ГЛАВА III.  Организация певческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА III.  Организация певческой деятельности



«Пение – лучшее начало музыкального воспитания».

       З. Кодай

«Качество голоса является зеркалом интеллекта и динамизма личности».

Д. Вильсон

 

Сорок лет назад урок музыки назывался «урок пения», и одной из главных задач, хотя не единственной, была задача научить всех правильному, красивому пению. Это, на наш взгляд, естественно. В России пение исстари было очень распространено. По мнению В. Холоповой именно в «акапельном» хоровом пении наиболее ярко и полно воплощены мелодизм, «мелостность» - важнейшие черты стиля русской музыки. Удивительное сплетение бесконечно длящихся и певучих мелодий, подголосков, сливающихся в величественное прекрасное многоголосие протяжной русской народной песни является отражением такой мировоззренческой особенности русского народа как широко понимаемая соборность.

К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в песнях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность, в песнях прославлявшая подвиги героев и наполнявшая души любовью, открывающей вокруг себя красоту мира, людей, своей Родины.

Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Ведь не секрет, что популярность хорового пения падает, а певческая культура становится уделом немногих.

Как приобщить детей к пению, как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью? Сколько здесь проблем, сколько написано книг, статей, очерков! Здесь работы вокалистов и хормейстеров, учёных-фониатров и физиологов... Множество мнений, взглядов, методик, а мы все ищем один «рецепт» - но, увы, его нет и, вероятно, быть не может. Не создано пока еще такой чудодейственной методики, которая в руках любого грамотного музыканта-хормейстера гарантировала бы безусловный успех певческого воспитания.

В течение сорока лет появлялись разные технологии и методики, многие из которых претендовали на исключительную истинность, но ни одна из них, пройдя проверку временем, не оказалась объективно совершенной, так как разные хормейстеры, используя данную методику, получали свой, зачастую совсем не тот результат, которого ожидали.

До сих пор остается спорным эталон звучания детского голоса, детского хора. Особенно ясно это видно на смотрах хоров, во время обсуждения: чисто или фальшиво поет хор – это ясно всем, а вот качество звука стилистика и яркость интерпретации!.. Здесь господствуют оценки категории «нравится - не нравится». Часто поэтому хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам: четыре голоса лучше, чем три, три - лучше двух и т. д. А ведь главная задача хора - во время пения творить музыку, музицировать! Бывает, и одноголосное пение, ярко раскрывающее содержание музыки, может поспорить с «крепким», но невыразительным трехголосием.

На наш взгляд, в детском хоровом, искусстве сегодня проявляется опасная тенденция «технологизма». Техника, технология «вылезают» на первый план, ее видно, а это плохо. За годы работы пришлось слышать довольно много детских хоров, поющих так называемое «крепкое» многоголосие, демонстрирующих хороший уровень технической подвинутости, но оставляющих слушателей совершенно равнодушными, - их пение мало музыкально, в нем нет одухотворенности, в конце концов, в таком пении нет смысла, оно ничего не говорит слушателям. Ведь пение - это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся, развивающаяся, трепетная музыкальная мысль, эмоция, вызывающая в нас, слушателях, ответные мысли и эмоции. Если же нет эмоциональной наполненности, нет примата содержания над технологией, тогда нет пения как вида музыкального искусства. Такое пение не воспитывает ни исполнителей, ни слушателей, так как становится бездумным, механическим действием, а не работой человеческой души. Возможно, автор несколько заостряет постановку проблемы, но нельзя ведь допустить, чтобы целью музицирования стали средства его.        

Грустному и торжествующему шествию технологизма способствуют бесконечные смотры. Сколько на них уходит сил, времени! Любой ценой выполнить условия смотра! Но если хору трудно, то такая победа - любой ценой - может стать прологом к гибели хорового коллектива. Хочется громко крикнуть: «Музыканты, остановитесь! Музыка - не спорт, здесь нужны другие формы сравнения и способы оценки».

Итак, вопросы, вопросы, вопросы... Автор прекрасно понимает, что «рецепта» дать не может, открытий тоже не сделает. Ответы на поставленные вопросы разбросаны в исследованиях в области вокала и методики вокального воспитания детей. Хочется назвать работы Л. Абелян, O. Апраксиной, Ю. Алиева, Л. Дмитриева, H. Гродзенской, M. Заринской, E. Малининой, A. Менабени, Г. Перельштейна, T. Овчинниковой, B. Попова, П.Пономарева, B. Соколова, Г. Струве, Г. Стуловой, A. Яковлева и многих других. Наибольшее влияние на автора оказали труды A. Яковлева. Они определили направление поисков.

Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, духовности, интеллекта, развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пение для меня - ведущий способ музыкальной деятельности, так как петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением.

Голос - инструмент общедоступный, поэтому певческая деятельность является для меня стержнем всей работы по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.227 (0.009 с.)