Методологические функции и регулятивные принципы в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические функции и регулятивные принципы в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании



1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана.

2. Культурогенная функция философия состоит в том, что она выявляет и формирует универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей

3. Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира

4. Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Следует особо выделить эстетический критерий истины, со­гласно которому истина заключается во внутреннем совершен­стве теории, отсутствии лишних допущений, красоте изложения, изяществе аргументов и доказательств. П. Дирак говорил в этой связи: «Красота уравнений важнее, чем их согласие с экспери­ментом». А. Эйнштейн также предлагал применять к научной теории критерий внутреннего совершенства.

Особое значение в условиях усложнения научно-понятийного аппарата и информационного перенасыщения приобретает кри­терий простоты. Критерий синтаксической простоты задается представлениями об оптимальности, удобстве применяемой символики, понятийного аппарата, способов выражения и трансляции. Критерий прагматической простоты задается пред­ставлениями об эффективности усвоения экспериментальных, технологических, технических и концептуальных выводов и ре­зультатов научной деятельности.

 

ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ: СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПОЗНАНИЕ И «ПЕРЕЖИВАНИЕ» ЖИЗНИ – ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Она может трактоваться в естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах. Категория «жизнь» является важнейшей и в социально-гуманитарных науках. Жизнь в социокультурном и гуманитарном смысле это непосредственное, внутреннее переживание человеком собственного бытия, которое является уникальным и раскрывается в духовно-коммуникативном опыте (Вильгельм Дильтей).

Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей (надо, прежде всего, жить, чтобы обрести свободу или стать счастливым и т.д.).

Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.

Социально-гуманитарные науки учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели:

–     жить ради других (альтруизм) или ради самого себя (эгоизм),

–     жить в самоограничении (аскетизм – отшельничество, посты, безбрачие) или в наслаждении (гедонизм – удовольствие является высшим благом и целью жизни),

–     жить ради личных интересов (индивидуализм) или ради общественных интересов (коллективизм),

–     жить, преобразовывая среду (активизм) или не изменяя её (пассивизм).

Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципа благоговения перед жизнью, который был сформулирован Альбертом Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.004 с.)