Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурология (Cultural studies)
Сравнительно малоизвестная во Франции, культурология { cultural studies) представляет собой плодотворное направление исследований, возникшее в Англии в 1960-е гг. и к настоящему времени получившее официальный статус. Это новый подход к исследованию взаимоотношений культуры и общества. Важнейшая инновация состоит в отказе от междисциплинарных барьеров и, соответственно, от узкой специализации, в соединении различных научных дисциплин и преломлении их сквозь культурологическую призму (ее можно назвать «антидисциплиной», см.: Van Damm S. Comprendre les Cultural Studies... // Revue d'histoire moderne et contemporaine. BSHMC. Supp. 2004). Культура, понимаемая в широком, антропологическом смысле как совокупность способов мыслить, чувствовать и жить, не сводится лишь к набору великих произведений так называемой «высокой» культуры и включает в себя сферы повседневного и обыденного. Cultural studies осуществили принципиальное смещение интереса в сторону всего того, что 89 составляет культуру социальных групп. При этом проблематика исследований была сильно политизированной: они преследовали цель «понять, как культура группы, и в первую очередь культура народных масс, формирует протест против социального порядка или, наоборот, принятие существующей власти» (Mattelart A. f Neveu E. Introduction aux Cultural studies. P., 2003). Первым крупным исследованием этого направления, несомненно, стала работа Ричарда Хоггарта (Hoggart R. The Uses of Literacy: Aspects of Working Class Life. Chatto and Windus, 1957), который захотел выяснить, как культура, распространяемая современными средствами коммуникации, воздействует на рабочий класс, и убедительно показал, что классовое сознание участвует в восприятии культурного месседжа и в значительной мере определяет процесс потребления культуры. Впоследствии, в 1960-1970-е гг., под влиянием Хоггарта появляются работы Центра современных культурных исследований (Center for Contemporary Cultural Studies) в Бирмингеме. Исследователи занимались преимущественно процессом конструирования коллективной идентичности общественного класса путем изучения представлений, которые складываются у общественного класса о самом себе и передаются другим группам. Основополагающей работой стал труд Эдварда Томпсона «Формирование английского рабочего класса» (Thompson E. P. The Making 90 of the English Working Class. London, 1963); эта книга, в которой внимание уделялось преимущественно опыту субъектов, открывала путь к обновленной социальной истории. Исследователи Центра проявили необычное в то время новаторство, обратившись к изучению молодежных субкультур, например движений байкеров, хиппи и панков.
Но все же эта область исследований оставалась пока маргинальной. Подлинный и несомненный успех ее пришелся на 1980-е гг., отмеченные политическими, экономическими и социальными потрясениями периода правления М. Тэтчер. Но, как замечают А. Маттлар и Э. Неве, этот расцвет сопровождался рядом существенных эпистемологических и интерпретационных сдвигов, в частности возникшими сомнениями в примате классового подхода и переоценкой значения генерационных, гендерных и этнических различий. В это время популярностью в среде культурологов пользовалась книга Мишеля де Серто «Изобретение повседневности» (Certeau M. de. L'invention du quotidien. Arts de faire. P., 1980), которая показала, что в каждом потребительском акте есть творческая сторона, что потребители обладают критическими способностями и могут как усваивать предлагаемые культурные модели, так и ежедневно оказывать сопротивление воздействию со стороны массмедиа. Кроме того, в 1980-е гг. это направление исследований выходит за границы Великобритании 91 и становится международным. Особое развитие оно получает в США, где появляется большое количество публикаций, создаются многочисленные исследовательские центры и объекты изучения становятся все более разнообразными. Занимаясь преимущественно исследованием маргинальных культур, защитой всех меньшинств и социально угнетаемых категорий населения, представители cultural studies выявляли формы господства в США мужской, буржуазной, гетеросексуальной модели WASP (Белый/Англо-Сакс/Протестант). В то же время их активная гражданская позиция подчас противоречила заявленному стремлению к беспристрастности и создавала впечатление, что cultural studies стали прибежищем разного рода коммуно-таризма. Расширение аудитории породило новые проблемы и споры (см.: Van Damm S. Op. cit.). В настоящее время cultural studies переживают кризис: парадигма утратила прежнюю цельность и разделение исследовательского поля привело к образованию научных сообществ, не желающих знать друг о друге. Одним из симптомов кризиса является возникшее у некоторых исследователей нежелание причислять себя к этой дисциплине и вставать под ее знамя. ♦ Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies), Культура/История культуры. Парадигма научная, Постмодернизм л
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.005 с.) |