Художники детской книги: Е.Чарушин, А.Пахомов, Ю.Васнецов, В.Курдов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художники детской книги: Е.Чарушин, А.Пахомов, Ю.Васнецов, В.Курдов.



 

Удивительно, но у детской иллюстрации в России есть точный год рождения - 1925 год. Именно в этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве. До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Мы с детства любим книжки с яркими и цветными иллюстрациями, но мало кто знает имена художников, которые создавали это волшебство и иллюстрировали популярные сказки и истории.

Евгений Чарушин родился в 1901 году в старинном русском городе Вятка, на Урале. Отец его был архитектором. Семья жила в большом доме и с малых лет мальчика окружало большое количество животных. Любимой книгой его детства была «Жизнь животных» А. Брэма и он увлеченно рисовал своих четвероногих друзей.

Евгений Чарушин был дружен с другим русским художником, иллюстрировавшим детские книги и также родившимся в Вятке – Юрием Васнецовым (про него мы писали в предыдущей нашей статье).

Через всю жизнь Евгений Чарушин пронес любовь к животному миру и свое творчество посвятил этой теме. Он создал множество великолепных иллюстрации к лучшим детским книгам о животных – произведениям Виталия Бианки, Михаила Пришвина, стихам Маршака и своим собственным рассказам. Рисунки Чарушина, как и его рассказы, очень нежные и добрые. Обычно это первые книги о животных, с которыми знакомятся малыши. И как нам повезло, что у нас есть такой потрясающий автор! Последней книгой Чарушина, к которой он создал иллюстрации, стал сборник стихов Маршака «Детки в клетки». Умер Евгений Чарушин в 1965 году. Посмертно Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Алексей Федорович Пахомов приобрел известность как художник, изображающий детвору. Широко популярны его иллюстрации к стихотворениям С. Маршака, В. Маяковского, С. Михалкова, а также к произведениям И. Тургенева "Бежин луг", Н. Некрасова "Мороз, Красный нос", к сборнику рассказов Л. Н. Толстого "Филиппок. Страницы из азбуки" и др. Много лет А. Ф. Пахомов сотрудничал с детскими журналами "Чиж", "Еж" и "Костер". Мастерство художника и любовь к детям сделали его работы глубоко содержательными и волнующими. Знание детского быта, наблюдательность, четкий рисунок помогли ему создать запоминающиеся образы ребят.

А. Ф. Пахомов редко применял цвет. Эта тенденция проявилась к рисунках к "Бежину лугу". Почти во всех листах простой графитный карандаш сочетается с сангиной. В ночных пейзажах используется общая легкая цветовая подкладка, в остальных применена штриховка.

А. Ф. Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детей. Конкретность и эмоциональность образов прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия и стали одной из специфических черт книжной графики для детей. Художника привлекает психологическая, а не бытовая достоверность образа. Изображенные Пахомовым дети любознательны, с доверием относятся к миру. Им все интересно. Иллюстрации отличались разнообразием композиционных решений.

В дальнейшем А. Ф. Пахомов создал различные варианты иллюстраций к "Что такое хорошо и что такое плохо?" В. Маяковского. Значительным явлением в иллюстрировании были рисунки Пахомова к этому произведению, вышедшие в издании 1964 года. Художник стремился к большей цельности, используя сангину и один-два цветных карандаша, обогащая цветным штрихом свою излюбленную манеру рисунка.

А. Ф. Пахомов создал в иллюстрациях реальные и очень привлекательные образы детей, которые запоминаются надолго и очаровывают читателя.

Юрий Васнецов (1900-1973)-еще один классик советской книжной графики из собственной детской памяти. Юрий Васнецов иллюстрировал произведения русского фольклора, русские народные сказки, стишки, потешки. “Не могу и представить себе лучших иллюстраций к “Краденому солнцу”, чем те, которые сделали Вы…” – писал Чуковский Васнецову. Юрий Васнецов родился в самом начале ХХ века и учился в Академии Художеств у Карева и Петрова-Водкина. Родина художника – старинный русский городок Вятка, что стоит на одноименной реке. Наверное, именно там он впитал в себя этот сказочный дух русского фольклора.

В.Курдов - осенью 1926 г. курс, на котором учился В. И. Курдов было решено выпустить досрочно, без написания дипломной работы. художник вспоминал: " я кончал Академию художеств как живописец и намеревался стать в будущем живописцем".

В 1926 г. для продолжения занятий живописью художник поступил, вместе со своим соучеником Ю. Васнецовым, на обучение в ГИНХУК к К. С. Малевичу.

В течение года работал в ГИНХУКе практикантом в Отделе живописной культуры. Малевич называл основными "прибавочными элементами" искусства Курдова живописную технику и цвет. Изучал свойства различных живописных фактур; последовательно проработал пять стадий кубизма.

Курдов выразил своё особое отношение к кубизму, сменив в своих работах присущую кубизму тёмную гамму на светлую, "русскую", и смягчив его форму. Художник определял свою задачу как создание "русского кубизма". Это сказалось даже в выборе предметов для натюрмортов - Курдов намеренно включал в композиции своих натюрмортов характерные русские вещи - самовар, балалайку и валенок.

В течение года обучения Курдов написал более десяти больших живописных работ, показывающих его талант живописца, в т. ч. живописные работы: "Балалайка" 1926, "Висячая лампа, "Китайский фонарик", "Валенок", "Кубизм", "Медный самовар" 1926-1927 и др. Супрематических работ Курдов не делал. В дальнейшем художник написал о себе: "..я не могу считать себя учеником Малевича, - я не разделил с ним все сложности жизни".

Осенью 1927 г. художник бы призван в армию, и кубистический период его творчества был навсегда закончен. В дальнейшем талант Курдова как живописца остался нереализованным.

Детская книга

С 1927 Курдов начал работать как художник детской книги, в редакции Детгиза, у В. В. Лебедева, который возглавлял (до 1933) художественную редакцию детского отдела Госиздата.

Наряду с другими художниками, - Ю. Васнецовым, А. Пахомовым, Е. Чарушиным,- В. Курдов считается одним из художников "лебедевской школы" в детской книжной графике. Исключительное влияние Лебедева, как художника и редактора, на свою работу в книге сам художник отмечал неоднократно: "Лебедев из каждого художника с которым он сталкивался, как редактор, хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит.. он был человеком холодной оценки, поэтому... его слово приобретало качественное свойство." Среди работ Курдова 1930-х годов – иллюстрации к книгам Виталия Бианки, Aлександра Введенского (Конница Буденного, 1931; точнее, стихи поэта были написаны к рисункам художника), Киплинга, В.Скотта (Айвенго, 1936) и др.

Член Союза художников с 1932 г. Участник выставок с 1932 г.

С 1939 г. работал в экспериментальной литографской мастерской в ЛОСХ.

В 1939-1940 гг. - один из организаторов и создателей плакатов "Боевой карандаш".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.)