Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирический уровень познания и его методыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмпирическое исследование начинается с наблюдения. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение (в отличие от обыденного) всегда сопровождается описанием объекта наблюдения. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными (прямыми) и косвенными. При непосредственных наблюдениях объект и его свойства отражаются и воспринимаются органами чувств человека, которые часто усиливаются использованием различных инструментов, приборов. Например, непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических и астрономических исследованиях. Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть важную роль в науке, однако чаще всего научное наблюдение (особенно в естествознании) бывает опосредованным с использованием тех или иных технических средств. А в некоторых областях науки (например, в ядерной физике) о поведении и свойствах микрообъектов судят по результатам косвенных наблюдений. В таких случаях наблюдаются не сами объекты, а только результаты их взаимодействия с прибором. Например, заряженные микрочастицы в камере Вильсона обнаруживаются по трекам, состоящим из множества капелек жидкости. Результаты наблюдения дают первичную информацию о действительности в форме научных фактов. Эксперимент – это более сложный метод эмпирического познания. Он предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования. Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в условия, в которых он ранее не наблюдался, и тем самым устанавливать новые, неизвестные науке факты. Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств, то есть приборов. Прибор – это устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации об явлениях и свойствах непосредственным наблюдением. Подготовка и проведение научного эксперимента требуют соблюдения ряда условий. Эксперимент никогда не ставится:
- без четко сформулированной цели исследования; - без всестороннего обоснования всего комплекса явлений и условий проведения эксперимента на основе каких-то исходных теоретических положений; - без подробного плана проведения эксперимента; - без достаточно высокой квалификации экспериментатора. Эксперименты бывают исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты ставятся с целью обнаружения у объекта неизвестных свойств, а проверочные служат для проверки или подтверждения каких-либо теоретических положений. Измерение. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения. Количественное измерение – это совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения (эталона). Результат эмпирического познания – это научный факт. Научный факт имеет сложное строение. Он включает в себя информацию об изучаемом объекте, интерпретацию научного факта и способ его описания. Научные факты становятся базисом теории благодаря их обобщению. Простейшими формами обобщения являются систематизация и классификация, осуществляемые на основе их анализа, синтеза и использования первичных объяснительных схем. Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, устанавливающие функциональные связи между количественными характеристиками исследуемых объектов. Научные факты, эмпирические гипотезы и эмпирические законы отвечают лишь на вопрос, как протекают явления и процессы, но они не отвечают на вопрос, почему явления и процессы протекают именно в такой форме, а не в другой, то есть не объясняют причины их возникновения. Эта задача решается в рамках высшей формы научного знания – теории.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.151 (0.01 с.) |