Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках



Проблема истинности знаниядля социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук. В социально-гуманитарных науках существуютследующие позиции по отношению к истине:

безбрежный субъективизм (отрицание возможности постичь объективную истину),

исторический объективизм (истина постижима как в любой науке),

диалектический объективизм (истина достижима, но в процессе длительных исследований).

Сомненияв достижении объективнойистины,как писал М. Вебер, объясняются тем, что для социально-гуманитарных наук присуще: отсутствие возможности открытого обмена мнениями со своими оппонентами, неразвитость политической и методологической культуры, фантазии и партийная ограниченность, психологические барьеры, отсутствие (или затруднение) доступа к практически-политическим проблемам у исследователей, невозможность полного устранения их оценочной позиции по отношению к чисто теоретическим вопросам, их неизбежная тенденциозность, отсутствие критичности, некомпетентное государственное вмешательство в сферу науки и ряд других факторов.

Важным длясоциально-гуманитарных наук является признание возможности постижения истины. В социально-гуманитарных науках существуют две основные концепции истины:

классическая концепция – истинапонимаетсякак правильное знание, соответствующее определенной реальности и подтвержденное практикой или достоверными фактами; считается, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, ведущей стороной истины признается объективность (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер);

неклассическая концепция – истинапонимаетсякак определенное знание, отражающее реальность глазами конкретного ученого-гуманитария и соответствующее общепринятым конвенциям; считается, что истина в социально-гуманитарных науках не всегда достижима, ведущей стороной истины признается субъективность (Н. Михайловский,М. Полани).

Истина в социально-гуманитарных науках также может рассматриваться как:

– когнитивная истина – объективное знание, соответствующее социальной реальности,

– экзистенциальная истина – субъективное знание, значащее для конкретного исследователя.

В рамках когнитивной истины большее значение уделяется процедуре постижения истины. В рамках экзистенциальной истины большее значение придается выявлению влияния на истину ценностных оценок ученого-гуманитария. Вместо понятия «экзистенциальная истина» часто применяется понятие «правда». Правда – это эмоционально-оценочное отношение исследователя к изучаемой реальности. Правда – это мнение о чем-либо, которое может быть достоверным, а может – и нет. В связи с этим в социально-гуманитарных науках использование понятия «правда» является нецелесообразным.

Сложность достижения истины всоциально-гуманитарных науках обусловлена тем, что в процессеполучения знания необходимо преодолевать субъективность ученого-гуманитария.Субъективность социально-гуманитарного знания обусловлена следующим:

– воздействием на объект исследования субъекта познания с его интересами, целями и предпочтениями,

– влиянием объекта исследования (группы людей, которые сами заинтересованы в его результатах), на субъект познания,

– ориентацией субъекта исследования на требования социального заказа.

В социально-гуманитарных науках субъективность знания преодолима при условии:

– критического отношения к теориям самих авторов,

– восприятия критики со стороны других ученых,

– проведения постоянных дискуссий и организации обмена информации среди ученых,

– разработки утонченных технологий сбора информации,

– отсутствия монополии на истину,

– плюрализма точек зрения,

– постоянного взаимного уточнения основных положений социальных теорий,

– практической проверки социальных теорий.

 Преодоление субъективности означает возможность постижения истины. Как писал К. Поппер, истина в социально-гуманитарных науках возможна,если следовать принципу «все открыто для критики». В свою очередь, М. Вебер считал, что истина не только достижима, но является главной целью любого обществоведа. Он писал: «Служение истине, а не группам давления, начальникам, друзьям и сватам составляет суть профессии ученого».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.004 с.)