Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные



Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. При этом в социальны науках используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гуманитарных базовым методологическим средством является понимание.

Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гуманитарные науки применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъективных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Обе стратегии – натуралистическая и культурцентристская – потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что социально-гуманитарное знание всегда учитывает наличие двух точек зрения на одну проблему: одна исходит из целей субъекта, другая – из объективных процессов.

Научное социальное знание – наиболее объективизированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.

Гуманитарные науки – это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не только объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъективной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно ограничено структурами повседневности.

Как подчеркивал М.М. Бахтин, «гуманитарные науки» - науки о человеке и его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Таким образом, гуманитарное знание – это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континуум субъективной реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.

 

 

Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Быстрое развитие в условиях НТР всего комплекса наук, институционализация научного знания, превратившая деятельность ученых в отлаженный процесс получения нового знания, его трансляции в обществе и обеспечение его внедрения в практику, вызвали к жизни процесс «онаучивания общества». Научное знание оказывает все возрастающее влияние на различные стороны жизни социума, делает его в разных отношениях зависимым от знания.

1) общество все больше насыщается разными правилами и технологиями и превращается в регулятивное общество 2) отсутствие необходимого знания или неумение им пользоваться порождает социально значимые риски и опасности 3) различия между людьми в связи с доступом к знанию создают новые неравенства, характерные для информационного общества 4) отстающие страны становятся все более уязвимы, все больше отсавая от стран-лидеров. Все это позволяет говорить о становлении «общества знания».

Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию:

– экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества,

– социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,

– политология – теорию демократического общества

– культурология – теорию конвергенции культур,

– история – теорию цивилизаций,

– филология – теорию интеграции языков,

– психология – теорию поведения человека,

– педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения.

Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества.

Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.

В 19 веке процесс получения социально-гуманитарных знаний стал дисциплинарно организованным посредством разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. К истории и философии – исторически первым социальным наукам – присоединяются социология, экономические и юридические науки, а в 20 веке – психология, политология, культурология.

Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям:

– сближение с естественно-математическими науками;

– сближение парадигм социально-гуманитарных наук;

– появление новых методологий;

– увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом;

– усиление значимости герменевтики;

– внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики;

– формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария;

– увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки;

– теоретизация социально-гуманитарные науки;

– математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук;

– усиление практической функции социально-гуманитарных наук.

 

Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности

 

Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции “субъект – объект”.

 

Логика Аристотеля была центральным событием «осевого времени», которое впоследствии обеспечило европейским народам рывок в науке, технике и экономике.

 

Фи­лософия, как и наука, является методически организованным мыш­лением. В то же время философия не является наукой, поскольку большая часть фило­софских утвержде­ний непроверяема и неопровержима. Например, выражение «материя первична, она несо­творима и неуничтожима» не может быть дока­зано или опровергнуто опытным путем, как это принято в науках. В силу этого обстоятельства, в философии никогда не было господ­ствующей парадигмы, всегда шла и продолжается сейчас борьба течений.

Структура философского знания традиционно включает обязательные элементы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), со­ци­альную философию (учение об обществе), философскую антропологию (учение о человеке), логику (учение о законах и формах непротиворечивого мышления), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном и без­образном в искусстве и в действительности).

Платон и Аристотель отводили онтологии центральное место.

Фридрих Энгельс сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию, и выделил в нем две стороны:

1) онтологическую: что первично – мышление или бытие (при этом бытие понимается как материя)?

2) гносеологическую: может ли человек и человечество познать мир? Со­ответствуют ли наши ощущения объективной реальности?

Из решения онтологической стороны основного вопроса философии сложилась противоположность двух монистических взглядов на мир – мате­риализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.013 с.)