Проблема сознательного материнства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознательного материнства



Исследования на тему супружеского сожительства в ракурсе сексологии (дополняющие точку зрения этики) неизбежно ставят перед нами проблему сознательного материнства. Эта проблема так тесно связана с предыдущей, что в какой-то мере является ее дополнением, или продолжением. Само понятие «сознательного материнства» может иметь разное значение. Может, к примеру, означать сознание того, что такое материнство (и по аналогии отцовство) - эту проблему мы широко осветили в разделах I-ом и IV-ом; однако, обычно под «сознательным материнством» понимается нечто иное. Коротко это можно выразить в следующей фразе: «Знай, каким образом женщина в супружеских сношениях становится матерью, и поступай так, чтобы становиться ею только когда захочешь». Фраза эта адресована к женщине, но с тем же успехом может адресоваться к мужчине, как к ее «партнеру» в сексуальном (супружеском) сожительстве, ведь в большинстве случаев решает именно он.

Эта рекомендация, или программа, а сознательное материнство сегодня уже явная программа, может быть принята безоговорочно. Ведь человек - существо разумное, поэтому стремление делать все совершенно сознательно свойственно его натуре. Свойственно ей и сознательное стремление стать матерью, или отцом, - одно неотделимо от другого. Сознание того, когда и каким образом женщина и мужчина, сожительствующие в супружестве, могут стать родителями, должно направлять их сожительство. Ибо они ответственны за каждое зачатие, как друг перед другом, так и перед семьей, которую они создают благодаря этому, либо умножают. Об этом уже шла речь в IV-ом разделе (главы: «Плодовитость, готовность стать родителями» и «Периодическое воздержание. Метод и интерпретация»). Данные рассуждения развивают эту тему.

Программа сознательного материнства с легкостью может быть сведена на почву утилитаризма, где возникает конфликт с внепотребительской ценностью личности - проблема, которой, пожалуй, отведено более всего места в этой книге. Единственный выход из такого конфликта, соответствующий характеру личности, и потому абсолютно честный, - добродетель воздержания, рамки которой в какой-то степени определяются самой природой. Однако чтобы глубже постичь это, следует опять обратиться к сексологии.

Известно, что сама природа женщины точно и как бы «экономно» регулирует число зачатий; за целый месячный цикл только однажды появляется зрелая, готовая к оплодотворению яйцеклетка. Что же касается мужчины, то супружеское сожительство всякий раз связано с его потенциальной плодовитостью. Таким образом определителем числа потомства является организм женщины. Оплодотворение может наступить только тогда, когда организм женщины это позволит. А позволит лишь в том случае, если подготовлен к этому рядом предшествующих биохимических реакций. Время «плодовитости» определить возможно, но не общим для всех способом, а индивидуально, у каждой женщины в отдельности. Любая женщина может заметить изменения, происходящие в ней в соответствующей фазе цикла. Кроме того, существуют объективные научные биолого-медицинские методы, определяющие момент овуляции, или период плодовитости.

Начнем, однако, с освещения позитивной стороны проблемы. В сексологии говорится о «материнском и отцовском инстинкте». Если у женщины он пробуждается обычно еще до рождения ребенка, а часто даже до зачатия, то у мужчины инстинкт этот развивается обычно позже, порой когда ребенку полтора, два года. Материнский инстинкт может развиваться у девочек уже в период созревания, поскольку он биологически зависим от действия гормонов, а половой ритм женщины каждый месяц подготавливает ее к принятию ребенка и именно на это настраивает ее организм. Потому и появляется настроенность на ребенка, которую сексология называет материнским инстинктом, основываясь на том факте, что эта настроенность в значительной мере вызвана ежемесячно возвращающимся состоянием организма женщины. В супружеском сожительстве эта настроенность не доминирует в сознании женщины и особенно мужчины и отнюдь не должна доминировать (согласно нашим рассуждениям на тему плодовитости, материнства и отцовства в IV-ом разделе). Вместе с тем, вполне понятно, что одновременно с браком и супружеским сожительством пробуждается желание иметь ребенка, и это естественно, тогда как противоположная настроенность воли и сознания - противоестественна. И страх перед зачатием, страх перед ребенком - момент чрезвычайной важности в проблеме сознательного материнства. В какой-то мере он парадоксален. В самом деле, с одной стороны он как раз и вызывает всю проблему «сознательного материнства» в такой формулировке: «Что сделать, чтобы иметь ребенка только тогда, когда его хочешь», а с другой - именно страх перед ребенком в значительной степени затрудняет использование тех возможностей, которые предоставляет в этой области сама природа.

И тут заключена основная трудность, если речь идет о правильном - и с природно-медицинской и с этической точки зрения - регулировании зачатий. Трудность коренится не в самой природе, которая ясно и вполне доступным образом регулирует число зачатий. Факторы, нарушающие биологическую закономерность у женщины имеют прежде всего психогенную природу. С их действием мы встречаемся гораздо чаще, чем с нарушениями органической природы. Из психогенных факторов на первый план выходит как раз страх перед зачатием, страх забеременеть.

Известно, что физическое переутомление, перемена климата, стрессовые состояния, и особенно страх задерживают менструации или ускоряют их. Страх, таким образом, является мощным негативным стимулом, способным разрушить естественную закономерность полового цикла женщины. Амбулаторная практика подтверждает, что именно страх перед беременностью лишает женщину той «радости спонтанного переживания любви», которую приносит согласованное с природой действие. Страх как доминирующее чувство, подавляет все иные ощущения, вызывает непредсказуемые реакции.

Все это косвенно свидетельствует о том, сколь решающей в данном вопросе является нравственная позиция, рассмотренная в 4-ом разделе. Эта нравственная позиция сводится к двум элементам: готовности стать родителями во время сожительства («могу быть матерью», «могу быть отцом»), а также готовности к воздержанию, проистекающему из добродетели, из любви к самому близкому человеку. Только на этом пути возможно биологическое равновесие женщины, без которого невозможно даже думать о реализации естественного регулирования зачатий. «Природа» человека подчинена этике: правильный биологический ритм женщины и проистекающая из него возможность естественного регулирования зачатий теснейшим образом связана с любовью, которая проявляется с одной стороны в готовности стать матерью, а с другой - в добродетели воздержания, в способности отказаться от своего «я», принести его в жертву. Отрицанием любви является эгоизм: он дает о себе знать в противоположной настроенности и представляет собой опаснейший источник того доминирующего страха, который парализует здоровые природные процессы.

Говорят об этом редко. Надо со всей уверенностью констатировать, что в основе натуральных методов лежит один главный: «метод» добродетели (любовь и воздержание). Только при условии его принятия и применения на практике могут оказаться результативными все знания о сексуальных и генеративных процессах. Потому что, если человек уяснил себе, что оплодотворение - вовсе не «случайность» и не совпадение обстоятельств, а факт биологический, старательно природой подготовленный, причем подготовку эту можно от начала до конца проследить, то возможности разумно, в согласии с природой управлять оплодотворением - возрастают.

Сознательное материнство сводится к двум видам «методов», которые, с точки зрения этической, мы уже проанализировали в IV-ом разделе. Это, с одной стороны, так называемые натуральные методы, а с другой - искусственные, основанные на употреблении противозачаточных средств. Противозачаточные средства по натуре своей вредны для здоровья. Биологические средства наряду с кратковременным бесплодием могут вызвать серьезные и необратимые изменения в человеческом организме. Химические средства по природе своей - яды для клеток, иначе они не смогли бы убивать генеративные клетки, значит, физически вредны. Средства механические вызывают локальные повреждения в половых путях женщины, а кроме того, нарушают спонтанность полового акта, что невыносимо, особенно для женщины.

Чаще всего супруги прибегают к прерванному половому акту, не отдавая себе в тот момент отчета в пагубных его последствиях. А такие последствия неизбежны. Не говоря уже о ненадежности этого метода предохранения от беременности, зададим себе вопрос, зачем люди прибегают к нему? На первый взгляд кажется, что причина кроется в мужском эгоизме. Однако анализ показывает, что мужчина, прерывая сношение, часто полагает, будто он таким образом «охранил женщину». Действительно, при таком акте хотя и уничтожаются разного рода блага: женщина лишается оргазма, нарушается ее нервное равновесие, остается все же нетронутой основная ее биологическая способность: плодовитость. Поэтому порой и сами женщины уверены в том, что это «не вредит». У мужчины же такое ощущение, будто он руководит ситуацией и ее решает. Женщина при этом сохраняет свойственную ей позицию сексуальной пассивности, предоставляя мужчине брать ответственность на себя. В такой позиции обоих можно найти некое благо, хотя ищут они его на неправильном пути. Ведь если супруги пришли к определенному выводу, что с зачатием надо подождать, то мужчине надлежало бы вместо того; чтобы прерывать половой акт, вовсе не начинать его, а, ощущая свою ответственность, обождать до момента биологической бесплодности супруги. С этой целью оба они должны изучить организм женщины и решение свое обусловить детальным знанием его функций. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу периодического воздержания.

Натуральные методы - это способы управления плодовитостью, основанные на периодическом воздержании. Применение натуральных методов предполагает детальное знание организма данной женщины, ее биологического ритма, а кроме того - спокойствие и биологическое равновесие, о чем уже неоднократно говорилось. Прежде всего, однако, необходимо некое отречение и воздержание, при этом в экстренном порядке, особенно со стороны женщины. Ибо сексуальный импульс - и это естественно - наиболее сильно дает ей знать о себе в момент овуляции и в период плодовитости (усиление импульса - один из показателей так называемого овуляционного цикла) - и в этот период как раз и надо отказываться от супружеских отношений. Для мужчины периодическое воздержание не представляет трудности, поскольку сексуальный импульс не подвержен у него таким колебаниям, как у женщины. Воздержание мужчины должно применяться к указаниям, исходящим от организма женщины. Задачей мужчины - еще более важной, чем применение к биологическому циклу женщины - является создание психического климата полового сожительства супругов, без чего не может быть и речи о результативном применении натуральных методов. Это как раз требует регулярного воздержания мужчины и, таким образом, проблема согласного с природой регулирования зачатий апеллирует, в конечном счете, к его мужской нравственной позиции. Супружеское сожительство требует с его стороны нежности, понимания переживаний женщины. В этом смысле сознательное материнство апеллирует к его воздержанию, без которого невозможно уловить правильный биологический ритм в браке.

Это ритм самой природы и потому согласное с ним супружеское сожительство будет и гигиеничным, и здоровым, и свободным от всякого рода неврозов, вызванных перечисленными выше искусственными методами предохранения от беременности. Нельзя, однако, применять натуральные методы в спешном порядке, механически, не уловив биологического ритма в целом; применямые спешно и механически, они подводят. Да иначе и быть не может в свете предоставленных выше фактов. Если мужчина и женщина применяют их вполне сознательно, признавая при этом объективную целенаправленность супружества, то натуральные методы дают им ощущение осознанного выбора и спонтанности переживаний («натуральность»), а также - и это наиважнейшее - возможность сознательно управлять деторождением. Усилия, употребленные на применение этих «методов», прежде всего этической природы, как было отмечено в разделе IV-ом. Без соответственно понятой, выработанной добродетели воздержания нельзя и думать о натуральном регулировании зачатий, о материнстве, а также об истинно сознательном отцовстве.

Вопросу прерывания беременности надо было бы посвятить особое исследование. Здесь уместно хотя бы мимоходом коснуться этой темы. Факт искусственного прерывания беременности сам по себе, даже абстрагируясь от его этической квалификации, в высшей степени «чреват неврозом», обладает всеми признаками экспериментальных неврозов. Ведь это искусственное прерывание естественного биологического ритма с далеко идущими последствиями. При этом в психике женщины возникает огромная, ни с чем не сравнимая травма; она не может забыть свершившегося и не может освободиться от чувства обиды на мужчину, который довел ее до этого. Искусственный аборт вызывает кроме соматических реакций депрессивный невроз, навязчивый страх с доминирующим ощущением вины, а порой даже глубокую психопатическую реакцию. Характерны в этом смысле высказывания женщин, страдающих климактерической депрессией; спустя несколько десятков лет они порой с грустью вспоминают прерванную беременность, ощущая при этом запоздалое чувство вины. Ибо не подлежит сомнению, что прерывание беременности с этической точки зрения вина очень тяжкая. Рассмотрение этой проблемы в связи с сознательным материнством и отцовством в сущности абсолютно неприемлемо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)