Функция производства научно-теоретического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция производства научно-теоретического знания



Предпосылки сциентизма формировались в XVII веке в трудах Фрэнсиса Бэ­кона, который считал, что истинное знание вытекает из опыта

Сциентизм – название йдейной позиции, представлявшей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миров. Наука – это производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной.

Антисциентизм – провозглашал пессимистическое отношение к возможностям науки (негативные последствия НТР и т.д.).

По мнению антисциентистов, вторгаясь во все сферы жизнедеятельности человека наука делает их бездуховными, лишёнными романтики и человеческого лица.

Герберт МАркузе в концепции «одномерного человека» выразил негодование против сциентизма, показал подавление природного в человеке, а затем и индивидуального. О ненормальности современного общества говорят перегрузки и перенапряжения людей.

Автор концепции личностного знания Майкл Полани говорил о том, что сциентизм оказывает на мысль сковывающее действие, как это делала церковь в средние века.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК.

Уже Аристотель разделил науки на физику (природа), этику (общество) и логику (мышление). В Средневековье «Семь свободных искусств» включали 2 цикла: тривиум (система гуманитарных наук) – грамматику, риторику и диалектику (логику); квадривиум (система точных наук) – арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Бэкон разграничивал историю, поэзию и философию согласно свойствам человеческого интеллекта: памяти, воображению и рассудку.

Классификация современных наук проводится по различным основаниям:

- по предмету и методу познания: науки о природе – естествознание, об обществе – гуманитарные, социальные науки, о самом познании – логика, гносеология (учение о знании), технические науки.

Развитие науки характеризуется взаимодействем двух противоположных процессов: диффиренциации (выделение новых науных дисциплин) и интеграции (синтезом знания, объединением ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на стыке).

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская.

 

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИХ ВИДЫ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ. ЯЗЫК НАУКИ.

Понятие - это отображенное в мышлении единство существенных связей, свойств, отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Виды: 1) составное (опирается на другие понятия) и элементарное 2) эмпирические (связаны с явлениями реальной действительности, с данными чувственного опыта), теоретические (в качестве существенных свойств берутся ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические) 3) конкретное (относится к конкретному объекту действительности), абстрактное (относится к свойствам широкого класса объектов).

Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество и т.д.
       Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п.

ЯЗЫК НАУКИ — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний.

 

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ.

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками.

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений).

Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Однако полная индукция как закрытая, завершенная классификация формальна. Всякая реальная классификация открыта и незавершена, а переходы между классами – достаточно условны. В этом, заметим, тупик индукции как претензии на универсальный метод получения необходимого и всеобщего (то есть обладающего статусом научного закона) знания. Таким образом, основное препятствие на этом пути разработки универсального метода состоит в невозможности полной индукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.006 с.)