Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции современного естествознания. Рекомендовано сибирским региональным учебно-методическим центром высшегоСтр 1 из 47Следующая ⇒
Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим
Бийск Издательство Алтайского государственного технического 2011 УДК 51.001.13 (075.8) ББК 20 К38
Работа подготовлена на кафедре физики Бийского технологического института Ал-тайского государственного технического университета. Кижаев, Ф.Г.
Настоящее издание представляет собой учебное пособие по курсу «Концепции современного естествознания», подготовленное в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов экономических и управленческих специальностей. Рассматриваются актуальные проблемы современного естествознания, включая физику, космологию, геологию, химию, биологию. Раскрываются принципы глобального эволюционизма, самоорганизации материи от простого к сложному, от хаоса к порядку в открытых неравновесных нелинейных материальных системах. Особое внимание уделяется специфике естественно-научного познания, его роли в развитии культуры и формировании естественно-научной картины мира. Предназначено для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами современного естествознания.
УДК 51.001.13 (0.75.8) ББК 20 Рассмотрено и одобрено на заседании научно-методического совета Протокол № от 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Перешагнув рубеж ХХ века и вступив в XXI в., человечество все активнее подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий ХХ в., что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить или изменить. ХХ в., по праву, можно назвать веком науки, именно в этом веке были сделаны около 90 % всех важнейших научных открытий и лишь 10 % за предшествующий период развития человечества. Наука и научно-технический прогресс коренным образом изменили структуру чело-веческой деятельности. Использование «высоких технологий» создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, потребления, быта и отдыха людей, что во многом определяет мировоззрение и психологию человека. Научно-технический прогресс привел не только к триумфу техногенной цивилизации, но и вызвал ряд глобальных проблем, от решения которых зависит судьба человечества и сохранение жизни на Земле. Наиболее значимыми проблемами современности являются: проблема войны и мира, ограниченность природных ресурсов и экологические проблемы. Обострились также проблемы, связанные с системой человек–общество: демографии, науки, образования, здравоохранения и другие. Все эти проблемы носят системный характер, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В решении сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука. Сторонники технократического, технотронного и постиндустриального общества считают, что наука Сравнительно недавно, немногим более полвека назад, наука, являясь наиболее концентрированным выражением человеческого разума, развивалась в основном в сфере научных учреждений и производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятель-ности людей. Положение резко изменилось после того, как США сбросили первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Стало очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки, например теоретическая физика, имеют тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой. Непосредственное влияние науки на будущее человечества не ограничивается только тем, что от военного применения ее открытий оказалось под вопросом само его существование. Внедрение научных открытий в производство часто сопровождается возникновением сложных проблем, которые могут представлять реальную опасность для человека, общества и окружающей среды. Особенно это относится к не до конца изученным технологиям, к которым можно отнести: захоронение радиоактивных отходов, некоторые виды биотехнологий, генную инженерию (клонирование животных, а в перспективе и человека) и другие. Но главная социальная проблема современности заключается в существенном отрыве уровня развития науки и технологий производства от уровня развития общества, самого человека. От того, как будет решаться эта главная проблема, зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию человека и цивилизации. Итак, каким будет Мир в будущем зависит во многом от ценностных ориентацией новых поколений молодых специалистов. Поэтому на первый план в области их подготовки выдвинулась концепция формирования гармонически развитой интеллектуальной личности, способной преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность.
Особая роль при этом отводится курсу «Концепции современного естествознания», целью которого является получение естественно-научного образования студентами гуманитарного направления. Это необходимо по следующим причинам: 1) методы современного естествознания приобретают значение общенаучных и широ-ко используются в общественных и гуманитарных науках; 2) фундаментальные науки о природе формируют особый тип рационального мыш-ления и подлинно научного мировоззрения, основанного на научном методе; 3) естественно-научное образование способствует сближению двух типов культур: 4) критический подход, рациональность, аналитичность и системность, присущие естественно-научному знанию, способствуют принятию наиболее оптимальных решений в сфере управления, позволяют критически оценивать ограниченность и модельность наших представлений о поведении сложных систем, понимать специфику природных и социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Содержание настоящего учебного пособия по дисциплине «Концепции современного естествознания» соответствует требованиям Государственных образовательных стандар-тов (федеральный компонент) и предназначено для студентов экономических и управ-ленческих специальностей высших учебных заведений всех форм обучения. В настоящее время, как заметил В.А. Канке, в преподавании курса «Концепции Философский подход носит абстрактный и декларативный характер. Он лишен доказательной базы и студенты вынуждены значимость информации принимать на веру. Такой способ преподавания курса «Концепции современного естествознания», по мнению автора, не достигает главной цели: понимания концептуальных основ и проблем современного естествознания и формированию у студентов естественно-научного образа мышления. В основе второго подхода преподавания этого курса лежит конкретно-научный формализм, отличающийся от философского полной своей противоположностью – преобла-данием конкретной информации в ущерб раскрытия их концептуальной сущности. Кроме того, в рамках данного подхода невозможно осуществить изложение всего материала, предусмотренного образовательными стандартами. В данном учебном пособии автор стремился к более сбалансированному изложению рассматриваемых концепцией путем расширения и углубления их доказательной базы. При этом фундаментальные принципы и законы современного естествознания получают философское обобщение, что находит отражение в построении естественно-научной картины мира. Изложение материала допускает многоуровневый вариативный подход к изучению курса в зависимости от тематического плана и объема часов, предусмотренных образовательными стандартами, что позволяет использовать учебное пособие и в том случае, когда концепции современного естествознания представлены в учебном процессе физикой и химией. Математический аппарат, используемый в учебном пособии, большей частью носит иллюстративный характер (если не предусмотрено иное в соответствии с образова-тельным стандартом) и выступает в качестве своеобразной «охранной грамоты» концеп-туальной идеи. Большое внимание в учебном пособии уделяется естественно-научным методам, которые стали широко применяться в гуманитарных дисциплинах. К ним, в первую очередь, следует отнести статистические методы, теорию информации и синергетику – науку о процессах самоорганизации в неравновесных открытых системах. При изложении материала автор стремился к раскрытию проблем современного естествознания на основе синтеза знаний, полученных различными естественно-научными дисциплинами. Такой подход, по мнению автора, отображает единство и многообразие окружающего нас мира и способствует формированию естественно-научного мировоззрения. Автор надеется, что усвоение содержания курса выработает у студентов иммунитет к антинаучным знаниям, различным проявлениям иррациональности и мистицизма. Уровень школьной подготовки большинства студентов экономических специаль-ностей позволяет понять рассматриваемые концепции, если они должным образом оформлены эмпирически и теоретически. В вопросах сочетания конкретно-научного формализма с концептуальным содержанием курса, автор придерживается линии, очерченной в работах Т.Я. Дубнищевой и В.А. Канке, в которых рассмотрение концепций современного естествознания сопровождается их глубоким теоретическим обоснованием. Данное учебное пособие является обобщением опыта более чем 12-летнего препо-давания курса «Концепции современного естествознания» в Бийском технологическом институте. 1 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.017 с.) |