Гуманитарные науки/Общественные науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарные науки/Общественные науки



В XIX в. термин «общественные науки» употреблялся как синоним понятия «социология»; в настоящее время им обозначают совокупность дисциплин, изучающих человека в обществе; их число может варьироваться в зависимости от того, как разные авторы определяют это понятие, а также от сложившейся структуры того или иного университета. В их число обычно включают социологию, политологию, антропологию, психологию, педагогику, историю... Разница между понятиями «общественные науки» и «гуманитарные науки» не вполне ясна и не имеет принципиального значения. Так, соответствующий отдел Национального Центра научных исследований Франции называется «Науки о человеке и обществе».


д

Датировка

Вопрос датировки, т. с. установления даты документа или факта, а следовательно, его места в ряду других документов или событий, с одной стороны, безусловно, является техническим, но, с другой стороны, может иметь большое значение для интерпретации (например, для выяснения причинных связей). Методы датировки варьируются в зависимости от изучаемых периодов истории и областей исследования. Так, в археологии используются научные методы стратиграфии (анализ расположения слоев) и дендрохронологии. В медиевистике широко используются вспомогательные исторические дисциплины, такие как дипломатика, палеография и сфрагистика. При изучении более поздних периодов обращаются, в основном, к источниковедческой критике. Когда речь идет о древней или средневековой истории, то датировка даже таких крупных событий, как крещение Хлодвига, не всегда точна и остается спорной.

Анахронизм, Археология, Вспомогательные исторические дисциплины, Диплом/Дипломатика, Палеография, Периодизация, Хронология

Дендрохронология

Дендрохронология позволяет получать хронологическую информацию на основе изучения

46


годичных колец деревьев. Она дает возможность, в частности, оценить влияние деятельности человека на окружающую среду. Так, например, ден-дрохронологический анализ деревянной церкви (построенной около тысячного года) или гробов из шведского города Лунда дает сведения об историческом пейзаже, о древесных породах того времени и их изменениях, а также о бытовавших погребальных обрядах (Томас С. Бартолин).

Датировка

Деонтология

Имеется в виду моральный кодекс, обеспечивающий соблюдение правил, свойственных данной профессии. Примерами могут служить клятва Гиппократа в медицинской деонтологии или обязанность историка говорить читателю правду, т. е. сообщать ему о подлинных фактах, подтверждаемых документами.

Детерминизм

Финализм

Диалектика

Диалектикой называется искусство и метод последовательного рассуждения в ходе дискуссии. Диалектикой называют также анализ и ход мысли путем обнаружения и снятия противоречий. По Гегелю, движущей силой истории является разви-

47


тие духа, подчиненное трехчастному ритму: тезис, антитезис и синтез (или становление), который соединяет в себе два предыдущих и превосходит их. Диалектический анализ был использован в материализме Маркса, у которого, в частности, историческое развитие являлось результатом противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В более широком смысле диалектика «включает в себя любой метод исследования, основанный на принципе антиномии и ее преодоления» (Rey Л. Dictionnaire historique de la langue francaise. P., 1992).

Исторический материализм, Смысл истории

Диахрония

Долгое время работа историков отличалась от работы социологов и антропологов строго исторической постановкой вопросов. В диахроническом исследовании факты рассматриваются в их временной последовательности, т. е. в истории, в отличие от неисторического исследования синхронического типа, в ходе которого преимущественно изучается взаимосвязь элементов, принадлежащих к одной системе. Действительно, историки любят работать со временем: выстраивать периодизации, доискиваться до причин, прослеживать процессы, восстанавливать ход событий, - и все это делается при помощи дат, служащих им временными маркерами. Что же касается структурного подхода, то он наце-

48


лен на выявление вневременных моделей и структур.

Лингвист Фердинанд де Соссюр ввел понятия синхронии - состояния равновесия, в котором находится язык в определенный момент своей истории, т. е. системы данного языка, и диахронии - истории лингвистических явлений, рассматриваемых как случайные и внешние по отношению к лингвистической системе. На основе этого разграничения сложились два различных и вместе с тем взаимодополняющих подхода, которые впервые были осмыслены в рамках теории языка. Соссюр был одним из тех, кто положил конец длившемуся на протяжении всего XIX в. преобладанию исторической лингвистики, и его вклад обычно видят в переоценке значения синхронии в ущерб диахронии.

Благодаря своему общему характеру понятие синхронии впоследствии стало применяться не только к языку, но и к другим объектам исследования. Оно оказало влияние на становление структурализма во Франции, а косвенным последствием этого влияния стало умаление значения диахронии и освобождение лингвистики, а вслед за ней и других гуманитарных наук, от преобладающего воздействия истории. В 1949 г. антрополог Клод Леви-Стросс утверждал, что история из-за присущего ей диахронического измерения не способна проникать в глубинные структуры общества и вскрывать бессознательную подоплеку социальных практик.

49


Поэтому мощная структуралистская волна унесла гуманитарные науки далеко от историзма, и роль истории как объединяющей дисциплины в 1960-е гг. оказалась под угрозой. Историческая наука сумела противостоять этому опасному философскому и институциональному вызову, лишь примирив некогда антиномичные понятия «история» и «структура» благодаря разработанной Фернаном Броделем концепции большой длительности, а также изучению «неподвижной истории» Эмманюэлем Ле Руа Ла-дюри и, в конечном счете, благодаря антропологи-зации исторического дискурса.

В наши дни, по-видимому, можно говорить о возврате диахронии, которому способствовал растущий интерес со стороны смежных и конкурирующих с историей дисциплин, таких как социология и антропология, к историчности социальных образований.

Историческая антропология, Историчность, Социоистория, Структурализм

Диплом/Дипломатика

Термин «диплом» (применительно к Средним векам) означает грамоту, исходящую от императора или короля, в частности определенный тип королевских актов Капетингов. Дипломатика, или наука о письменных актах, название которой происходит от термина «диплом» в этом его значении, изучает процесс составления и форму письменных актов

50


(устанавливает их подлинность, датировку, происхождение, особенности языка и т. д.). Изначально сфера ее интересов охватывала, в основном, акты, имеющие юридический характер, а теперь распространяется на все архивные документы; ее задачами являются источниковедческая критика и публикация документов с целью обеспечения к ним доступа. От «диплома» происходит и термин «дипломатия» (т. к. она действует путем заключения договоров). ♦ Внешняя критика, Внутренняя критика


и

Идеальный тип

Это понятие, разработанное Максом Вебером, оказалось чрезвычайно плодотворным инструментом исторического исследования и интерпретации. Оно является своего рода «предельным понятием», обобщающей абстракцией, дающей возможность организовать исторический опыт и сделать интеллигибельным мир, в котором мы живем, путем выявления общих и специфических черт человеческого поведения (например, «романтического») или широкомасштабного исторического явления («западного капитализма»). По словам Макса Вебера, «идеальный тип есть мысленная картина, а не историческая реальность и тем более не "подлинная" реальность, и он никак не может служить схемой для упорядочения реальности или использоваться в качестве примера. Он представляет собой лишь чисто идеальное предельное понятие, с которым соизмеряют и сравнивают реальность, чтобы прояснить эмпирическое содержание некоторых важных ее элементов» (Weber M. Essai sur la theorie de la science. P., 1965). Самое главное в дальнейшем -определить степень отклонения идеи от эмпирической реальности, чтобы уточнить идею и сделать ее более применимой; при этом надо постоянно иметь в виду ее ограниченность и неадекватность под-

52


вижному, уникальному, противоречивому и отчасти даже хаотичному реальному миру.

Хотя работы Вебера во Франции были восприняты с опозданием (несмотря на усилия Раймона Арона), эвристическая ценность его идей, основанных, по сути, на номиналистической мысли, герменевтической традиции и понимающей социологии, вызвала интерес со стороны таких историков, как Анри-Ирене Марру и Поль Вен. В дальнейшем понятие «идеальный тип» широко распространилось среди сообщества историков и стало при этом употребляться в более расхожем значении для характеристики определенных обобщающих форм исторического описания и указания на их неизбежную неполноту.

Герменевтика, Критическая философия исто рии, Эвристика

Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies - англ.)

Течение Subaltern Studies, в настоящее время очень активное в Индии и в англоязычных университетских кругах, основано на критике господствующих историографии, в частности работ по колониальному вопросу. В противовес истории, изучающей преимущественно колонизаторов или зарождение национализма, приверженцы Subaltern Studies выявляют и исследуют «автономную область политической деятельности угнетенных»,

53


т. е. населения, с разных точек зрения - от кастовой до профессиональной - подчиненного { Merle L Les Subaltern Studies // Geneses. 2004. N 56). Инициаторами развития Subaltern Studies в 1980-е гг. стали сторонник критического марксизма индийский историк Ранаджит Гуха и его команда, но в конце десятилетия это течение отклонилось от первоначального проекта. Оно отошло от критической социальной истории и увлеклось критикой западных исторических нарративов, сблизившись, таким образом, с лингвистическим поворотом. Суть проекта Гухи и его школы составляют критическое прочтение архивных источников с обозначенной выше точки зрения и критика сложившейся колониальной истории { Ibidem).

Исторический материализм, Культурология (Cultural studies), Лингвистический поворот (Linguistic turn), Постмодернизм, Устная история (и ее источники)

Иконография/Изображение

Под иконографией понимают всевозможные воспроизведения сюжета методами изобразительного искусства, а также изучение этих изображений. Долгое время анализ изображений не занимал большого места в работе историка. Они служили либо простыми иллюстрациями к текстам, либо предметом изучения историков искусства. В настоящее время иконографический анализ составляет

54


особую область исторических исследований, хотя сомнения по-прежнему остаются как со стороны историков искусства, желающих оставить изобразительные источники в узких рамках своей дисциплины, так и со стороны историков, привыкших работать с текстами и настороженно относящихся к иконографическому материалу Развитие истории ментальностей, а затем культурной истории значительно повысило ценность изображений как источника исторических знаний. Кроме того, расширение территории исторических исследований повлекло за собой использование самых разных изображений в широком смысле этого слова - от наглядных таблиц в письменных текстах до медалей, газетных рисунков и фотографий; работа с каждым отдельным типом изображений требует особого методологического осмысления, в то же время, учитывая эту специфику, необходимо и в целом представлять себе место изобразительного материала в работе историка (см.: Presentation: Image et histoire // Vingtieme siecle. 2001. Octobre-decembre).

Между тем помимо проблем интеллектуального порядка работе историка с изобразительными источниками препятствует целый ряд других обстоятельств, в частности ему иногда очень трудно бывает получить доступ к документам. Копирование обычно ограничивается жесткими условиями. Безусловным прогрессом стало появление электронных баз данных, хотя зачастую все равно возникает

55


необходимость работать с оригиналами документов. «Как, например, по изображению на экране можно выполнить кодикологическое исследование иллюстрированной рукописи? Как увидеть на диапозитиве игру света, производимую солнечным лучом на витраже? Как обнаружить на скульптуре или архитектурном памятнике следы полихромной росписи, не имея возможности пойти посмотреть их in situ» (Pastoureau M., Rabel С. Image, symbolique, imaginaire. Histoire des images, des symboles et de l'imaginaire // Les Tendances actuelles de l'histoire du Moyen Age en France et en Allemagne. P., 2002). Как правило, у историков не принято оценивать изображения с эстетической точки зрения, их интересуют условия появления и использование этих изображений. Художественные формы как таковые не привлекают их внимания. Они группируют изображения в серии и своды и анализируют их структуру (расположение, варианты и т. д.). Историки уже не оставляют на откуп искусствоведам даже «великие творения» и изучают их своими собственными методами. В настоящее время подвергаются критике некоторые прежние подходы: например, применительно к истории Средних веков, представление, что изображение напрямую зависит от текста или что форму и сюжет следует рассматривать по отдельности. Развивая «фигуративную мысль» Пьера Франкастеля (согласно которому живопись связана с «автономной функци-

56


ей сознания», порождающей «целостные системы значений», не сводимые ни к какой другой; см. ст. Bonne J.-С. в «Revue d'esthetique», 1970), современные историки подчеркивают, что изображение само производит смысл, а форма и содержание связаны между собой (Pastoureau M., Rabel С. Op. cit.). Кроме того, историк должен рассматривать изображение как объект, использовавшийся в определенном контексте (Baschet J. Introduction: l'image-objet // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occi-dent medieval. P., 1996).

Источник, Серийная история



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.015 с.)