Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)



Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков. Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.)

Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). С. В. Герасимов продолжил свою работу над иллюстрированием «Дела Артамоновых» М. Горького. В его черных акварелях к этой книге, исполненных в 1938 — 1939 гг. характеристика быта, всего уклада жизни русского купечества отличалась удивительной подлинностью. В этих рисунках был найден уже в основных чертах и облик главных героев повествования. В серии цветных акварелей 1946 — 1953 гг. отчетливее стали социальные позиции иллюстратора, бескомпромисснее его оценки. Здесь купеческий быт не только предстает во всей своей прежней подлинности, но и становится тупой рутиной жизни Артамоновых, превращается в душную атмосферу их дома, где царят душевная черствость, уродливые взаимоотношения людей.

Шмаринов Дементий Алексеевич (р. 1907),

Как иллюстратор русской классической литературы интересно выступил в 30-х гг. Дементий Алексеевич Шмаринов (р. 1907). Первые знания по искусству он приобрел в студии Н. А. Прахова в Киеве, а позднее учился в студии Д. Н. Кардовского в Москве. Его первыми работами были иллюстрации к книгам Ф. Панферова и М. Горького, сделавшего ценные замечания по поводу его рисунков к «Жизни Матвея Кожемякина» (уголь, 1933 и 1936; Москва, Музей А. М. Горького). Однако событием в графике тех лет стали не эти работы художника, а его рисунки к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, созданные в 1936 г. (уголь, черная акварель; ГТГ). С ними в наше искусство вошел новый своеобразный иллюстратор, пытливый исследователь человеческой души, особенно чуткий к радостям и горестям героев писателя. Страшный мир петербургских трущоб, раны нужды и нравственные страдания юности, жалкий лик настороженной и цепкой жадности — все это вошло в неожиданно зрелые рисунки молодого художника к Достоевскому. Ему особенно удался лист «Старуха-процентщица» — редкий в его книжной графике пример прямого изображения зла, отрицательных начал. Одним из сильнейших в серии является также рисунок «Соня Мармеладова со свечою» (впоследствии утерянный и возобновленный автором в 1945 г.). В трагическом образе Сони — ожидание, затаенная глубокая боль, душевный порыв. Ее хрупкий силуэт возникает на безрадостном фоне глухой стены, мрачная густая тень выделяет страдальческое одухотворенное лицо. Противоборство света и тени усиливает не имеющее исхода напряжение этого листа. Как и в романе, в сюите Шмаринова ожили зловещие колодцы петербургских дворов, мрачные улицы города, который давит смятенные души людей. Однако иллюстратор не идет за Достоевским до конца в его повествовании, он освобождает основу книги от болезненного надрыва, передает лишь самое существенное в романе.

В дальнейшем — в иллюстрациях Шмаринова к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина (уголь, черная акварель, 1937; ГТГ), к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова (уголь, черная акварель, 1941; ГТГ и ГРМ) — появляется не только психологическая насыщенность, но и классическая ясность образов, тяга к светлому началу в человеке. Эти циклы как бы начинают собой ту линию творчества художника, в которой преобладает светлый лиризм, поэзия ясных и цельных человеческих характеров, родниковая чистота русской природы. Вторая линия начинается с обращения Шмаринова к роману «Петр I» А.Н.Толстого (уголь, черная акварель, 1940; ГТГ). Здесь все было новым для иллюстратора — масштабность событий, затрагивающих судьбы народа, водоворот колоритных сцен, бурная живописность темпераментной кисти писателя. И для этого нового художник нашел стиль приподнятый и воодушевленный, порывистый и динамичный, сумев вплести в него чистой нотой свой обычный светлый лиризм. Обе эти главные линии найдут свое яркое продолжение в его позднейшей книжной графике. В годы войны ясное, жизнеутверждающее искусство Шмаринова отзывается на самые драматические ее моменты. Он создает эмоционально сильные плакаты, посвященные женщинам и детям в тылу врага, рисует станковый цикл «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942; ГТГ), прозвучавший как проклятие фашизму. Каждый лист нагнетает трагическое напряжение этой серии, рисующей картины фашистских зверств. Оно чуть ослабевает в последних листах — «Возвращение» и «Встреча», — где нет изображения фашистов и дышится вольнее, где есть воздух ранней весны и особая чуткая бережность в изображении душевного строя людей. «Дело Артамоновых» иллюстрировал в 50-х гг. и Д. А. Шмаринов. Он стремился изобразить не только мир предпринимателей, но и растущий рабочий класс, его крепнущую революционную сознательность. Однако художнику по-прежнему ближе были творения русской классической литературы. Глубоко взволнованные, овеянные мягким лиризмом образы возникают в его рисунках к избранным произведениям Н. А. Некрасова (черная акварель, 1946; ГТГ) и к «Дубровскому» А. С. Пушкина (черная акварель, 1949; ГТГ). В 1953 г. художник приступает к созданию большой серии иллюстраций к «Войне и миру» Л. Н. Толстого (черная акварель, уголь; ГТГ). В этой работе Шмаринову пригодился весь накопленный прежде опыт. Решающим, однако, стало верное прочтение книги, понимание войны 1812 г. как великой национальной освободительной эпопеи, в которой раскрылись сила духа, патриотизм русского народа. Это составило основу серии, связало единой мыслью все разнообразие батальных, массовых, лирических, портретных сцен и листов. Шмаринов передает нравственные искания героев романа и тем следует особенностям стиля Толстого с его могучим психологическим анализом. Из всех персонажей романа художнику удалось с особенной убедительностью изобразить Наташу Ростову, Пьера Безухова, Петю Ростова. Зритель видит Наташу счастливой девочкой, вбежавшей в комнату со стайкой детей; Наташу, исполненную светлых надежд и мечтаний («В Отрадном»), видит ее в неустанном напряжении горя, внешне неподвижную, скованную лихорадочным бегом горьких мыслей, — после смерти Болконского; видит и хлопотливой матерью и женой, и везде иллюстратор уловил повышенную жизненную активность, яркость, одаренность ее натуры, составившие ее главное обаяние. Детские мечты и первые взрослые размышления, чистота помыслов, неведение горя и близкого конца, наивность, душевное здоровье и оптимизм — составляют сложный подтекст изображения Пети Ростова перед боем. Художник делает ощутимым ход его мыслей, наполняет большим внутренним содержанием внешне статичный эпизод.

Евге́ний Адо́льфович Ки́брик познакомился с художником П. Н. Филоновым, став впоследствии егоучеником. В 1926 году вошёл в основанный

Филоновым коллектив «Мастера аналитического искусства» ипервые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием учителя (иллюстрации к«Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930).

В 1942 году в Самарканде руководил графической мастерской Академии художеств.

Автор книги воспоминаний «Работа и мысли художника». первую профессиональную подготовку получил в Одесском художественном институте, овладев гам мастерством строгого академического рисунка. Уже в 1934 — 1936 гг. он создает свою первую крупную работу — цикл черных (и позднее цветных) литографий к повести Р. Роллана «Кола Брюньон». Художника захватило обаяние главных героев повести — веселого и мудрого Брюньона, лукавой пленительной Ласочки. Листы, посвященные им, оказались наилучшими в этом цикле. Горячим жизнелюбием привлекает в иллюстрациях Кола Брюньон, поэт и мастер, в земной жизни черпающий все краски своего прекрасного искусства. Как дыхание ликующей молодости, как образ вечной весны входит в наше искусство портрет Ласочки. Крупный план приближает ее к зрителю, на темном фоне мягко выделено светоносной моделировкой лицо. Скользящие блики света придают ему трепетную жизнь, делают солнечно радостным это найденное в потоке вариантов изображение. В этом цикле, восхитившем самого Р. Роллана, остается где-то в стороне добросовестно изученный исторический антураж, через портретные образы героев раскрывается атмосфера действия, характерность жизненного уклада.

Сложнее строится в соответствии с книгой следующая серия иллюстраций Кибрика — к «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1937 — 1938; цветная литография). Здесь из пестрой жестокой жизни, из недр народа, сражающегося с бесчеловечной властью иноземного короля, выдвигаются цельные и яркие характеры. Резкая контрастность образов и сцен предопределяется фронтисписом, где рядом изображены жестокий и чванный Филипп II и отважный, веселый и дерзкий Уленшпигель. Сковав единой тесной композицией эти внешне неподвижные фигуры, художник в столкновении характеристик обретает внутреннее напряжение листа. Портрет Уленшпигеля, следующий дальше, подчеркивает, кто из этих двоих будет истинным героем повествования. Здесь Уленшпигель — грозный народный мститель, гневный, познавший горечь жестоких утрат, готовый действовать; это молодость, присягающая карать зло. Автору дороги в герое де Костера его свободолюбие и отвага, он не забывает оттенить и его веселость и любовь к жизни. Так с первых работ складывается облик Кибрика-иллюстратора, художника сильных народных характеров, раскрывающихся в решительные моменты истории. И когда в 1944 — 1945 гг. он обратился к повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, (литография, во втором варианте — акварель с белилами), его иллюстрации вновь прозвучали как прославление мужества и душевной стойкости, как гимн людям большого сердца и глубокой любви к родине. Отсвет недавних событий Великой Отечественной войны ощущается в этой серии. Здесь как бы исчезла историческая отдаленность гоголевских героев и подвиг Тараса, гибнущего на костре и обрекающего на смерть сына — изменника родины, предстал в своем вечном величии. Циклу свойственна масштабность образов, обрисованных сильно и крупно, кистью мужественной и трагической. Немногие главные сцены выделены на полосу, большая роль отведена полуполосным иллюстрациям, в полную меру использована выразительность сюжетных заставок и концовок.

62. Фронтовой рисунок: К.Финогенов, В.Цигаль, А.Бабицын, Л.Сойфертис, В.Богаткин, В.Власов.

Фронтовые рисунки — уникальные в своей искренности и достоверности произведения искусства. Они обладают магической способностью возвращать нас в прошлое — к трудным для страны военным годам, героическому сопротивлению и небывалым победам. Постепенно уходят люди, творившие нашу историю и художественную память о ней. Но в музейных залах и под стеклами экспозиционных витрин и в папках для хранения графики они остались навсегда, в любую минуту готовые шагнуть из прошлого в будущее.

Запечатленные на фронтовых рисунках события — объективный, очень живой и непосредственный источник для воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны. Эти рисунки, полные искреннего чувства, человеческого тепла, наблюдательности, можно сравнить с рассказом о людях, которые воевали и победили. Небольшие скромные

карандашные портреты отличившихся бойцов, нарисованные в тесных блиндажах и окопах, печатались во фронтовых газетах, потом отсылались домой, где бережно хранились в альбомах как самые дорогие семейные реликвии.

В массе натурных зарисовок, хранящихся в музеях, при всем различии их содержания, документальной и художественной ценности можно выделить главные сюжетно-тематические линии, которые возникли и определились в ходе реальных событий и под их влиянием. Это боевые эпизоды, поведение человека на войне, самые многообразные проявления военного быта: жизнь людей на фронте, в партизанских отрядах, тылу, осажденных городах, освобожденных деревнях. Что же касается пейзажа, способного выразить самые тонкие переживания, то в нем, пожалуй, с особой пронзительностью выразился драматизм войны, ее жестокость. Природа, служившая фоном и ареной военных действий, изменила свой мирный облик. Вторжение врага на нашу землю, беспощадная борьба с ним, его изгнание — вся долгая эпопея войны оставила на ней уродливые отметины. Художники много рисовали на пленэре — в Москве и Ленинграде, в Севастополе, Новороссийске, Одессе, Керчи, Сталинграде, Мурманске, Курске, Киеве, в освобожденных городах Европы.

Их работы фиксировали последствия ожесточенной борьбы за каждую улицу, каждый дом. Но среди страшных руин и пустынных развалин художники подмечали все, что указывало или хотя бы намекало на жизнь, ее возрождение. Контраст войны и мирной жизни стал одним из излюбленных мотивов жанра военного пейзажа.

Фронтовые художники внимательно изучали поведение каждого отдельного человека, их рисунки сохранили для истории портреты не только всем известных героев, но и образы сотен обычных людей, волею обстоятельств оказавшихся на фронте. Они показали их душевную красоту, передали те качества русского характера, которые особенно ярко проявились во время войны: беззаветную храбрость, воинское умение, священную ненависть к врагу, любовь к Родине. В напряженные дни боев под Москвой в столице было сформировано множество диверсионно-разведывательных групп. Далеко не всем их участникам довелось вернуться. Многие были схвачены фашистами и казнены. Этой теме посвящено немало графических работ.

К. И. Финогенов родился в 1902 году в Царицыне (ныне Волгоград). В 1924 году окончил местную художественную школу, затем — Сталинградское художественное училище, в 1932 году — Московский полиграфический институт. С 1927 года участник выставок, с 1932 года — член МОСХ, с 1925 года — член АХР. В годы Великой Отечественной войны как фронтовой художник работал в «Окнах ТАСС», газете «Правда». С 1952 года — профессор. Портретируя партизан в короткие передышки между боями, Финогенов старался работать как можно быстрее. Несколько минут ему напряженно позировал сам Бойко. Художнику удалось точно передать его настороженный взгляд, худое лицо, твердо очерченные сомкнутые губы, движение рук, но линии фигуры говорят о том, что рисунок пришлось заканчивать наспех. И все же этот небольшой портрет — удача Финогенова. В нем раскрыто психологическое состояние человека, которого, как и многих других, стихийно начавшееся партизанское движение постепенно превратило в профессионального военного. Серии рисунков: «Сталинград», «Волжская твердыня», «Сталинградцы в Берлине»,«И. В. Сталин в годы Великой Отечественной войны», «Советская Армия — освободительница Кореи», «В новом Китае», «Дружественная Индия», «Египет».

Ви́ктор Ефи́мович Цига́ль (1916—2005) — советский и российский живописец. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1988). Народный художник РФ (2002). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина (1985). Ветеран Великой Отечественной войны.

А.Бабицын -?

Л.Сойфертис (1911— 1996) — советский художник. Народный художник СССР (1990). Член-корреспондент АХ СССР (1966). Учился у П. И. Львова, М. C. Родионова, А. А. Радакова. В 1934 году вступил в СХ СССР и стал постоянным сотрудником журнала «Крокодил». Автор рисунков в советской периодической печати. В годы Великой Отечественной войны — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы, Севастополя. Окончил войну в Берлине. С 1960-х годов работал иллюстратором, был одним из авторов рисунков в юмористическом журнале «Крокодил». Произведения Л. В. Сойфертиса находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства. Леонид Сойфертис создает две серии рисунков: «Севастополь» и «Крым». Он был в Севастополе начиная с первых дней войны, уехав на фронт в качестве военного художника, и пробыл все годы войны на Черноморском флоте. Его бытовые зарисовки становятся частью военной эпопеи. Любопытен его лист «Не́когда!» (1941) — с матросом и уличными чистильщиками. Лист «Фотография для партдокумента» (1943) изображает матроса и фотографа, тренога которого стоит в воронке от бомбы.

В.Богаткин (1922-1971) —график, книжный иллюстратор. Член Союза художников СССР с 1945 года. До 1936 года учился в студии А. И. Кравченко. После, в художественной школе при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде (1936 — 1940 г.г.) у А. Д. Зайцева, П. П. Казакова, А. Н. Либерова.

В дальнейшем занимался в мастерской М. В. Нестерова. С 1944 г. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, посвятив свое творчество отображению жизни Советской Армии. На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серию литографий на тему «Штурм Берлина». В лучших листах этой серии – «Вперед к рейхстагу», «Штурм рейхстага», «Колонна победы» и др. – художник раскрыл величественность и напряженность исторической битвы за Берлин. Также известна другая его серия автолитографий – «Москва непобедимая» (1948), изображающая историческую битву за Москву 1941 г.

Оформлял и иллюстрировал книги для Детгиза (А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»), Воениздата, издательства «Молодая гвардия» и др.

С 1944 года участник художественных выставок. В 1965 году награжден грамотой Верховного Совета СССР.

Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими.

Его произведения имеются в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945, Центральном музее Вооруженных Сил, Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее в Ленинграде, Астраханской областной картинной галерее, Рязанском областном художественном музее.

В.Власов (1905-1979)- — живописец, иллюстратор. Родился в Петербурге. Учился в Академии Художеств у К. Петрова-Водкина и А. Савинова. Долгое время работал в издательствах, журналах, регулярно делал работы для Детгиза. С 1934 г. член Союза художников России. В 1938 г. был главным художником фильма «Выборгская сторона». В 1941-1944г.г. изготовлял плакаты, листовки и материалы для Политуправления Фронта в Ленинграде. С 1945 г. снова работает в издательствах Ленинграда и Москвы, создает серии литографий «Балет», «Спорт», «Партизаны». Многие работы Василия Адриановича Власова находятся в музеях и частных собраниях.

Жизнь Василия Адриановича Власова теснейшим образом переплелась с художественной жизнью своего времени. Получив в юные годы напутствие от самого Ильи Репина, он позднее в Детгизе, сближается с С. Маршаком и В. Лебедевым, которого всегда считал своим главным учителем; интерес к кинематографу сводит его с С. Эйзенштейном, Г. Козинцевым, Л. Траубергом. Власову было интересно многое; спорт, балет, обнаженная модель и интерьер. Он любил людей, и жизнь щедро одарила его друзьями — коллегами, сформировавшими ленинградскую школу графики, такими как А. Пахомов, В. Курдов, Ю. Васнецов.

В первый год войны в Ленинграде работал над плакатами, агитлистовками. В 1942-1944 находился при издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, работал в партизанских газетах, создал цикл портретов партизан, серию рисунков "Партизанский аэродром", зарисовки. В послевоенные годы исполнил несколько циклов литографий по работам военных лет.

Напряженная линия рисунка, порой в сочетании с тональным решением организуют плоскость листа, не оставляя места недосказанности; вместе с тем почерк художника достаточно условен и чужд натуралистичности. К ритмическому построению листов Василия Власова можно применить музыкальное понятие «абсолютной мелодии». Крайне скупыми средствами, в том числе цветовыми, он умел создать нарядное полотно, будь то книжная иллюстрация или композиция на какую-то свою тему. Человек высочайшей культуры, острый рисовальщик, изобретательный иллюстратор, Василий Адрианович Власов много размышлял об искусстве и оставил интересные воспоминания, хранящиеся в Русском музее.

 

 

63. «Боевой карандаш»: В.Курдов, Н.Тырса, В.Гальба, Н.Муратов, И.Астапов.

Первые плакаты появились зимой 1939—1940 годов, в период Советско-финляндской войны. Затем их выпуск был прекращён и возобновился в июне 1941 года. В 1941—1945 годах плакаты «Боевого карандаша» стали важным военно-патриотическим агитационным материалом и приобрели огромную популярность.

В работе объединения участвовали графики И. С. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, М. А. Гордон, И. Ец, Ж.В.Ефимовский, Н. Кочергин, В. И. Курдов, Н. Е. Муратов, Ю. Петров, И. Холодов, мастера эстампа Г. С. Верейский, Н. А. Тырса, живописцы А. Казанцев, А. Кокош, В. Николаев, В. А. Серов, Б.С Иванов, М. Б. Мазрухо, Ю. В. Трунёв, Ф. Ф. Нелюбин, Л. Каминский, В. И. Кюннап, Г. В. Ковенчук, В. М. Меньшиков, Д. Г. Обозненко, В. А. Травин и др., скульптор С. Пелипейко, поэты А. Прокофьев, В. М. Саянов, С. Спасский, Б. Тимофеев, Н. С. Тихонов. Редакторами изданий объединения в разные годы были И.С. Астапов, А. М. Муратов и др.

Тематика плакатов БК не ограничивались только темами ленинградского фронта и «блокированного» Ленинграда. Много плакатов отражали положение и на других фронтах страны. Победам Советской Армии, штурмам Берлина были посвящены специальные листы.

В 1956 году художники и поэты переключились на мирные темы восстановления Ленинграда, развития народного хозяйства и культуры, на борьбу с тем, что нам мешает жить и трудиться (поэтому они привлекали молодых художников и поэтов)

1939г. – война с белофиннами. Плакат: «Новогодняя ёлка у белофинского волка» (это первый номер БК подготовленный, как поздравление для бойцов-фронтовиков в Ленинградском отделении Союза Художников)

Художественные принципы и техника: Для «Боевого карандаша» были характерны сочетание плакатного и лубочного стилей, лаконичность и острота текста (обычно стихотворного), игровой характер. Наиболее популярными становились плакаты с острым сатирическим сюжетом, высмеивавшие фашистов.

Печатали плакаты литографским способом, при перебоях в электроснабжении — на том же станке вручную. Лучшие из плакатов увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда.

В.Курдов- российский художник, плакатист, иллюстратор детской книги, мемуарист. В 1939-1940 гг. - один из организаторов и создателей плакатов "Боевой карандаш".

Н.Тырса- русский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики. Сын офицера Кубанского казачьего войска. Учился в Академии художеств (1905—1909, с перерывами); в школе Е. Н. Званцевой (1907— 1910) у Л. С. Бакста; в офортной мастерской В. В. Матэ. Преподавал в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица (до 1922 г.), в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (1918—1922), во ВХУТЕИНе — Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1923—1936), в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1924—1942). Член художественных обществ: «Союз молодежи», «Левое объединение», «4 искусства». В 1939— 1942 гг. участвовал в выпуске плакатов «Боевой карандаш» в Ленинграде.

В 1940-41 гг. занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.

В.Гальба- советский карикатурист и график, заслуженный художник РСФСР, анималист, иллюстратор литературных произведений, мастер политической карикатуры, в российских текстах получивший статус «личного врага Адольфа Гитлера». Владимир Гальба учился у Н. И. Кравченко и А. А. Радакова, занимаясь у них в студиях в 1920-е годы (1924—1928). Начиная с 1926 года художник начинает участвовать в выставках и рисовать карикатуры для газет «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», журналов «Нева», «Огонек». Антифашистские карикатуры начинает рисовать с начала 1930-х годов. С 1939 года состоит художником объединения «Боевой карандаш». Во время Великой Отечественной войны, в годы Ленинградской блокады почти каждый день в «Ленинградской правде» печатались его карикатуры. Также, много плакатов художник выполнил для объединения «Боевой карандаш».

Ленинградцы знали, что Гитлер включил художника в чёрный список личных врагов — «все они будут повешены на Дворцовой площади в тот час, когда войска вермахта вступят в покоренный Ленинград»[1].

В 1945—1946 годах Гальба В. А. присутствовал на Нюрнбергском процессе как художник-корреспондент. Гальбу В. А. направляли в творческие командировки во Францию, Англию, Голландию.

После Великой Отечественной войны Гальба работал в различных ленинградских газетах и журналах, занимался иллюстрированием книг, рисовал плакаты. В 1959 году в Ленинграде успешно прошла его персональная выставка. Представлено во многих музеях, в том числе в Государственном Русском музее.

Станковые карикатуры:

«В канцелярии главного бухгалтера» (1932), «Фюрер в 1939 году» (1939), «В пропасть» (1941), «Нацистские фрукты (Натюр-морды)» (1944), «Помогите встать на ноги» (1947), «Волк-стрит» (1949), «Трумэн призывает ангела мира» (1950), «Би-би-сивый мерин» (1953), «Птицеферма Уолл-стрита» (1958);

Н.Муратов - (род.1957) - российский художник, искусствовед. Окончил ЛХУ им. В.А. Серова (1978) и Институт имени Репина при Российская академия художеств (1986, с отличием). В 1986—1990 годах — редактор издательства "Художник РСФСР (издательство)" и одновременно член художественного совета и редактор творческого объединения художников и поэтов-сатириков "Боевой карандаш". В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сергей Константинович Зарянко (1818—1870) — художник, педагог и теоретик искусства» (научный руководитель - Леняшин, Владимир Алексеевич).

И.Астапов - Художник - график. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1929 г. окончил художественную студию профессора Д.Н.Кардовского в Москве. C 1931 г. жил и работал в г. Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны стал одним из организаторов и авторов "Боевого карандаша". В послевоенные годы иллюстрировал произведения русской классической и советской литературы.

64. Графика периода Великой Отечественной войны. Графические серии Г.Верейского, Д.Шмаринова, В.Курдова, А.Пахомова.

Великая Отечественная войнаочевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на следующий день после нападения фашистов. Художники работали во многих направлениях — выпускали политические плакаты для фронта и тыла (задача — вдохновлять людей на подвиг), на фронте сотрудничали во фронтовых газетах, различных редакциях (тут важна роль студии военных художников имени М. Грекова). Кроме того, они создавали произведения для выставок, «выполняя обычную для советского искусства роль общественного пропагандиста»[24]. В этот период было проведено две большие всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок. Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию: см. например созданный ими и регулярно выпускавшийся журнал «Блокадный карандаш».

Плакат

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ. Над ним трудились и старые мастера, сложившиеся в годы Гражданской войны (Д. Моор,В. Дени,М. Черемных), и мастера следующего поколения (И. Тоидзе, «Родина-мать зовет!»;А. Кокорекин, «За Родину!» (1942);В. Иванов, «Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943);В. Корецкий, «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).Окна ТАСС, в которых сотрудничали Кукрыниксы и многие другие, были важным явлением.

Станковая графика.

Графики-станковисты тоже создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. Обострилось восприятие окружающего, поэтому создавалось большое количество взволнованных, трогательных, лирических и драматических образов.

Многие художники-графики участвовали в военных действиях. Юрий Петров, автор «Испанского дневника», погиб на финском фронте. Во время ленинградской блокады погибли Иван Билибин, Павел Шиллинговский, Николай Тырса. Были убиты художники, ушедшие добровольцами на фронт — Никита Фаворский, А. Кравцов,Михаил Гуревич.

Для станковой графики того периода стало особенностью серийность, когда цикл произведений выражал единую идею и тему. Большие серии начали возникать в 1941 году. Многие из них заканчивались после войны, соединяя настоящее и прошлое.

Леонид Сойфертис создает две серии рисунков: «Севастополь» и «Крым». Он был в Севастополе начиная с первых дней войны, уехав на фронт в качестве военного художника, и пробыл все годы войны на Черноморском флоте. Его бытовые зарисовки становятся частью военной эпопеи. Любопытен его лист «Не́когда!» (1941) — с матросом и уличными чистильщиками. Лист «Фотография для партдокумента» (1943) изображает матроса и фотографа, тренога которого стоит в воронке от бомбы.

Г.Верейский- русский художник и график, представитель «тихого искусства», член объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства», Народный художник РСФСР (1962). Действительный член АХ СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Работы мастера находятся в Русском музее, С.-Петербург; Третьяковской галерее, Москва; Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. Работал в различных техниках. Был виртуозом литографии и офорта, предпочитая черно-белые, но богатые оттенками тональные гаммы. Создал литографические альбомы Деревня (1924), Портреты русских художников (1922 и 1927), Русские писатели (выпуски 1–2, 1928–1929), портреты лётчиков для альбома Военно-Воздушный флот СССР (1932–1936), серию портретов деятелей культуры (1944–1961; часть была удостоена Сталинской премии 1946). Не раз выполнял, как явствует и из этого списка, и вполне официальные заказы, однако практически стал – нередко и в самих этих заказах – мастером «тихого искусства», который неизменно подчеркивал в образах не какие-то идеологические сверхзадачи, а момент внутреннего духовного созерцания. Поэтому лучшие его портреты (к примеру, А. Н. Бенуа, 1924; С. С. Прокофьева, 1927; И. А. Орбели, 1940; К. А. Федина, 1940; Е. Е. Лансере, 1944; С. Т. Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии. Плодотворно работал и в сфере лирического пейзажа (виды Харьковщины и Ленинграда с окрестностями). Основным жанром в творчестве мастера был портрет. Портреты, выполненные им, отличаются точностью пластической и психологической характеристики модели, виртуозной выверенностью рисунка. В совершенстве владея техникой литографии, Верейский создал целую галерею образов своих современников. Среди них Портрет П. Д. Эттингера (1944), коллекционера и знатока графики (выставка "Коллекция Эттингера" состоится в Музее в этом году), Портрет И. А. Орбели (1946), ученого, историка искусств, директора Государственного Эрмитажа.

Книга А.Твардовского "Василий Теркин" с иллюстрациями О.Г.Верейского вышла в 1946 году. Впоследствии художник много раз возвращался к этой теме. Привнося что-то новое, он не менял образ героя - так "изобразительная жизнь" Теркина обрастала новыми подробностями и деталями. Образность и графическую стилистику "Василия Теркина" определило само время. Качество, которое особо выделяет графику Великой Отечественной войны, это хроникальность. Это правда карандашного рисунка с натуры, особая достоверность увиденного, доступная лишь непосредственному участнику. К поэзии А.Твардовского художник обращается затем постоянно. Фронтовые наблюдения помогли "прочитать" "Военную хронику" и "Дом у дороги", а многочисленные поездки по стране - "Страну Муравию" и "За далью - даль".

Дементий Шмаринов создал серию рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) углем и чёрной акварелью — с характерными трагическими ситуациями первого года войны. Из них наиболее известны «Мать» над телом убитого сына и «Возвращение» крестьянки на пепелище, а также «Казнь партизанки». Тут впервые появляется тема, которая потом станет для искусства военных лет традиционной — советский народ и его сопротивление агрессии, гланый эмоциональный смысл серии — страдания народа, его гнев и героическая сила, «предрекающие» поражение фашистов.

В.Курдов - Н.Г. Чернышевского и соратником В. Ульянова по студенческим стачкам в Казанском университете. Учась во ВХУТЕИНе у А.Е. Карёва, К.С. Петрова-Водкина, М.В. Матюшина, А.И. Савинового, параллельно занимался в ГИНХУКе у Малевича. По признанию самого Курдова, знакомство с кубизмом излечило его «от ученического безответственного поверхностного срисовывания», помогло отказаться от «академической перспективы и падающих теней».

С 1927 под влиянием В.В. Лебедева и В.В. Бианки началось сотрудничество Курдова с Детгизом, где он создал иллюстрации к книгам о животных В.В. Бианки и Р. Киплинга, к ряду произведений других писателей.

В годы войны Курдов оставался в блокадном Ленинграде, был одним из организаторов и руководителей Ленинградской мастерской сатирического плаката «Боевой карандаш». В годы войны Курдов оставался в блокадном Ленинграде, совершил две поездки - на Волховский фронт и в партизанский отряд, давшие ему материал для серии литографий "По дорогам войны" (1942-44).

После войны ему не удалось достигнуть прежнего высокого уровня ни в многочисленных станковых сериях (литография, акварель), ни в иллюстрациях, чему виною было господство в искусстве жестких догматических норм. Все же в последние годы жизни он сумел добиться успеха в новом варианте иллюстраций к финскому эпосу "Калевала" и "Сказкам" Р. Киплинга.

Алексей Пахомов создал своего рода графическую сюиту «Ленинград в дни блокады», созданная им во время пребывания в городе. Начата в 1941 году, первые шесть листов показаны на выставке военных работ ленинградских художников в 1942, затем работал на ней после войны. В итоге серия составила три десятка крупных литографий, а сюжеты, помимо жизни горожан в дни блокады, включали этап освобождение, восстановление города, радости жи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.05 с.)