![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарныеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. При этом в социальны науках используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гуманитарных базовым методологическим средством является понимание. Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гуманитарные науки применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъективных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии. Обе стратегии – натуралистическая и культурцентристская – потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что социально-гуманитарное знание всегда учитывает наличие двух точек зрения на одну проблему: одна исходит из целей субъекта, другая – из объективных процессов. Научное социальное знание – наиболее объективизированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия. Гуманитарные науки – это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не только объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъективной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно ограничено структурами повседневности.
Как подчеркивал М.М. Бахтин, «гуманитарные науки» - науки о человеке и его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Таким образом, гуманитарное знание – это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континуум субъективной реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.
Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций Быстрое развитие в условиях НТР всего комплекса наук, институционализация научного знания, превратившая деятельность ученых в отлаженный процесс получения нового знания, его трансляции в обществе и обеспечение его внедрения в практику, вызвали к жизни процесс «онаучивания общества». Научное знание оказывает все возрастающее влияние на различные стороны жизни социума, делает его в разных отношениях зависимым от знания. 1) общество все больше насыщается разными правилами и технологиями и превращается в регулятивное общество 2) отсутствие необходимого знания или неумение им пользоваться порождает социально значимые риски и опасности 3) различия между людьми в связи с доступом к знанию создают новые неравенства, характерные для информационного общества 4) отстающие страны становятся все более уязвимы, все больше отсавая от стран-лидеров. Все это позволяет говорить о становлении «общества знания». Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию: – экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества, – социология – теорию постиндустриального, солидарного общества, – политология – теорию демократического общества
– культурология – теорию конвергенции культур, – история – теорию цивилизаций, – филология – теорию интеграции языков, – психология – теорию поведения человека, – педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения. Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества. Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем. В 19 веке процесс получения социально-гуманитарных знаний стал дисциплинарно организованным посредством разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. К истории и философии – исторически первым социальным наукам – присоединяются социология, экономические и юридические науки, а в 20 веке – психология, политология, культурология. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: – сближение с естественно-математическими науками; – сближение парадигм социально-гуманитарных наук; – появление новых методологий; – увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; – усиление значимости герменевтики; – внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; – формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; – увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; – теоретизация социально-гуманитарные науки; – математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; – усиление практической функции социально-гуманитарных наук.
Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности
Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции “субъект – объект”.
Логика Аристотеля была центральным событием «осевого времени», которое впоследствии обеспечило европейским народам рывок в науке, технике и экономике.
Философия, как и наука, является методически организованным мышлением. В то же время философия не является наукой, поскольку большая часть философских утверждений непроверяема и неопровержима. Например, выражение «материя первична, она несотворима и неуничтожима» не может быть доказано или опровергнуто опытным путем, как это принято в науках. В силу этого обстоятельства, в философии никогда не было господствующей парадигмы, всегда шла и продолжается сейчас борьба течений. Структура философского знания традиционно включает обязательные элементы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), социальную философию (учение об обществе), философскую антропологию (учение о человеке), логику (учение о законах и формах непротиворечивого мышления), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном и безобразном в искусстве и в действительности).
Платон и Аристотель отводили онтологии центральное место. Фридрих Энгельс сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию, и выделил в нем две стороны: 1) онтологическую: что первично – мышление или бытие (при этом бытие понимается как материя)? 2) гносеологическую: может ли человек и человечество познать мир? Соответствуют ли наши ощущения объективной реальности? Из решения онтологической стороны основного вопроса философии сложилась противоположность двух монистических взглядов на мир – материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.215 (0.011 с.) |