Предмет и основные проблемы философии науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и основные проблемы философии науки



ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Предмет философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний в их историческом развитии.

Основная проблема философии – это проблема роста (развития) научного знания.

Карл Поппер в качестве главной проблемы выдвинул проблему «демаркации» - нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой – с другой. Поппер провозгласил замену принципа верификации (то есть положительно осуществляемой проверки, подтверждения) принципом фальсификации (то есть опровержения). Ни одну систему нельзя назвать научной до тех пор, пока она не фальсифицирована.

Кргу проблем философии науки широк:

1. вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания;

2. какова логика научного исследования и модели развития науки;

3. понимание места науки в современной цивилизации, ее отношения с этикой, политикой, религией.

 

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ. ОТНОШЕНИЕ

НАУКИ С РЕЛИГИЕЙ, ИСКУССТВОМ И ФИЛОСОФИЕЙ

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание – фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией. Здесь вырабатывались определенные знания о природе, космосе, людях, формах их бытия и т.д. Самыми распространенными мифами были космогонические мифы, описывавшие происхождение мира, людей и животных (выделение элементов порядка из начального хаоса, возникновение суши из океана и т.д.).

Уже в рамках философии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир (всегда включаются знания о природе, о людях и их характерах, о культуре, обычаях, чувствах и т.д.).

Одной из древних форм познания является религиозное познание. Особенности этого познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим земным силам. Религиозные знания содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные.

Однако религия (как и мифология) не выполняли функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный и доказательный характер. Важнейшим понятием религии является «вера» (религиозная и вера как уверенность).

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ. ОТЛИЧИЯ НАУКИ ОТ ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ. ЧТО ТАКОЕ ЛЖЕНАУКА И ПОЧЕМУ ОНА СУЩЕСТВУЕТ?

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это проблема демаркации, то есть поиск притериев разграничения собственно научного знания и вненаучного построения.

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Абсолютно истинного знания в науке нет, происходит постоянный процесс его изменения.

3. Проблемность: источник развития науки – постоянный процесс нахождения и решения проблемных ситуаций.

Мировоззренческая функция

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИХ ВИДЫ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ. ЯЗЫК НАУКИ.

Понятие - это отображенное в мышлении единство существенных связей, свойств, отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Виды: 1) составное (опирается на другие понятия) и элементарное 2) эмпирические (связаны с явлениями реальной действительности, с данными чувственного опыта), теоретические (в качестве существенных свойств берутся ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические) 3) конкретное (относится к конкретному объекту действительности), абстрактное (относится к свойствам широкого класса объектов).

Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество и т.д.
       Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п.

ЯЗЫК НАУКИ — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний.

 

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ.

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками.

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений).

Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Однако полная индукция как закрытая, завершенная классификация формальна. Всякая реальная классификация открыта и незавершена, а переходы между классами – достаточно условны. В этом, заметим, тупик индукции как претензии на универсальный метод получения необходимого и всеобщего (то есть обладающего статусом научного закона) знания. Таким образом, основное препятствие на этом пути разработки универсального метода состоит в невозможности полной индукции.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

В системе оснований науки, наряду с научной картиной мира, идеалами и нормами исследования, можно выделить еще один компонент - философские основания науки. Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием.

Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция - другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Выделяют несколько разновидностей философских оснований науки.

1. Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д.

2. Эпистемологические основания науки - принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п.

3. Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.

4. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п.

5. Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

 

ТИПЫ УЧЕНЫХ

Ганс Селье сформулировал следующие качества, необходимые ученому:

- энтузиазм и настойчивость (преданность целям, устойчивость к неудачам, мужество);

- оригинальность (независимость мышления, воображение, одаренность);

- интеллект (память, логика);

- этика (честность перед самим собой);

- постоянная неудовлетворенность собой.

Ганс Селье предлагает классификацию типов ученых:

1) Делатель: собиратель (только получение фактов), усовершенствователь (постоянно стремится улучшить методы исследования).

2) Думатель: книжный червь (не стремится к экспериментальной работе), классификатор (любитель собирать и классифицировать факты), аналитик, синтезатор.

3) Чувственность: крупный босс (лидер и игрок, жаждущий успеха ради успеха), хлопотун (стремится все сделать побыстрее), рыбья кровь (во всем сомневается, но не стремится создавать), самолюбователь, агрессивный спорщик, святой ( альтруист, занимается наукой ради принесения пользы человечеству).

У всех этих типов есть недостатки, идеальных ученых Селье разделил на две группы:

1. ФАУСТ – идеальный учитель и руководитель.

2. ФАМУЛУС – идеальный ученик и сотрудник.

 

ВИДЫ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ:

ВТОРАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ТИПЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ПЕРЕХОД К ДИСЦИПЛИНАРНО ОФОРМЛЕННОЙ НАУКЕ. ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ НАУКИ

Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Специфика объектов геологии и биологии (а эти науки активно формировались в это время) привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механических терминах. Наука о жизни легализовала телеологию (учение о целесообразности бытия) Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели.

В этой связи многие ученые-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.

Введя в научную методологию термин «научная метафора», Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности. Другими слорами, внутри самой классической физики уже зрели ростки нового — неклассического — понимания идеалов и норм научности.

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: СОЦИОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ: СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПОЗНАНИЕ И «ПЕРЕЖИВАНИЕ» ЖИЗНИ – ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Она может трактоваться в естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах. Категория «жизнь» является важнейшей и в социально-гуманитарных науках. Жизнь в социокультурном и гуманитарном смысле это непосредственное, внутреннее переживание человеком собственного бытия, которое является уникальным и раскрывается в духовно-коммуникативном опыте (Вильгельм Дильтей).

Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей (надо, прежде всего, жить, чтобы обрести свободу или стать счастливым и т.д.).

Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.

Социально-гуманитарные науки учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели:

–     жить ради других (альтруизм) или ради самого себя (эгоизм),

–     жить в самоограничении (аскетизм – отшельничество, посты, безбрачие) или в наслаждении (гедонизм – удовольствие является высшим благом и целью жизни),

–     жить ради личных интересов (индивидуализм) или ради общественных интересов (коллективизм),

–     жить, преобразовывая среду (активизм) или не изменяя её (пассивизм).

Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципа благоговения перед жизнью, который был сформулирован Альбертом Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах.

ПЛЮРАЛИЗМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОТСУТСТВИЯ МОНОПОЛИИ НА ИСТИНУ. ПСИХОЛОГИЗМ, ИСТОРИЗМ, РЕЛЯТИВИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ

ПСИХОЛОГИЗМ в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.

ИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании - Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С конца 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.

ПЛЮРАЛИЗМ (от латинского pluralis - множественный),
1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712 г.).

Плюрализм, релятивизм, психологизм долгое время считались негативными явлениями, которые необходимо преодолевать. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) означает наличие множества несводимых друг к другу начал. Он противоположен монизму, пытающемуся объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Наиболее ранний образец плюрализма — учение античного философа Эмпедокла о четырех началах мироздания. Примером плюрализма в новоевропейской культуре может служить философия Лейбница, согласно которому мир состоит из неделимых монад, по природе своей индивидуальных и автономных, активных и самодостаточных.

Релятивизм (от naT.relativus — относительный) неизбежен в ходе отражения исторически меняющегося объекта. Релятивизм есть следствие изучения таких объектов, кот. непостоянны во времени, ситуативны, включены в контекст человеческой де­ятельности и общения. Релятивизм отражает принципиальную изменчивость знания, его утверждений и выводов, а также фик­сирует достаточно сложный акт мышления, допускающий быст­рый переход от одного доминирующего в познании звена к другому. Противоположностью релятивизма является догматизм (от лат. dogma — непререкаемая истина), абсолютизирующий устойчи­вость и неизменность выводов, полученных в ходе познаватель­ной деятельности.

Релятивизм может быть умеренным или радикальным. Опас­ность радикального релятивизма (когда не только нельзя войти в одну реку дважды, но и нельзя войти и единожды, так как все течет и изменяется) была осознана еще в античности. Софисты Протагор, Горгий, Платон, а позднее античный скептицизм, от­разившийся в скептицизме Нового времени, отстаивали пози­ции умеренного релятивизма.

Рассмотрим подход в СГ знании, на­зываемый психологизмом. Психологизм — это философский под­ход, утверждающий роль и значение в познавательной деятель­ности реальных психологических механизмов и особенностей человеческого мышления. Установки психологизма оказались очень весомыми в теоретико-познавательной деятельности в силу того, что объект, включенный в познавательную деятель­ность, не может не зависеть от восприятия субъекта. Познание не может уподобиться копированию реальности. Знания о мире производит сам человек, и они не м/б свободны от его субъективности. Психологизм, исходя из верной установки, со­гласно кот. познаваемое не отделимо от акта познания, при­ходит к неверному выводу о том, что пропасть м/у действием механизма ассоциаций и вызванным им суждением должна быть преодолена. Психологизм признает также наличие волевого эле­мента в знании, пристрастия в суждениях, специфику челове­ческого видения мира.

Становление историзма связано с идеей эволюции и разру­шает образ мира, основанный на «вневременном Разуме». Ис­торизм предстает как принцип или подход к рассмотрению явле­ний, как изменяющихся и развивающихся. В своей зрелой форме он содержит в себе ряд требований к познанию: (а) знать, как явление возникло; (б) через какие этапы проходило; (в) чем оно стало теперь. След-но, для историзма важно отражение постоянных перемен, движения,.изменения, роста и трансфор­маций. Историзм связан с идеей социального и культурного про­гресса, он опровергает идеи постоянства и неизменности, вечно­го тождества, статичности, развенчивает утопию надвременной системы ценностей идеалов. Однако в нем присутствует внут­реннее противоречие, которое состоит в том, что «вне истории» не может находиться не только объект познания, но и субъект.

Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в социаль­но-гуманитарных науках специфицируют вопрос о критериях истинности. Критерии истинности знания — это правила оценки результатов познания на основании их соответствия стандартам науки, и задаются они набором предписаний, императивов, запре­тов, совокупностью экспертных установок. Они позволяют ус­тановить принадлежность различных типов знания к науке.

 

ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Великий естествоиспытатель И.М. Сеченов любил напоминать, что человек на 90% продукт воспитания, поскольку природные возможности передачи социальных знаний и опыта ограничены. Слишком сложна информация, которую человек получает за время жизни, а если учесть скорость ее обновления по мере развития общества, то становится понятным, что никакие природные кодирующие и передающие информацию средства не могут так быстро и сложно формироваться и меняться.

Поэтому, в отличие от остальных организмов, поведение которых, пожалуй, более чем на 90% генетически запрограммировано, человек олучает социальную программу поведения, главным образом, в процессе воспитания и образования.

Естественно, что огромную роль в этом процессе формирования личности играют семейные, национальные и вообще исторические традиции, накопленные обществом. Так складывается преемственность поколений и образуется связь времен в истории общества.

Экологические знания и навыки во многом не только отличаются от традидионных, но даже противостоят им, и поэтому предполагают формирование существенно иной системы ценностей и приоритетов, которые составляют духовный стержень личности.

Перед воспитателем-учителем стоит отныне трудная задача преодолеть в сознании воспитуемых покорительскую установку в отношении природы, сформировать новую мировоззренческую парадигму личности на сотрудничество с природой, уважительное и внимательное отношение к ее нуждам и потребностям, которые, в конечном счете, оказываются и нашими собственными потребностями, поскольку, при всем нашем отличии от природы, мы остаемся жить в ней и должны подчиняться законам ее системной организованности.

Учебные программы по всем предметам должны быть внимательно проанализированы и пересмотрены, с тем чтобы задать им экологическую ориентацию, если этого еще не сделано.

Именно в процессе экологически направленного воспитания и образования должно сформироваться то свойство, без которого человек не может долго существовать на планете, — свойство экологического самообеспечения. Пока что он несет в себе, пожалуй, противоположное свойство экологического саморазрушения, и в этом состоит его обреченность.

Стихийно приверженность экологической культуре у человека не сформируется, поскольку новая система духовных ценностей и установок требует времени жизни нескольких поколений для их выстраивания в сознании.

По-видимому, именно нынешнему поколению жителей нашей планеты уготовлена судьба сделать тот решительный поворот в развитии общества, которого теперь требует уже не только история, но и состояние биосферы. Оно в руках самих людей и будет таким, каковы они сами.

Природа и общество планеты находятся отныне в соответствии как части единой глобальной системы, социоприродной по существу. Именно человек в ответе не только за планету, но и за судьбы последующих поколений. Остается надеяться, что люди поднимутся на уровень той разумности, которая должна быть им присуща со свойственным ей девизом «спаси и сохрани природу и себя, пока это возможно».

 

ЯЗЫК, ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Язык – это знаковая система, которая является первичной, наиболее доступной репрезентацией мира. Б.Уорф, Э.Сепир, К.Поппер рассматривали язык как промежуточный мир, предопределяющий восприятие и осознание мира человеком.

Понимание языка – это сознательное производство действий по правилам, принятым лингвистическим сообществом. Следование правилу формирует область, «горизонт» нашего понимания, нашего постижения языка и действительности, дает возможность объяснить понимание и порождение абсолютно новых языковых выражений.

Одним из самых важных свойств языка является способность к образованию метафор. Познание не может быть адекватным содержанию вещи. Истина – это «гопожа метафор».

Л.Витгенштейн предложил рассматривать язык под углом зрения игры. Использование категории игры предполагает рассмотрение процедуры получения знания как борьбы, дискуссии, противостояния.

Картина мира – это совокупность представлений о природе, обществе, человеке, которая складывается в результате осмысления образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека. По мнению Л.Витгенштейна, картина мира, усвоенная нами в детстве – это форма жизни, которая приходит к нам с языком. Языковая картина не стремится к тождественности с миром, достраивает его с помощью эмоционально-оценочных, мифологических, образных, чувственных и других категорий, становясь больше мира.

 

ВЕРА И ЗНАНИЕ, ДОСТОВЕРНОСТЬ И СОМНЕНИЕ, УКОРЕНЕННОСТЬ ВЕРЫ КАК «ФОРМА ЖИЗНИ» (Л.ВИТГЕНШТЕЙН). 47. ВЕРА И ИСТИНА. ВЕРА И ПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИЙ. «ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА» КАК ВЕРА МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (К.ЯСПЕРС)

В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем.

  Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает:

– религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),

– теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).

Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего,в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках:

– как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру),

– как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн),

– как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн),

– как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс).

Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.

  Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках.

Сомнение бывает трех видов:

– теоретическое (сомнение в подлинности теории),

– нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый),

– религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться).

Идеи Л. Витгенштейна о вере, достоверности, уверенности также близки традиции, где познание не сводитсяк науке, к.естеетвознанию, но имеется в виду обыденное,' опытное, жизненное знание, а также гуманитарное — филологическое-, историческое, теологическое-, — далекое от рационально-логических норм, образцов научности, созданных в естествознании, ©н не рассматривает достоверность как характеристику знания — доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена, но исследует ее укорененность в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую «форму жизни». Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность в целом, а не только познание или общение невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторыедостоверности, несомненности — это и есть «форма жизни» и ее условие. Усвоение «картины мира» в детстве, основанное на доверии взрослым, — это тоже «форма жизни», а не чисто познавательная процедура, не просто знания, но реальные действия на основе уверенности в том, что говорят взрослые. «Ребенок приучается верить множеству вещей.-., учится действовать согласно этим верованиям. Мало-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или- менее подвижно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается тем, что его=ок-ружает»2. Достоверность—условие и «форма жизни», бытия среди людей, результат того, что «мы принадлежим к сообществу, объединенному наукой и воспитанием». Как «фор\гу жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую деятельность, говорение, «языковые- игры»,-которые предстают не в собственно лингвистическом смысле, но как жизнь- в ее культурно-исторических и социальных формах. «Языковая игра» понимается как некоторая языковая форма межличностного общения, выбранная.на основе правил и норм, конвенции и верова ний, необходимых для данного вида деятельности. 

Достоверность-уверенность коренится как в бытийных смыслах «языковой игры», так и в ее правилах и нормах. Через «языковые игры» достоверность обнаруживает свою человечески-бытийную природа и так происходит прежде всего потому, что это целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен.

Высший тип веры может называться по-разному. К. Ясперс называет ее «философской верой». Она согревает нас изнутри и поднимает над бытом в бытие. «Философская вера есть вера человека в свои возможности, в ней дышит его свобода» (Ясперс К. Философская вера.//Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 455). Для него она открывается четырьмя вопросами: 1) Что я знаю? 2) Что есть все существующее? 3) Что такое истина? 4) Каким образом я осуществляю знания? (см. там же, с. 431-434).

Ответы на эти вопросы, считает Ясперс, освобождает пространство для веры религиозной. В него входит признание существования Бога, хотя средствами науки и недоказуемого; понимание того, что мир бездонен и незавершен, его исследование «есть встреча экзистенции и трансцендентности – вечного, которое есть мы в качестве созданных и подаренных себе, и вечного самого по себе. В мире встречается то, что вечно, и то, что являет себя во времени» (см. там же, с. 434-440).

Доказывать здесь ничего нельзя, - как говорил у Ф.М. Достоевского старец Зосима, - но показать (своими поступками и делами) можно.

Размышляя над проблемами мировоззрения, философы Нового вре­мени выработали прин­ципы философского познания. Рене Декарт провозгла­сил принцип сомнения: «Мыслю (сомневаюсь) – следовательно, существую». Иммануил Кант добавил, что задача упорядочения мировоззрения не может быть решена раз и навсегда, а должна обосновываться философией в каждую новую эпоху. Он обозначил проблемное поле философского поиска, заклю­ченное в трех вечно актуальных критически поставленных вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Они по­могут ответить на главный вопрос «Что та­кое человек?». Кантовские во­просы означают, что знания всегда должны проверяться на научность, нрав­ственность – на безусловную обязательность, а вера (не только религи­озная, а состояние души вообще) на степень ее надежности.

 

Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Быстрое развитие в условиях НТР всего комплекса наук, институционализация научного знания, превратившая деятельность ученых в отлаженный процесс получения нового знания, его трансляции в обществе и обеспечение его внедрения в практику, вызвали к жизни процесс «онаучивания общества». Научное знание оказывает все возрастающее влияние на различные стороны жизни социума, делает его в разных отношениях зависимым от знания.

1) общество все больше насыщается разными правилами и технологиями и превращается в регулятивное общество 2) отсутствие необходимого знания или неумение им пользоваться порождает социально значимые риски и опасности 3) различия между людьми в связи с доступом к знанию создают новые неравенства, характерные для информационного общества 4) отстающие страны становятся все более уязвимы, все больше отсавая от стран-лидеров. Все это позволяет говорить о становлении «общества знания».

Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию:

– экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества,

– социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,

– политология – теорию демократического общества

– культурология – теорию конвергенции культур,

– история – теорию цивилизаций,

– филология – теорию интеграции языков,

– психология – теорию поведения человека,

– педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения.

Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества.

Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.

В 19 веке процесс получения социально-гуманитарных знаний стал дисциплинарно организованным посредством разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. К истории и философии – исторически первым социальным наукам – присоединяются социология, экономические и юридические науки, а в 20 веке – психология, политология, культурология.

Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям:

– сближение с естественно-математическими науками;

– сближение парадигм социально-гуманитарных наук;

– появление новых методологий;

– увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом;

– усиление значимости герменевтики;

– внедрение в социально-гуманит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.078 с.)