Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Лебедев и детская книжная иллюстрация в петрограде-ленинграде в 1920-е гг.
- суть самих традиций советской иллюстрации детской книги заключена в новаторстве. Специфика жанра властно заявила о себе в книгах Маршака и Лебедева. Оба выступали здесь не просто как хорошо понимающие друг друга представители смежных искусств. Поэзия помогала рисунку и живописи, а живопись и рисунок – поэзии создать некое новое художественное- концентрированное выражение реальных явлений жизни. - В первых лебедевских опытах было много общего с революционным плакатом, в котором он работал. - Новая школа, сначала лебедевская, потом ленинградская – это друзья и соратники Лебедева – Н.Ф.Лапшин и Н.А.Тырса, В.М.Ермолева, Е.В.Сафронова, молодые – А.Ф.Пахомов, А.Н.Самохвалов, Т.В.Шишмарев, Е.К.Эвенбах, а затем Ю.А.Васнецов, Е.И.Чарушин, В.И.Курдов, Э.А.Будогоский, В.А.Власов - Основополагающим началом системы, о которой идет речь, было утверждение, что иллюстрация для детей наравне с другими видами и жанрами искусства участвует в формировании художественного стиля времени. Так сформулировал это положение Тырса. - Искусство сознательно и отрыто поставило себя на службу социального воспитания растущих граждан. - Серьезность и ответственность общественных целей требовали от иллюстрации особых качеств. И главным из них была художественность: реальная окружающая жизнь должна была выступать здесь не в том упрощенном, пресном, приглаженном виде, какой подносила ребенку дореволюционная книга, а как говорил Тырса «сконцентрированной в художественном выражении» - Книга для детей включалась в длительный органический процесс активного формирования сознания будущего человека, его мировосприятия и мировоззрения, его эстетических способностей, а в конечном счете, и общего художественного стиля. - Средства искусства для детей основывались на психологии детского возраста, на наблюдениях за детскими способами познания, изучением творческих возможностей ребенка. - Познавательность рисунка в детской книге рассматривалась как естественная необходимость, без которой невозможно добиться внимания маленького зрителя. - Однако способ рассказа о действительности требовался особый, здесь нужна была яркая и захватывающая худ. интерпретация реальных предметов и явлений жизни применительно к восприятию маленького человека.
- Лебедев не был тогда иллюстратором в традицион. понимании этого слова- он создавал зрительный образ, который в процессе чтения и рассматривания ребенком готовой книги сливался с литературным рассказом в неразделимое целое - Маршак: «картина не должна дублировать авторскую мысль в тексте, она должна давать ребенку дополнительные переживания» - Иллюстрация становилось самост. сферой специфических поисков образно-пластического выражения жизни. - Лебевские рисунки к «Цирку» Маршака, пахомовские мальчишки из его книжки «Лето», из маршаковского «Мастера-ломастера» Анималистическая книжка-картинка Чарушина - В.В.Лебедев писал: «Работая над детской книгой, художник ни в коем случае не должен отказываться от своего собственного, присущего ему худ. зрения. - В основе лежало ясное представление о конкретности детского мышления, которое диктовало иллюстратору ясность, простоту и выразительность рисунка, особое отношение к предмету. Вот почему, в своих ранних иллюстрациях Лебедев изображал фигуры и предметы в профиль, на белом фоне страницы, сознательно избегая глубокого пространства и окружения. - Они открыли в детской игре глубокий и многогранный творческий процесс. Пахомов вспоминал, что рисунки для детской книжки-игры «Наш отряд» были сделаны им после наблюдений над играми детей в летчиков, строителей, кавалеристов на празднике в одном из ленинградских детских садов. - Важнейшая цель иллюстрации – развитие и расширение изобразительных и выразительных возможностей детей. - С1923 года, параллельно с работой над дипломом, Эвенбах начинает сотрудничать с группой художников, иллюстрирующих детские книги. Сам В. В. Лебедев (!) — мастер детской иллюстрации пригласил ее работать в редакции Госиздата. Всего лучшего как художник Эвенбах достигла именно в графике. Как показало время, Эвенбах не ошиблась в выборе педагога. Как художник Петров-Водкин дал ей культуру строгой формы, научил ясности художественного мышления, что в графике особенно важно. Как человек, личность он был созвучен мировосприятию самой Эвенбах — видеть в реальном идеальное. В создании иллюстраций к детским книжкам немалую роль сыграли впечатления, полученные Эвенбах от вывески в Новгороде и от ряда подобных, виденных там же и уже в Петрограде — Ленинграде.
- В это время книги делались активным средством приобщения детей к жизни советского народа и его борьбе за индустриализацию и за нового человека. Таким изданиям отводилась важная роль в воспитании юных строителей социализма. А начиналось это с весьма скромных по формату изданий для самых маленьких читателей. В это время становится чрезвычайно популярным жанр «познавательных книг», которые знакомили ребенка с трудом, давали образное представление о разных профессиях. - В середине 1920-х годов в Ленинграде было организовано специальное отделение Государственного издательства (Госиздат), выпускавшее книги для детей и получившее впоследствии название «Детгиз». - Но Детгиз имел предысторию. В 1923 году «Петроградская правда» стала издавать детский журнал «Воробей», который через год был переименован в «Новый Робинзон». Вокруг этих журналов сложился авторский коллектив художников и писателей, которые позже станут сотрудничать в журналах «Чиж» и «Еж». Это были С. Маршак, В. Бианки, Е. Шварц, Н. Олейников; художники В. Ермолаева, Л. Юдин, В. Лебедев, П. Соколов, Н. Тырса, А. Пахомов, Н. Лапшин. «Все тогдашние собранные Лебедевым художники были талантливы в разной степени, каждый по-своему, но, конечно, было у них и общее, обусловленное временем. Все они пытались разрешить рисунок на плоскости... Он (Лебедев) понимал почерк каждого». «И требовал знания, знания, помимо разрешения на плоскости, знания, прежде всего знания натуры. «Мирискуснический» — было ругательством. Бакст вызывал гримасу отвращения. Сомов — снисходительную усмешку. Как это часто бывает, расцвет школы лебедевской группы сопровождался нетерпимостью — признаком горячей веры"17. В школу Лебедева входили: М. Цехановский, Л. Юдин, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, В. Тамби, В. Курдов. С 1923 года к ним присоединилась и Эвенбах. "Лебедев требовал, чтобы художник делал обложку и рисунки непременно собственноручно на камне. Это был золотой век книжки-картинки для дошкольников. Фамилия художников не пряталась, как теперь, где-то среди выходных данных, а красовалась на обложке, иной раз наравне с фамилией автора книги...«18. Творчество М.Шагала. - фантасмагорическое мышление - сплетение гротеска и экспрессии - поэтичный мир еврейских местечек и городов Белоруссии с их бытом - обращается к плотному локальному цвету, демонстративно подчеркивающему отчетливость происходящего будто наяву - пейзажи и натюрморты (Витебск, 1914; Голубой дом, 1920,) полны нежных красок, тонких лирических переживаний, выраженных тонкими полутонами - создает полную ирреальность, свой образ искусства - Шагала нельзя понять без сюжета, настроения и без весьма своеобразного представления о мироустройстве. Как колорист художник цельнее проявляется в остро ощущаемом предметном мире. (Автопортрет в белом воротнике, 1914; Окно в деревне, 1915;) - В остросюжетных, «абсурдистских» работах его цветовое решение трудно приблизить к колористическому пониманию. Им присуща грубая выразительность, неожиданная цветовая раскраска, акцентирующая внимание на смысловых завязках сюжета (Я и деревня; 1911) Эпатажный смысл привычных представлений требовал другого изобразительного языка. Ностальгия по родным местам рождала чувствительные картины воспоминаний, окрашенных грустным чувством прошедшего времени.
- У Шагала происходит перевинчивание правдоподобия. Из несовпадения с реальностью его мышление приходит к гиперболе. Реальность присутствует в картинах как внешность художника, как повод рассказать о чем-то, воспользовавшись знакомым изобразительным языком - Абсурдизацию изображаемой темы можно воспринять только целостно, как общую мысль, настроение, представление - Претензия, возможно, неосознанная отразить мир, но делается это наивными средствами, что бытие излагается как фантазия с неясным, глубинным смыслом (Россия, ослы и другие; Я и деревня, обе – 1911; Солдат пьет, 1912-13) - Можно предположить, что в работах Шагала довлеет игровой момент, характерный для начала XX века, но по сложности конструкции произведения, не поддающегося пониманию в терминах «игры мысли», убеждаешься, что фантасмагорическое нагромождение разноплановых идей и изображений есть нечто более сложное и тяжелое - Каменский отметил у Шагала «восприятие этого мира как антропоморфного, живого, дышащего существа. - 42. К.Петров-Водкин и его идея «сферической перспективы». - 1910 год оказался знаменательным для Петрова-Водкина - он был приглашен руководить известной петербургской художественной школой Е.Н.Званцевой, сменив уезжавшего за границу Л.С.Бакста. - В важнейшие для его искусства годы, непосредственно следующие за "Купанием красного коня", Петров-Водкин создает самобытную теорию живописи, которой неуклонно придерживается в дальнейшем. - На основе своих наблюдений и размышлений Петров-Водкин разработал "науку видеть", как он сам ее называл, - живописную систему, включающую совершенно оригинальный метод преображения пространства при передаче его на плоскости и своеобразную цветовую палитру. Суть идей Петрова-Водкина, в самых общих чертах, сводится к тому, что, обращаясь к любому жанру - композиционной картине, портрету, пейзажу, натюрморту или интерьеру, художник должен выразить сопричастность изображаемого огромному миру Вселенной. Таким образом, в самой системе построения пространства Петрова-Водкина заложена глубоко философская мысль о конечной связи и взаимозависимости видимого и чувственно воспринимаемого нами микромира с теоретически познаваемыми законами космического макромира.
- Конкретным способом приобщения изображенного в картине к широкому внешнему миру стало новое пространственное построение, достигаемое с помощью изобретенной Петровым-Водкиным так называемой "сферической" или "наклонной" перспективы. В системе этой перспективы линия горизонта бралась обычно очень высокой и спадающей к боковым краям картины, что создавало впечатление взгляда с большой высоты на круглящуюся земную поверхность. При этом горизонтально лежащие плоскости (земли - в пейзаже, пола - в интерьере, стола - в натюрморте) вздыбливаются, зримо развертываются от переднего плана и четко ограничиваются в глубине, вертикали же стен домов или фигур стоящих людей превращаются в веерообразно расходящиеся наклонные. Такие наклонные "вертикалей" как бы втягивают зрителя в условное пространство картины и вместе с тем сообщают этому пространству сильное и, так сказать, ненаправленное движение.
43. Творчество Р.Фалька (Роберт Рафаилович(1886-1958)) - представитель Бубнового валета - не свойственен ни декоративный размах полотен Лентулова, ни брутальная красочность и вещественность живописи Машкова - лирик по складу творческого темперамента - фальк избегает намеренного огрубление формы, стремится к тонкой проработке живописной поверхности, добивается изысканных красочных гармоний - значительное место занимает портрет (Портрет Е.С.Потехиной 1917) - долгое время пытался соединить примитивизм с разными формами современного ему французского искусства - попытка растворить предметный мир в свете («Солнце, Крым, Козы» 1916). С этой целью свет опредмечивается, становиться материальным, осязаемым, посему может вступать в борьбу с вещным миром на равных. Между тем эта формальная задача не угнетает смысл пейзажного образа, напротив, обостряет восприятие жаркой, опаленной жгучим солнцем крымской земли. - дореволюционное творчество Фалька, кажется, не эволюционировало, не развивалось дальше от достигнутого, а проходило рывками: от примитивизма к жесткому выразительному натурализму («Натюрморт с фикусом» 1913) от ослабленного варианта кубизма («Красная мебель» 1920) к фактурно-осязаемому, психологически насыщенному образу (Автопортрет, 1924) - попытки кубистического строение формы продержались у Фалька недолго, приблизительно до 1923 года. («Красная мебель» - почти символ времени – отблески пламени революции, так ее интерпретировала критика. Фальк обращается к интерьерному жанру не ради фиксации красивой комнаты с не менее красивой мебелью, а для выражение своего внутреннего тревожного состояния. Возможно, оно навеяно эпохой, возможно, чем-то другим. Но картина представляет собой автономный эмоциональный мир, отразивший авторской переживание разыгранного по средством тонких переливов красного цвета, в который окрашены предметы мебели - Творчество Фалька 1920-1950 годов является прекрасным примером живописного изъяснения его интереса к жизни, ее понимания и эстетического наслаждения - элемент деформации сохранялся у Фалька как атавизм его прежнего побуждения к примитивизации форм и в середине второго десятилетия. Показательна в этом плане «Бухта в Балаклаве» 1927, несколько скованная в движении людей, дефилирующих по набережной наподобие манекенов. Зато сохранено монументальное мышление (отказывается от увековечивания частного вида балаклавской бухты - 10 лет в Париже изменило манеру Фалька. Он будто вернулся к импрессионизму, но придал ему экспрессивный оттенок. Сама живопись становится другой: сложно начиненной цветными рефлексами, придающими фактуре динамичность и подвижность. Через живописную массу сложно и насыщенно нагруженную «лепным» мазком, передается состояние как природы, так и человека.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.017 с.) |