Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критическая философия истории
Только в конце 1930-х гг. с появлением работы Раймона Арона «Критическая философия истории» («La philosophic critique de Phistoire») во Францию проникла долгое время остававшаяся там неизвестной немецкая традиция исторической мысли, представленная именами четырех философов и социологов: Вильгельма Дильтея (1833-1911), Генриха Риккерта (1865-1936), Георга Зиммеля (1858-1918) и Макса Вебера (1864-1920). Эта критическая философия истории возникла в противоположность традиционной философии истории гегельянского типа, в которой история рассматривалась как нечто целое, наделенное смыслом и доступными познанию закономерностями. В отличие от последней она не ставила перед собой цели обнаружить высший смысл исторического развития 85 и не претендовала на роль хранительницы провиденциальных тайн, но, наоборот, была направлена на критику исторического разума и на выявление специфики исторических наук путем изучения того, как делается и пишется история, и, в частности, той активной роли, которую играет историк в конструировании исторического знания. Разумеется, не следует считать эту традицию единой и однородной и преуменьшать особенности каждого из принадлежащих к ней мыслителей, но тем не менее надо признать, что всех их объединяет общность восприятия и горизонта: ответ на центральный вопрос об исторической истине они стремились дать, изучая саму логику и ход ее поиска. В своей главной книге «Об историческом знании» («De la connaissance historique», 1954) французский историк Анри-Ирене Марру, усвоивший эту традицию, предпринял «размышление об истории, посвященное проблемам логического и гносеологического [относящегося к познанию] порядка, которые ставит движение мысли историка». Так, он намеревался выяснить «логическую структуру и правила», свойственные историческому знанию и ремеслу историка. Следуя за Дильтеем в его известном определении различия между объяснением и пониманием («Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем». См.: Дилътей В. Описательная психология, 1894), Марру, в противовес господствовавшему в то время сциентизму, стремился 86 подчеркнуть специфику гуманитарных наук. Если объясняющий подход следует из механистичной каузальной модели, свойственной наукам о природе, то в понимающей точке зрения выражается психологический подход, свойственный «наукам о духе». Отдавая предпочтение последнему, он призывал историков и вообще специалистов по гуманитарным наукам не поддаваться соблазну со стороны наук о природе и противостоять опасности быть ими поглощенными. Однако в настоящее время антагонизм между объяснением и пониманием несколько сгладился, и в практике исторических исследований возобладали более диалектические сочетания обоих типов интеллигибельности.
♦ Гуманитарные науки/Общественные науки, Сциентизм, Эпистемология Культура/История культуры Культура в узком смысле этого слова означает совокупность произведенной обществом интеллектуальной продукции - искусство, науку, идеи, литературу и т. д. В более широком и антропологическом смысле она, по словам Марселя Мосса, представляет собой «совокупность форм поведения, принятых в человеческих обществах». То есть она включает в себя поступки, верования, коллективные ритуалы, навыки, видение мира, способы любить, чувствовать, страдать, воспринимать время и пространство... Пытаясь объединить эти два толкования, Па- 87 скаль Ори определил культуру как «совокупность свойственных обществу коллективных представлений» (Ory P. Qu'est-ce que I'histoire culturelle? // L'Histoire, la sociologie, l'anthropologie, Universite de tous les savoirs. P., 2002). Однако весьма популярная в настоящее время культурная история свидетельствует о сохранении такого двойственного толкования и охватывает чрезвычайно широкие и разнообразные области исследования. Пожалуй, наиболее эвристическое деление предложил Мишель Требич, сгруппировав культурную историю в соответствии с тремя уровнями проблематики, каковыми являются социокультурная история представлений и практик (Роже Шартье, Ален Корбен), «вторая стадия» истории символического (Марсель Гоше, Пьер Нора) и культурная история политических явлений (Жан-Франсуа Сиринелли, Жан-Пьер Риу). Ввиду множественности и гетерогенности культурной истории нам представляется, что всякая попытка ее определить и ограничить ее поле остается, по сути, совершенно искусственной и, скорее, скрывает существующие противоречия, нежели помогает развивать и направлять культурологический подход применительно к истории. Как бы то ни было, этот подход способствует расширению исторической проблематики, группирующейся вокруг понятия «представления», и, возможно, становлению новой глобальной истории на основе изучения культуры. 88 ♦ Тендер, Историчность, Менталъность/Исто- Культурные трансферты ♦ Компаративистика/Сравнительная история
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.004 с.) |