Русский авангард и его мастера: В.Татлин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский авангард и его мастера: В.Татлин.



Черты:

· Двойственность: индивидуальное и архаичный язык

· Мир трансформируем в каждую секунду, все - время, все меняется

· Искусство связано с жизнью. Жизнь и искусство - одно и то же

· В искусстве колоссальное значение принадлежит элементам бессознательности

· Исследование психологии творческого процесса человека и восприятия

· Проблема совестного творчества художника и зрителя

Главные объединения:

§ "Гилея". Входили: Давид и Николай Бурлюки, Каменский Василий Крученых, Хлебников, Маяковский. Радикалы. Основной отказ от прошлого. Называли себя «будетлянами» или «кубофутуристами».

§ "Будущники". Самые радикальные. Входили: Гончарова, Ларионов, Зданевич

Основные темы:

o Язык будущего. Преображение сознания человека за счет творческого усилия.

o Антитехнизм. Творческий процесс основывается на логике живого организма, творческий процесс=природный процесс.

o Мощный архаический пласт. К 1913 появляется лучизм.

12. Стилистические особенности русского футуризма.

В русском футуризме не было единой стилистики.

1) Тенденция неопривитивизма

· Техника тональной живописи (только чистые цвета)

· Композиция заполняет весь холст/фризовая композиция

· Смешение объемного и плоскостного

· Отсутствие воздушной перспективы

· Равнодушие к фактуре предмета

· Свободное обращение к масштабу

· Художник не льстит своим моделям («Семейный портрет» Кончаловский)

· Новые мотивы: появление мифотворческого начала; появляется элемент экспрессивного

2) Кубистическая тенденция

· Кубизм – направление без света и тени, сдержан по цвету за счет рассечения пространства. Невозможно определить грани предмета

· В России не было кубизма, был кубофутуризм

· Кубизм да навык абстрактным формам давать эквивалент действительности

3) Импрессионистическая тенденция

· Живописно-пластическая форма, акценты на красочном материале

4) Футуристическая тенденция (итальянский футуризм)

· Принцип пофазового изображения

· Дробление предметов и фигур. Заполнение пространства раздробленными предметами

5) Экспрессионистическая тенденция

· Экспрессионизм (застывший крик). Во всем футуризме присутствует движение. Движение мазка, которое объединяет и организовывает пространство. Категория фактуры ассоциируктся со стихией.

Стилистика:

v Формотворчество: полная свобода формотворчества и формоновшество

v Тугая фактура

v Начинает работать концепция «заумного языка». Стремление разрешить «аполлоновские формы». Сама форма приводит в движение восприятие, открывается «дионисийская сущность» (дорациональное понятие)

v Преобладание идеи движения => проблема время/пространство/движение. Актуальность мотивов движение. Возрастание роли ритма.

v Линия, фактурность, цвет и ритм выходят на 1й план.

Принципы построения композиции:

v Монтажный прием – коллажный принцип

v Принцип симультанизма (открытый кубизм; видение предмета с разных сторон одновременно. Пишется одновременно и видимое, и невидимое. Разложение предмета в пространстве).

Футуристическое мышление:

 

 

         
 

 


13. А.Крученых и русская футуристическая книга.

«Заумная гнига» - малотиражное литографированое рукописное издание, автором и издателем которого с 1910х был Крученых. Вписывались им не в контекст книжной графики или книжного дизайна, но и не в контекст поэзии, а в авангардный проект искуства «как такового».

Крученых, предчувствуя скорую гибель живописи, с 1912 года начал работать в жанре авангардистской деятельности как таковой, формами которой стали поэзия, теория, жест (публичные выступления) и книга.

«Заумная гнига» Крученых – это место встречи 2х противоположностей – текста и иллюстраций, литературы и искусства и 2х субъектов – автора и художника. Поле эксперимента по выравниванию слишком иерархических бинарных оппозиций. Генезис беспредметного не через отрицание и аскезу, но через аппологию симультанного двойного утверждения., не через «нет», а через двойное «да».

Книга «Мирсконца», 1912 (текст Крученых и Хлебникова, рисунки Ларионова, Гончаровой, Татлина и Николая Роговина). Аритмичная: иллюстрации произвольно чередуются с текстами на двух видах бумаги, «самописьмо» (почерк) - с имитацией трафаретных штампов. Текст сознательно аграмматичен, иногда – в зеркальном отражении.

От книги к книге шло постепенное превращение текста в массу, не разделенную даже на строки и слова. Тем самым разрушалась линейность текста: его становилось возможным читать как изображение – во все стороны и одновременно.

В 1916 году Крученых уехал на Кавказ, где жил до 1921. Там он продолжал делать книги. Структура книги становилась еще более хаотической: Крученых писал отдельные листы и составлял их в произвольном порядке, не делая различия между оригиналом и отпечатком.

«Туншап» (1917) и «Ф/Нагт» (1918) и другие книги этого периода уже не имеют ни текста, ни изображения – только сплетенную из знаков ткань, «нестрочье» (термин Крученых). Такой текст превращался в чистую визуальность, в которой, как признавал сам Крученых, было нечто общее с летящими в белом пространстве беспредметными формами Малевича; с той разницей, что Малевич сводил визуальную форму к букве, Крученых растворял буква в визуальности.

При работе над формой главным элементом художников раннего русского авангарда является линия, что и проявляется более всего в футуристической книге. Большое внимание уделяется ее конструкции, идет поиск точного, и потому чистого рисунка, но не изысканного, как в модерне, а генерирующего, силового, понимаемого как вегетативная сила, которая самостоятельно живет и развивается. Этим и объясняется предпочтение художниками техники литографии, линогравюры, карандашного рисунка, так как метод и техника связаны между собой.

Первые литографированные книжки — «Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду» — вышли в октябре — декабре 1912 года. Своим полукустарным характером, «рукодельной» внешностью, диковинными иллюстрациями они резко отличались от всего, что появлялось тогда на книжном рынке. Они поставили в тупик эстетов из «Мира искусства», не разглядевших в них ничего, кроме издевки над здравым смыслом. «Нельзя же допустить мысль, что вот и через десять лет талантливейший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики» — возмущался А.Н.Бенуа.

Инициатором этих изданий был А.Е.Крученых, в то время начинающий поэт-«будетлянин» (так называли себя русские футуристы). Крученых, обладавший незаурядным организаторским даром, был вдохновителем краткой, но бурной деятельности художников-футуристов на поприще литографированных изданий.

В намерения авторов литографированных сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям круга «Мира искусства». Возникла своего рода «антикнига» в сравнении с роскошными изданиями «Мира искусства».

В издании «Русская футуристическая книга» представлены работы таких художников, как: Е.А.Крученых, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Н.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.И.Матвей, Н.И.Кульбин, О.В.Розанова, В.В.Маяковский, Л.Ф.Шехтель, В.Н.Чекрыгин, К.А.Большаков, П.Н.Филонов.

 

 

14. Беспредметное искусство в традиции русского авангарда.

Идея беспредметности – в основе авангардного искусства. Первая абстрактная акварель – Кандинский, 1910 год (без названия).

Русский авангард:

i. Русский футуризм - формирование идеологии

ii. Беспредметное - анализ средств художественной выразительности

iii. Конструктивизм - воплощение идеи авангарда

Абстрактное искусство:

a. Беспредметность

b. Абстракционизм

c. Нонфигуративность

Лучизм - появляется в рамках футуристического искусства. Основатели - Ларионов и Гончарова. Первое абстрактное направление, но еще не относится к беспредметному искусству. Луч солнца попадает на предмет, отражается. Художник должен изобразить не предмет, а лучи, двигающиеся по всему пространству. Не беспредметное, т.к. восприятие зрительное (мы видим этот луч света). Сумма лучей, исходящих от истока света и попавших в наше поле зрения.

o Ларионов: создание пространственной формы. Формы могут возникать от пересечения лучей. Можно создать только за счет цветоведения.

o Выразительность зависит от степени нарпяженности тона.

o Работы строятся исключительно на цвете, на законах живописи

o Беспредметное искусство дало возможность познать живопись, освобожденную от всего.

o Господство дионисийского, стихийного начала.

o Смысл работ - в саморазвитии. Построены на цвете, форме и линии.

o Победа духовности над материальным (дематериализация предмета). Стремление к идеальному.

o Сущность – внутреннее содержание предмета, выраженное в единстве его многообразных свойств и отношений. Должна выражаться экономичными средствами (точка, линия, цвет). Открытие внутреннего духовного содержания путем отказа от внешней материальной формы и обращения к первоэлементам абстрактной живописи — точке, линии, цвету, — выдвинутые Кандинским в трактате «О духовном в искусстве» (1909)

15. Основные течения абстрактного искусства: экспрессионистическое и геометрическое.

Абстрактное искусство:

1) Беспредметность

2) Абстракционизм

3) Нонфигуративность

Абстракционизм появляется в 1910 году. Основоположники: Кандинский (абстрактный экспрессионизм - 1910 г.), Малевич (супрематизм - 1915 г.), Мондриан (неопластицизм - 1917 г.).

Кандинский. Абстрактный экспрессионизм – субъективность (индивидуализм, человеческое начало). Ассоциативный психологический метод (новый тип восприятия, созданный Кандинским). Субъективных вещей больше чем объективных. В этом сложность нашего мира. Путь к постижению: Идеализация (обобщение в плане красоты, сам идеал абстрактен) à стилизация (обобщение до той степени, пока не появится знак. Пытается прийти к первоформам: минимум средств. Приходит к точке и линии. Первоформа самая экономичная форма отображения действительности.

Метод авангардного искусства: 1. Художник выделяет средства искусства (пятно, линия) 2. Ему открывается их бессознательно-знаковый характер 3. Художник строит из этих знаков новую изобразительную систему, воздействие которых на зрителя находится под контролем художника. Таким образом, художник манипулирует зрителем на бессознательном уровне.

Между средствами искусства и их воздействием – связь («Цвет – клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник – рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».)

Кандинский – художник, закрывающий классическое искусство. Художник-романтик, его метод идет от пейзажа. Степени развития абстрактного экспрессионизма Кандинского:

I. Импрессия – внешний импульс от внешнего мира («На лодке», 1910 г.). В какой-то степени еще пейзаж

II. Импровизация – внутренний импульс (впечатление от пейзажа, но уже не пейзаж («Импровизация»)

III. Композиция абсолютно беспредметное

Малевич. Геометрический абстракционизм.

Супрематизм (превосходный) – геометрические фигуры, которые парят в белом космическом пространстве. Стремление найти универсальную изобразительную систему, которая бы пришла на смену классической системе. Квадрат – самая нейтральная и гармоническая композиция, которая может быть. Находятся одновременно и в статике, и в движении.. 3 этапа:

i. Черный

ii. Цветной. Начинает включать цветные элементы, работает над цветом (изучает воздействие цвета на человека, их взаимодействие между собой. Каждая фигура – квадрат, только в разных проекция. Квадрат включает в себя все.

iii. Белый (1917-1919). Бесцветная живопись, белое на белом. Уходит черное пространство, остается один свет. Провозглашает смерть живописи

1920 – кисть бессильна перед теорией. Оставляет живопись. Получает приглашение от Шагала преподавать в витебской художественно- промышленной школе.

Конец 1915 г. – «Супремус», кружок последователей Малевича из числа участников «Последней футуристической живописи 0,10» (Ольга Розанова, Иван Клон, Иван Пуни, Любовь Попова и др.)

 

16. Теории абстрактного искусства в отечественном искусстве.

§ «Теория прибавочного элемента» Малевич. «Прибавочный элемент» того или иного живописного направления – это его визуальная формула, действие которой Малевич сравнивал с целенаправленным воздействием патриархального авторитета: «глава семьи – отец (как и гос-во) стремится нажимать тот пучок нервной системы в мозгу членов семьи, функции которого проявляли бы такое действие, которое ему нужно». Прибавочные элементы Малевич классифицировал как симптомы болезней и для каждого поражения устанавливал специальную «диету», изоляцию от других течений. В результате тщательно проведенной научной работы должен был быть выделен прибавочный элемент того или иного направления - сезаннизм, по Малевичу, строился на основе «волокно-образного прибавочного элемента», кубизм - «серповидного»; прибавочным элементом супрематизма оказалась прямая, самая экономичная форма, след движущейся точки в пространстве. Графически знаковые прибавочные элементы были увязаны с определенной колористической гаммой в каждом направлении. Суть теории "прибавочного элемента" заключается в следующем. В каждой живописной системе можно выявить и выделить основной формообразующий признак или элемент, составляющий ее конструктивную основу. Выделение этого элемента дает возможность понять данную систему и освоить эволюционный путь перехода одной живописной системы в другую, например кубизма в супрематизм. Выявление этого признака и есть выявление "прибавочного элемента"».

§ Кандинский. «О духовном в искусстве» (1911).

§ Между средствами искусства и их воздействием – связь («Цвет – клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник – рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».)

§ Трехтактовый метод раннего авангарда: 1) художник выделяет средства искусства; 2) ему открывается их бессознательно-знаковый характер (действие формы и цвета) 3) строит из этих знаков новую систему, чье воздействие на зрителя уже находится под полным контролем художника

§ «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию». Если художник утверждает, что ео действия намеренны, то он не может быть обвинен в неудаче. Так он приобретает неограниченную власть над зрителем.

 

§ «Точка и линия на плоскости»

Книга состоит из двух частей: автобиографической повести «Ступени» и теоретического исследования «Точка и линия на плоскости». В «Ступенях» автор описывает свой творческий путь, методичный подъем на вершины мастерства и просветления. Благодаря этой повести можно проследить последовательность поисков художника: увлечение то одной техникой, то другой, смягчение юношеского максимализма, и появления зрелого и трезвого подхода к творчеству.

Теоретическое материал «Точка и линия на плоскости» представляет собой глубинное исследование основ художественного языка. Настолько глубинное, что иногда создается впечатление что читаешь философский трактат. Точка исследуется со всех сторон: геометрия, движение, форма, фактура, природа, точка в живописи, в архитектуре, в музыке, в танце. Линия подвергается такому же доскональному анализу: цвет, температура, характер, ломаная, кривая, комплексные линии. И, наконец, все это объединяется на плоскости.

§

 

17. Беспредметное искусство и русский авангард.

Идея беспредметности – в основе авангардного искусства. Первая абстрактная акварель – Кандинский, 1910 год (без названия).

Русский авангард:

iv. Русский футуризм - формирование идеологии

v. Беспредметное - анализ средств художественной выразительности

vi. Конструктивизм - воплощение идеи авангарда

Абстрактное искусство:

d. Беспредметность

e. Абстракционизм

f. Нонфигуративность

Лучизм - появляется в рамках футуристического искусства. Основатели - Ларионов и Гончарова. Первое абстрактное направление, но еще не относится к беспредметному искусству. Луч солнца попадает на предмет, отражается. Художник должен изобразить не предмет, а лучи, двигающиеся по всему пространству. Не беспредметное, т.к. восприятие зрительное (мы видим этот луч света). Сумма лучей, исходящих от истока света и попавших в наше поле зрения.

o Ларионов: создание пространственной формы. Формы могут возникать от пересечения лучей. Можно создать только за счет цветоведения.

o Выразительность зависит от степени нарпяженности тона.

o Работы строятся исключительно на цвете, на законах живописи

o Беспредметное искусство дало возможность познать живопись, освобожденную от всего.

o Господство дионисийского, стихийного начала.

o Смысл работ - в саморазвитии. Построены на цвете, форме и линии.

o Победа духовности над материальным (дематериализация предмета). Стремление к идеальному.

o Сущность – внутреннее содержание предмета, выраженное в единстве его многообразных свойств и отношений. Должна выражаться экономичными средствами (точка, линия, цвет). Открытие внутреннего духовного содержания путем отказа от внешней материальной формы и обращения к первоэлементам абстрактной живописи — точке, линии, цвету, — выдвинутые Кандинским в трактате «О духовном в искусстве» (1909)

 

18. Беспредметное искусство в России и его значение для мирового художественного процесса.

Идея беспредметности – в основе авангардного искусства. Первая абстрактная акварель – Кандинский, 1910 год (без названия).

Русский авангард:

vii. Русский футуризм - формирование идеологии

viii. Беспредметное - анализ средств художественной выразительности

ix. Конструктивизм - воплощение идеи авангарда

Абстрактное искусство:

g. Беспредметность

h. Абстракционизм

i. Нонфигуративность

Лучизм - появляется в рамках футуристического искусства. Основатели - Ларионов и Гончарова. Первое абстрактное направление, но еще не относится к беспредметному искусству. Луч солнца попадает на предмет, отражается. Художник должен изобразить не предмет, а лучи, двигающиеся по всему пространству. Не беспредметное, т.к. восприятие зрительное (мы видим этот луч света). Сумма лучей, исходящих от истока света и попавших в наше поле зрения.

o Ларионов: создание пространственной формы. Формы могут возникать от пересечения лучей. Можно создать только за счет цветоведения.

o Выразительность зависит от степени нарпяженности тона.

o Работы строятся исключительно на цвете, на законах живописи

o Беспредметное искусство дало возможность познать живопись, освобожденную от всего.

o Господство дионисийского, стихийного начала.

o Смысл работ - в саморазвитии. Построены на цвете, форме и линии.

o Победа духовности над материальным (дематериализация предмета). Стремление к идеальному.

o Сущность – внутреннее содержание предмета, выраженное в единстве его многообразных свойств и отношений. Должна выражаться экономичными средствами (точка, линия, цвет). Открытие внутреннего духовного содержания путем отказа от внешней материальной формы и обращения к первоэлементам абстрактной живописи — точке, линии, цвету, — выдвинутые Кандинским в трактате «О духовном в искусстве» (1909)

 

19. В.Кандинский и «абстрактный экспрессионизм».

Путь Кандинского к абстракции – через символизм и экспрессионизм (пренебрег кубистическим методом). Экспрессионизм – переизбыток эмоций у художника (крик в искусстве)

 

Абстрактное искусство:

1)      Беспредметность

2)      Абстракционизм

3)      Нонфигуративность

Абстракционизм появляется в 1910 году. Основоположники: Кандинский (абстрактный экспрессионизм - 1910 г.), Малевич (супрематизм - 1915 г.), Мондриан (неопластицизм - 1917 г.).

Кандинский. Абстрактный экспрессионизм – субъективность (индивидуализм, человеческое начало). Ассоциативный психологический метод (новый тип восприятия, созданный Кандинским). Субъективных вещей больше чем объективных. В этом сложность нашего мира. Путь к постижению: Идеализация (обобщение в плане красоты, сам идеал абстрактен)  стилизация (обобщение до той степени, пока не появится знак. Пытается прийти к первоформам: минимум средств. Приходит к точке и линии. Первоформа самая экономичная форма отображения действительности.

Метод авангардного искусства: 1. Художник выделяет средства искусства (пятно, линия) 2. Ему открывается их бессознательно-знаковый характер 3. Художник строит из этих знаков новую изобразительную систему, воздействие которых на зрителя находится под контролем художника. Таким образом, художник манипулирует зрителем на бессознательном уровне.

Кандинский – художник, закрывающий классическое искусство. Художник-романтик, его метод идет от пейзажа. Степени развития абстрактного экспрессионизма Кандинского:

I.   Импрессии – внешний импульс от внешнего мира («На лодке», 1910 г.). В какой-то степени еще пейзаж. Выражение впечатлений от природы

II. Импровизации – внутренний импульс (впечатление от пейзажа, но уже не пейзаж («Импровизация»). Выражение впечатлений от «внутренней природы», души

III. Композиции абсолютно беспредметное. Пик сознательных творческих амбиций. Абстракция – наивысшее воплощение

 

20. В.Кандинский и его теоретические работы «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».

«О духовном в искусстве» (1911).

· Между средствами искусства и их воздействием – связь («Цвет – клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник – рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».)

· Трехтактовый метод раннего авангарда: 1) художник выделяет средства искусства; 2) ему открывается их бессознательно-знаковый характер (действие формы и цвета) 3) строит из этих знаков новую систему, чье воздействие на зрителя уже находится под полным контролем художника

· «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию». Если художник утверждает, что ео действия намеренны, то он не может быть обвинен в неудаче. Так он приобретает неограниченную власть над зрителем.

 

«Точка и линия на плоскости»

Книга состоит из двух частей: автобиографической повести «Ступени» и теоретического исследования «Точка и линия на плоскости». В «Ступенях» автор описывает свой творческий путь, методичный подъем на вершины мастерства и просветления. Благодаря этой повести можно проследить последовательность поисков художника: увлечение то одной техникой, то другой, смягчение юношеского максимализма, и появления зрелого и трезвого подхода к творчеству.

Теоретическое материал «Точка и линия на плоскости» представляет собой глубинное исследование основ художественного языка. Настолько глубинное, что иногда создается впечатление что читаешь философский трактат. Точка исследуется со всех сторон: геометрия, движение, форма, фактура, природа, точка в живописи, в архитектуре, в музыке, в танце! Линия подвергается такому же доскональному анализу: цвет, температура, характер, ломаная, кривая, комплексные линии. И, наконец, все это объединяется на плоскости.

 

 

21. Супрематизм К.Малевича и русское искусство 1910-х – 1920-х гг.

Французский кубизм внес большой вклад в облик русского искусства 1910-1920х: от него оттолкнулись почти все русские живописцы этого времени. Часть из них училась в Париже и усвоила кубизм как стиль. Художников авангарда кубизм привел к осознанию того, что природа живописи состоит в сломе трехмерности, в разделении ее на плоскости. По словам Малевича, в кубизме «выяснилась живопись».

Чаще художник учился кубизму не в мастерской, где бы мог воспринять кубизм как процесс, а уже оп готовым вещам, находившимся в частных собраниях иди по репродукциям в журналах. Он имел дело с результатом, а метод вынужден был искать свой => русское искусство смогло совершить самый радикальый посткубистический прыжок.

В 1913-1915 годах в России предложено два варианта посткубизма: один состоял в объемной, пространственной инсценировке кубистической картины (Татлин). Другой акцентировал коллаж, смысловое, а не пластическое комбинирование частей (Малевич).

1910 г. – выставка 0,10 – впервые показан Черный квадрат, висящий в углу на традиционном месте иконы. Тогда же – угловые конррельефы Татлина. Тогда же Малевич обнародовал слово «супрематизм», название нового течения. В ответ у входа Татлина была табличка «Комната профессионалов живописи» (были в ссоре с Малевичем, на одной выставке выставлялись в разных залах).

Супрематиизм – от лат. слова «высшее». Т.о. стремление создать феномен, который стол вне каких бы то ни было сравнений вообще. Изменил статус художника. Этому предшествовала эволюция Малевича.

1915 г. – Черный квадрат на выставке 0,10. В его создании ключевую роль сыграли лето и осень 1913 года, когда Малевич, Крученых и Матюшин на даче последнего вместе работали ад оперой «Победа над солнцем» (Крученых – текст, Матюшин – музыка, Малевич – декорации и костюмы). Обсуждения, в ходе которых решено уничтожить мир «трехмерного протстранства». В пьесе Крученых «будетлянские силачи» запирают солнце в бетонный дом, после чего открывается новы порядок – «десятая страна», гле невозможно понимание, уничтожены противоположности, запрещены часы. К этой стране отсылает название выставки 0,10. Черный квадрат и есть ноль, точка завершения прежнего опыта. Десять – результат выхода за нуль, переход в новый десяток. Черный силуэт квадрата на белом фоне – некая картина картин. Скорее, это все картины, наложенные одна на другую; крематорий мировой живописи: сжечь все произведения живописи и выставить их в виде пепла. Отрицание всего в мире, но в то же время – акт предельного синтеза всего.

Супрематизм (превосходный) – геометрические фигуры, которые парят в белом космическом пространстве. Находятся одновременно и в статике, и в движении.. 3 этапа:

Ø Черный

Ø Цветной. Начинает включать цветные элементы, работает над цветом (изучает воздействие цвета на человека, их взаимодействие между собой. Каждая фигура – квадрат, только в разных проекция. Квадрат включает в себя все.

Ø Белый (1917-1919). Бесцветная живопись, белое на белом. Уходит черное пространство, остается один свет. Провозглашает смерть живописи

o 1920 – кисть бессильна перед теорией. Оставляет живопись. Получает приглашение от Шагала преподавать в витебской художественно- промышленной школе.

Конец 1915 г. – «Супремус», кружок последователей Малевича из числа участников «Последней футуристической живописи 0,10» (Ольга Розанова, Иван Клон, Иван Пуни, Любовь Попова и др.)

 

22. Творчество К. Малевича, его основные этапы и произведения.

I. В Москву переехал в 1907 году в 29 лет. Недоучившийся художник, пробовавший себя в натурализме, импрессионизме и символизме. На выставке «Ослиный хвост» в 1912 году выступал со своим вариантом примитивизма – большими гуашами, выдающими как впечатления от Гончаровой, Сезанна и Матисса. Персонажи (Купальщик, 1911) – с огромными ступнями (обе левые) и красными безносыми лицами, написаны яркими красками. Вводит живопись в самоотрицание: «уродство тела и других форм – оттого, что творческая воля не согласна с этими формами и ведет борьбу с художником за свой выход из вещи».

1912-нач.1913 – под влиянием «заумного языка» Крученых (признание автономности языка от своего предмета) – «заумный реализм»: пишет крестьянские сюжеты языком глухонемых, состоящих только из согласных – блестящих цилиндрических форм «Крестьянки в церкви», 1911) Бессознательное берется под контроль геометрии. Мотив лица без черт («Лицо крестьянской девушки»). Беспредметность у Малевича – снятие лица: новые подсознательные знаки призваны стереть старые и, прежде всего, лицо, очаг сознания. (Первая крестьянская серия)

 

II. 1913-1914 – «алогизмы» (на обороте одного из холстов). Исследование механизма построения картины как текста, расчленение ее на «слоги» и «буквы». Механизмы расчленения – пила и стрела («Усовершенствованный портрет Ивана Клюна, 1913, ГРМ, «Англичане в Москве», 1914, Амсетрдам). Заявляет об убийстве непосредственности. Сведение фигуративного искусства к коллажу знаков.

III. 1915 г. – Черный квадрат на выставке 0,10. В его создании ключевую роль сыграли лето и осень 1913 года, когда Малевич, Крученых и Матюшин на даче последнего вместе работали ад оперой «Победа над солнцем» (Крученых – текст, Матюшин – музыка, Малевич – декорации и костюмы). Обсуждения, в ходе которых решено уничтожить мир «трехмерного протстранства». В пьесе Крученых «будетлянские силачи» запирают солнце в бетонный дом, после чего открывается новы порядок – «десятая страна», гле невозможно понимание, уничтожены противоположности, запрещены часы. К этой стране отсылает название выставки 0,10. Черный квадрат и есть ноль, точка завершения прежнего опыта. Десять – результат выхода за нуль, переход в новый десяток. Черный силуэт квадрата на белом фоне – некая картина картин. Скорее, это все картины, наложенные одна на другую; крематорий мировой живописи: сжечь все произведения живописи и выставить их в виде пепла. Отрицание всего в мире, но в то же время – акт предельного синтеза всего.

Супрематизм (превосходный) – геометрические фигуры, которые парят в белом космическом пространстве. Находятся одновременно и в статике, и в движении.. 3 этапа:

§ Черный

§ Цветной. Начинает включать цветные элементы, работает над цветом (изучает воздействие цвета на человека, их взаимодействие между собой. Каждая фигура – квадрат, только в разных проекция. Квадрат включает в себя все.

§ Белый (1917-1919). Бесцветная живопись, белое на белом. Уходит черное пространство, остается один свет. Провозглашает смерть живописи

1920 – кисть бессильна перед теорией. Оставляет живопись. Получает приглашение от Шагала преподавать в витебской художественно- промышленной школе.

 

23. Русский авангард и его мастера.

Мастера авангарда — Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич и многие другие. Отказ от концепции мимесического подобия (мимесис - учение в антич. эстетике и философии, рассматривающее человеч. познание и художеств. творчество как подражание действительности).

§ Модернизм ставит проблему нового языка, авангард творит новую реальность (интеллектуальная, умозрительная реальность)

§ С конца 1900-х – большое количество манифестов.

o Объяснить то, что художники создают нечто принципиально новое (5 томов Малевича об его иск-ве)

§ Демонстрация (Малевич выставляет 64(59) работ, сопровождая их текстом)

§ Агрессивное отрицание традиции

o Истоки берутся из неклассического искусства.

o Авангард – продолжение традиции модерна (новое жизнестроительство, через красоту изменить человека)

o От реализма взял социальную направленность.

o Идет от средневековья – действие не столько на уровне художественного языка, сколько на уровне мышления

§ Самообновление (всегда ощущение того, что будто приходит конец искусству)

§ Живопись лидировала в авангарде

§ Стремительный процесс (Россия долго была в рамках реализма (50 лет) => смогла накопить энергию. Социальный взрыв и взрыв в искусстве имеет одну почву. К концу 20х-нач 30х авангард исчерпал себя).

§ Русские художники пытались открыть тайны мироздания => в России не было сюрреализма, дадизма, метафизической живописи.

§ Связь с традициями русского искусства шли от лубка, народной картинки, русской иконы. [Древнерусское искусство и авангард – уникальное, то, что сделало русское искусство]

§ Авангард утопичен. Стремление к сверхидеальному. Существование таких проектов, которые невозможно выполнить (Идея порядка в работах Попова и Малевича, в то время, как в стране хаос; башня интернационала; авангардисты хотели заставить людей жить в новой реальности)

§  Авангард больше заинтересован в природе искусства

§ Взаимодействие искусств между собой.

 

24. Русский авангард и его мастера: М.Ларионов.

М. Ф. Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей его верной соратницей.

 На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.

 Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.

В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. и. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный.

 Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г.

Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

В 1910-х гг. Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, в 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.

 Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов.

В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.117 с.)