Сексуальный импульс как особенность личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сексуальный импульс как особенность личности



Каждый человек по природе своей с самого рождения принадлежит к одному из двух полов. Этого факта не опровергает так называемый гермафродитизм, так же, как любое другое болезненное явление или даже извращение не опровергают наличия человеческой природы и того факта, что каждый человек, даже страдающий болезнью или извращением, обладает этой природой и благодаря ей является человеком. Итак, каждый человек принадлежит к одному из двух полов и это обуславливает определенную ориентацию всего его бытия, которая проявляется в конкретном развитии того же бытия изнутри. Развитие это, более заметное в организме, нежели в психике, подробнее будет очерчено в последнем разделе, где приводятся некоторые данные из области сексологии.

Ориентация человеческого бытия, определяемая принадлежностью к одному из полов, выявляется не только внутри человека, но и как бы выходит наружу и - самым натуральным образом (не будем говорить о болезнях или извращениях) обнаруживается в естественном стремлении, направленности к другому полу. К чему направлено это стремление? Ответим на этот вопрос no-порядку. Итак, сексуальное стремление, рассуждая поверхностно, направлено на «другой пол» как на совокупность неких характерных особенностей всей психофизиологической структуры человека.

Чисто внешне пол можно определить как своеобразный синтез особенностей, явственно обозначенных в психофизиологической структуре человека. Сексуальное влечение акцентирует тот факт, что эти особенности соответствуют друг другу и потому открывают перед женщиной и мужчиной возможность как бы взаимного дополнения. Мужчина не обладает особенностями женщины, - и наоборот. В результате, для каждого из них не только существует возможность дополнения своих особенностей особенностями личности другого пола, но порой возникает даже весьма ощутимая потребность в такого рода дополнении. Если бы человек через эту потребность поглубже всмотрелся в свою сущность, это помогло бы ему постичь свою ограниченность и несовершенство, а косвенно даже и то, что философия называет случайностью бытия (contingentia). Но человеческое сообщество не доходит так далеко в размышлениях над фактом пола. Ибо сама по себе разница полов у людей указывает как бы только на некое разделение психофизиологических особенностей в границах вида «человек», подобно, впрочем, как и видов животных. Порыв к взаимному дополнению, который следует за этим, свидетельствует, что эти особенности обладают для людей разных полов своеобразной ценностью. Можно, таким образом, говорить о сексуальных ценностях, которые связаны с психофизиологической структурой женщины и мужчины. Обладают ли эти особенности для обоих ценностью и отсюда рождается то, что мы называем сексуальным импульсом, или же - наоборот - эти особенности потому и обладают для обоих ценностью, что существует сексуальный импульс? Второе, пожалуй, вернее. Половой импульс - нечто более важное, нежели сами психофизиологические особенности женщины и мужчины, хотя без них он не проявляется и не действует.

Сексуальный импульс у женщины и мужчины не исчерпывается, впрочем, только обращением к психофизиологическим особенностям другого пола. Ведь особенности эти не существуют и не могут существовать сами по себе, они существуют всегда в конкретном человеке, в конкретной женщине, либо мужчине. Сексуальный импульс у человека по природе своей всегда обращен к человеку - такова его естественная суть. Когда же он обращен только к сексуальным особенностям, то это следует признать вульгаризацией или даже извращением. Если он обращен к сексуальным особенностям личности того же пола, мы говорим о гомосексуальном извращении. Тем более это извращение, если сексуальный импульс обращен на сексуальные особенности не человека, а животного. Естественна направленность сексуального импульса на человека другого пола, а не просто на «другой пол». Но именно по той причине, что сексуальный импульс обращен к человеку, в его границах, а порой даже на его основе возникает возможность любви.

Сексуальный импульс у человека имеет естественную тенденцию перерастания в любовь именно потому, что оба объекта, отличающиеся друг от друга своими половыми психофизиологическими особенностями - люди. Явление любви характерно для мира людей, в мире животных действует исключительно половой инстинкт.

Любовь, однако, - не только естественная, или даже психофизиологическая кристаллизация сексуального импульса, а нечто в корне иное. Хотя она и вырастает и кристаллизуется на основе сексуального импульса, в орбите условий, созданных им в психофизиологической жизни конкретных людей, однако же формируется она благодаря актам воли на уровне личности.

Сексуальный импульс не вызывает у человека готовых законченных действий, он лишь как бы поставляет материал для этих действий, благодаря всему тому, что под влиянием импульса «происходит» внутри человека. Однако же, все это не лишает человека способности к самостановлению и потому импульс находится в естественной зависимости от личности. Он подчинен личности, личность может использовать его по своему разумению и по своему разумению распоряжаться им. Надо сказать, что такая ситуация отнюдь не уменьшает интенсивности сексуального импульса, даже напротив; он, правда, не обладает силой детерминировать в человеке акты воли, но зато обладает возможностью использовать эту волю. Сексуальный импульс у человека нечто совсем иное, чем у животного, - там он источник инстинктивных действий, подчиненных самой природе. У человека же сексуальный импульс по натуре своей подчинен воле, а тем самым и своеобразной динамике свободы, которой распоряжается воля. Сексуальный импульс благодаря акту любви возносится над детерминизмом порядка природы. Но именно поэтому проявления сексуального импульса у человека должны оцениваться на уровне любви, а его действенность связана с ответственностью и ответственностью именно за любовь. Все это возможно потому, что сексуальный импульс вовсе не все обусловливает в значении психологическом; он оставляет человеку свободное поле деятельности.

Следует еще отметить, что сексуальный импульс - особенность и сила общечеловеческая, и действует эта сила в каждом человеке, хотя и проявляется у разных людей по-разному и даже с разной психофизиологической интенсивностью. Однако же надо различать сам импульс и его проявления. Поскольку импульс - особенность общечеловеческая, следует постоянно считаться с его участием в общении и в сосуществовании личностей разного пола: мужчин и женщин. Их сосуществование происходит в рамках общественной жизни. Человек - существо общественное, и в то же время существо, принадлежащее к одному из полов. Так что принципы сосуществования и общения личностей разного пола являются частью тех принципов, которые регулируют жизнь людей в обществе. Общественный момент в сексуальной этике должен учитываться не в меньшей степени, нежели момент индивидуальный. А коль скоро в общественной жизни мы то и дело встречаемся с проявлениями сосуществования личностей разного пола, то в задачу этики входит дать оценку этим проявлениям не только на уровне, достойном личности, но и исходя из общественного блага. Ведь жизнь человеческая по самой своей природе на многих ее отрезках - взаимообусловлена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.007 с.)