Поздняя античность Н. О. Позитивизм Н. О. Поколение Э. М. Поле Г. Д./Э. М.


210


Поле опыта Э. М. Постмодернизм Э. М.

Представления/История представлений Э. М. Причинная связь Э. М. Просопография Г. Д./Н. О. Процесс цивилизации Э. М. Психоистория Э. М.

Ревизионизм Г. Д./Н. О. Режимы историчности Э. М. Релятивизм Н. О. Романтизм Э. М.

Серийная история Г. Д. Символическое насилие Э. М. Синхрония

Смысл истории Г. Д./Э. М. Событие Н. О. Событийная история Социабильность Э. М. Социоистория Н. О. Средние века Н. О. Старый порядок Э. М. Структура Г. Д./Э. М. Структурализм Э. М. Сфрагистика (сигиллография) Н. О. Сциентизм Н. О.

Телеология Теология истории Теории истории Э. М.


Тоталитаризм/Ревизионистское направление Г. Д./Н. О.

Устная история (и ее источники) Н. О.

Финализм/Конец истории Э. М.

Хроника/Хронист Н. О. Хронология Г. Д./Н. О.

Цикл Г. Д./Н. О.

Чувства/История чувств Э. М.

Эвристика Г. Д./Э. М. Эгоистория Э. М. Экзегеза Э. М. Эмпиризм Г. Д./Н. О. Эпиграфика Г. Д./Н. О. Эпистемология Э. М. Этнография Э. М. Этнология Н. О.


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

Агюлон Морис (Agulhon Maurice) - 166, 198 Альтюссер Луи (Althusser Louis) - 68, 69, 174 Анри Луи (Henry Louis) - 64 Арендт Ханна (Arendt Hannah) - 182 Арон Раймон (Aron Raymond) - 53, 85, 131, 141, 162, 182,201

Артог Франсуа (Hartog Francois) - 20,152,153 Артьер Филипп (Artieres Philippe) - 25 Арьес Филипп (Aries Philippe) - 98

Б

Бардеш Морис (Bardeche Maurice) - 106 Барт Ролан (Barthes Roland) - 93,174 Бартолин Томас С. (Bartholin Thomas S.) - 47 Баше Жером (Baschet Jerome) - 57 Башляр Гастон (Bachelard Gaston) - 201 Бедарида Франсуа (Bedarida Francois) - 110 Бели Люсьен (Bely Lucien) - 36 Бенса Альбан (Bensa Alban) - 165 Бенсуссан Жорж (Bensoussan Georges) - 106 Бич Джордж Т. (Beech George T.) - 143 Блок Марк (Bloch Marc) - 41, 69, 77,97,140, 149 Блох Эрнст (Bloch Ernst) - 126 Бодрийяр Жан (Baudrillard Jean) - 136 Бокль Генри Т. (Buckle Henry T) - 132

212



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.088 с.)