Сексуальный импульс и существование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сексуальный импульс и существование



Понятие детерминизма связано с понятием неизбежности. Детерминировано то, что должно быть именно таким, а не иным. О неизбежности, а следовательно о некой детерминированности, в связи с сексуальным импульсом можно говорить под углом зрения человеческого рода. Так вот, существование всего вида Homo sapiens теснейшим образом зависит от этого импульса. Род человеческий не мог бы существовать, если бы не было сексуального импульса и его естественных последствий. Тут явно просматривается некая неизбежность. Существование человеческого рода может быть сохранено только при условии, что отдельные люди, отдельные мужчины и женщины, человеческие пары повинуются сексуальному импульсу. Этот импульс, как мы видим, доставляет в известной степени материал для любви личностей, женщины и мужчины, но происходит такое (если отправной точкой считать саму целенаправленность импульса) как бы только косвенно, per accidens, любовь личностей есть, собственно говоря, per se дело свободной человеческой воли. Личности могут любить друг друга и при отсутствии импульса. Отсюда ясно, что любовь мужчины и женщины отнюдь не определяет целесообразность импульса. Истинной целью импульса, целью per se является нечто сверхличностное, существование вида Homo sapiens, постоянное продление его существования.

Здесь улавливается явное сходство с миром животных, с разнообразными видами в природе. Вид Homo sapiens есть часть природы, а действующий в его границах сексуальный импульс гарантирует экзистенцию этого вида, его существование. В свою очередь существование есть первое и главное благо всякого бытия. Существование вида Homo sapiens есть первое и главное благо этого вида. Все прочие блага проистекают из этого основного. Действовать я могу, лишь существуя. Разнообразные труды человека, творения его гения, плоды его святости возможны лишь в том случае, если этот человек, этот гений, этот святой - существует. Чтобы быть, надо родиться. Сексуальный импульс кладет начало существованию человека.

Мы имеем право думать и говорить, что сексуальный импульс - это своеобразная сила природы, но не можем ни думать, ни говорить, что значение его чисто природное. Это неверно. Сексуальный импульс имеет экзистенциальное значение, ибо он тесно связан с существованием человека, с существованием вида Homo sapiens, а не только с физиологией или даже психофизиологией человека, которой занимаются естественные науки. Существование же не является подлинным и соразмерным объектом какой-либо из естественных наук. Каждая из них предполагает существование как нечто уже данное, заключенное в объекте ее исследования. Само же существование является объектом философии, она единственная занимается проблемой существования как таковой. Поэтому наиболее полный взгляд на сексуальный импульс, который теснейшим образом связан с существованием вида Homo sapiens и имеет - как уже было сказано - экзистенциальный, а не только «естественный» характер, принадлежит философии. Это очень важно для истинной оценки значимости сексуального импульса и влечет за собой четкие выводы в области сексуальной этики. Если же предположить, что сексуальный импульс не более чем «природное» явление, то его можно признать сферой использования, можно согласиться с тем, что он являет человеку объект использования в том же смысле, в каком предстают человеку различные объекты живой или мертвой природы. Но коль скоро сексуальный импульс носит экзистенциалистский характер, коль скоро он связан с самим существованием человеческой личности, которое есть для личности первое и главное благо, то он должен подчиняться принципам, обязывающим по отношению к личности. И хотя человеку свойствен импульс, он никогда не должен быть использован в отрыве от любви к личности или - тем более - вопреки ей.

Нельзя, следовательно, ни в коем случае, полагать, будто сексуальный импульс, имеющий свою целенаправленность в человеке, целенаправленность предопределенную, независимую от воли и самостановления человека, есть что-то такое, что ниже личности, ниже любви23. Истинной целью сексуального импульса является существование вида Homo sapiens, его продолжение, procreatio, a любовь личностей, мужчины и женщины, формируется в пределах этой целенаправленности, в известной мере в ее русле, формируется как бы из того материала, который представляет импульс24. И потому правильно сформироваться любовь может лишь в полной гармонии с истинной целенаправленностью импульса. Явный конфликт с такой целенаправленностью нарушит, подорвет любовь личностей. Эта целенаправленность порой мешает человеку, он пытается искусственно миновать ее. Такая акция, однако, неминуемо отрицательно скажется на любви личностей, которая в этом случае явно связана с использованием импульса25.

Факт, что целенаправленность импульса часто мешает человеку, имеет разные причины, о них будет речь в дальнейшем. Одна из причин, несомненно, заключается в том, что человек в своем сознании, в мыслях зачастую полагает, будто сексуальный импульс - это чисто «естественное» явление, и недостаточно глубоко сознает его истинное экзистенциальное значение, его связь с существованием. А ведь именно связь с самим существованием человека, а также вида Homo sapiens наделяет сексуальный импульс его объективной значимостью. Но значимость эта в полной мере осознается человеком лишь в том случае, когда он своей любовью возвышает то, что заключено в естественной целенаправленности импульса. Не мешает ли ему в этом случае обусловленность существования человека и существования вида использованием сексуального импульса? Так вот, неизбежность, обусловленность, связанные с порядком существования человека и рода человеческого, могут быть осознаны каждой личностью и сознательно ею одобрены. Психологической неизбежности здесь нет, так что это не исключает любви, только придает ей своеобразный характер. Такой именно характер имеет полноценная супружеская любовь двух людей, мужчины и женщины, которые сознательно решились участвовать в самом порядке существования, служить существованию вида Homo sapiens. Если говорить конкретнее, то две личности, мужчина и женщина, служат в этом случае существованию другой конкретной личности, которой является их собственное дитя, плоть и кровь их. Эта личность - подтверждение и в то же время продолжение их собственной любви. Порядок человеческой экзистенции, порядок существования не вступает в конфликт с любовью личностей, но состоит в полной гармонии с нею.

Религиозное толкование

Проблема сексуального импульса - одна из узловых в этике. В католической этике она имеет глубоко религиозное значение. Порядок человеческого существования, как и существования в целом есть дело Творца и сотворен этот порядок не единожды, раз и навсегда в туманном прошлом мироздания, а продолжает создаваться вечно. Бог творит непрестанно, и только благодаря этому сохраняется существование мира (conservatio est continua creatio). Ведь мир состоит из тварей, из бытия, которое не существует само по себе, ибо не содержит в себе конечного смысла и источника. Источник и конечный смысл существования всех тварей постоянно и неизменно заключены в Боге. Твари, однако, участвуют в общем миропорядке не только самим фактом своего существования, но и потому, что, по крайней мере некоторые из них, помогают передаче существования новым особям в пределах своего вида. Так обстоит дело и с человеком, с мужчиной и женщиной, которые посредством полового импульса как бы включаются в космический поток передачи существования. Их особое положение состоит в том, что они сами сознательно направляют свои действия, и к тому же предвидят возможные последствия, плоды этих действий.

Их сознательность, однако, простирается дальше, а развитию ее в этом направлении помогают религиозные истины, заключенные в Книге Бытия и в Евангелии. Мужчина и женщина через рождение детей, через участие в процессе становления нового человека, по-своему участвуют также в процессе творения. И могут считать себя в таких случаях как бы разумными соучастниками создания нового человека. Этот новый человек - личность. Родители принимают участие в генезисе личности. Известно, что личность - это не только и не прежде всего организм. Плоть человеческая есть плоть личности. Поскольку она являет собой субстанционное единство с человеческим духом. Дух человеческий рождается не путем плотского единения мужчины и женщины. Дух вообще не может появиться из плоти, родиться, возникнуть, подобно тому, как рождается плоть. Сексуальные отношения мужчины и женщины в основном плотские, но проистекать они должны также из духовной любви. Однако, природа не знает случаев, чтобы из взаимоотношения духов родился бы новый субстанциональный дух. Не рождает его и любовь мужчины и женщины, как бы сильна и глубока она ни была. И, тем не менее, с рождением нового человека рождается новый дух, субстанционально соединенный с плотью, эмбрион которой начинает существовать в лоне женщины-матери. Иначе невозможно было бы понять, как эмбрион может потом развиться в человека, в личность.

Человеческое существо - учит Церковь - есть творение Божье. Сам Бог творит духовную и бессмертную душу существа, организм которого рождается в результате плотских взаимоотношений мужчины и женщины26. Плотские отношения должны проистекать из любви личностей, и в ней находить полное покрытие. И хотя такая любовь не кладет начала существованию нового духа - душе ребенка - она, однако, должна быть полностью готова к тому, чтобы новое существо - личность, которая хотя и возникла через плотские отношения, по сути есть выражение духовной любви личностей, - принять и обеспечить ему полное, не только плотское, но и духовное развитие. Полное духовное развитие человеческой личности является плодом воспитания. Рождение - это истинная цель сексуального импульса, который - как было сказано - к тому же доставляет материал для любви личностей, мужчины и женщины. Любовь эта обязана сексуальному импульсу плодовитостью в биологическом смысле, но ее природе должна быть свойственна и плодовитость в области духовной, нравственной, личной. Так вот, именно в деле воспитания новых личностей как раз и сосредоточивается вся плодовитость любви двух личностей, женщины и мужчины. Тут и истинная ее цель, и естественное направление.

Воспитание - это творчество, объект которого - исключительно личность; ведь воспитывать можно только личность, животное лишь дрессируют, и, вместе с тем, творчество, материал которого чисто человеческий: все, что по природе своей заключено в воспитуемом человеке, представляет материал для воспитателей, материал, питающий их любовь. К этому материалу принадлежит и то, что Бог дает в запредельном порядке или благодати. Ибо дело воспитания, которое есть как бы процесс постоянного сотворения личности, Бог не полностью представляет родителям, но и Сам лично принимает в нем участие. Не только родительская любовь стоит у истоков рождения новой человеческой личности, родители только соучастники в возникновении личности в лоне матери, решающая роль принадлежит любви Творца. Благодать - как бы дальнейшее продолжение этого дела. Бог Сам принимает наибольшее участие в сотворении человеческой личности в духовной, нравственной, сугубо запредельной сфере. Родители же, если они не хотят утратить своей истинной роли, роли участников творения, должны и этому способствовать.

Как видим, та реальность, какую мы называем сексуальным импульсом, не есть что-то темное и непостижимое, в основном она доступна для человеческой мысли, особенно мысли, основанной на Откровении, что, в свою очередь, обусловливает любовь, в которой выражается свобода личности. Сексуальный импульс особым образом связан с порядком существования, порядок же существования есть порядок божественный в том смысле, что реализуется под постоянным влиянием Бога-Творца. Мужчина же и женщина через супружескую жизнь, через полноценное сексуальное сожительство включаются в этот порядок, решаются особым образом участвовать в деле творения. Порядок существования есть порядок божественный, хотя само по себе существование не является чем-то запредельным. Но ведь не только запредельный порядок есть порядок божественный, им является и порядок природы, и он соотносится с Богом-Творцом. Выражение «порядок природы» нельзя смешивать или отождествлять с выражением «природный порядок», последнее означает, правда, и порядок природы, но лишь настолько, насколько он доступен эмпирико-описательным методам естествознания, а не как своеобразный порядок существования, явно соотнесенный с Первопричиной, с Богом-Творцом.

Именно такое смешение порядка существования с «природным порядком», а вернее то, что второе понятие заслоняет первое, в сочетании к тому же с эмпиризмом, весьма, мне думается, тяготеет над умом современного человека, а особенно современного интеллигента, влечет за собой особые трудности в понимании самих предпосылок католической сексуальной этики. Исходя из этих предпосылок sexus, пол, а также сексуальный импульс - это не только некая специфическая область психофизиологии человека. Сексуальный импульс имеет свою объективную значимость как раз по причине связи с божественным делом творения, и эта его значимость почти полностью игнорируется мышлением, которое исходит единственно из «природного порядка». Сексуальный импульс на фоне этого порядка не более чем сумма функций, которые в ракурсе природы явно направлены к биологической цели, к размножению. А коль скоро человек - хозяин природы, почему бы ему не управлять этими функциями - хотя бы искусственным путем, с помощью соответствующих средств - управлять так, как сам он считает нужным, удобным для себя. «Природный порядок» как плод человеческого ума, отрывающего некие элементы этого порядка от того, что реально существует, непосредственно придуман человеком. Отсюда всего один шаг к автономизму в этических воззрениях. Иначе дело обстоит с «порядком природы», он является совокупностью космических связей между реально существующими существами. Это порядок существования, а обязательная гармония существования имеет своей опорой Того, Кто является постоянным источником всякого существования, Бога-Творца27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.006 с.)