Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слушаю – ощущаю – чувствую – делаю – понимаю
Подобный подход А. Мелик-Пашаев называет методом сопереживания, имея в виду, что сознательной деятельности с терминами, понятиями, знаками должен предшествовать эмоционально – чувственный опыт. Принципиально важная особенность музыкального мышления, по мнению Н. Сусловой, состоит в том, что «в музыкальном мышлении процесс имеет принципиально двойственное обобщающее направление: значение элементов познается только через целое, но и структурное видение целого возможно только через понимание элементов». Овладение музыкальными понятиями – элементами музыкального языка позволяет сделать наиболее полным и адекватным восприятие смысла музыкального произведения. Важнейшей для восприятия операцией музыкального мышления является сравнение. Согласно концепции Б. Асафьева в основе восприятия «становления» музыки лежит именно процесс сравнения интонаций предшествующего и последующего звучаний в одном произведении, повторяющихся комплексов созвучий в разных произведениях. Ориентация в процессе интонационного развития музыки, дифференцирование способов развития (повторения, контрастного сопоставления, вариантности и вариационности и т. д.) основано также на операции сравнения. Н. Суслова раскрывает значение сравнения как операции музыкального мышления на различных уровнях музыкального синтаксиса. - сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов; - сравнение мотивов и фраз лежит в основе восприятия масштабно-тематических структур; - сравнение частей и разделов подводит к осмыслению формы и типа развития; - сравнение произведений выявляет жанр и стиль. Ассоциативность. Ассоциации возникают на основе установления временных связей между анализаторами в коре головного мозга. Ассоциации лежат в основе мыслительной деятельности, составляют материальную основу музыкальной памяти. Музыка вызывает у человека самые различные ассоциации: образные, зрительные, смысловые, двигательные, осязательные, а также чисто музыкальные. Характер и объем ассоциаций зависит от самой личности воспринимающего. Обилие ассоциаций, их яркость свидетельствуют о богатой творческой фантазии, художественной одаренности человека.
У ребенка, прежде всего, возникают ассоциации, связанные с его реальной жизнью, его жизненным опытом, жизненными ценностями, и это позволяет сделать познание музыкального искусства личностно значимым для ребенка. Музыкальные ассоциации возникают на основе генетического родства речевой и музыкальной интонации на основе коммуникативной функции жанра, отражающей социальный опыт человечества, на основе жанровой характеристичности музыкального тематизма, проявляющейся в трех типах музыкального тематизма: моторности, декламационности, кантилене. Создание ассоциаций, ассоциативного ряда, актуализация собственных ассоциаций ребенка способствуют запоминанию и полноценному восприятию. Важным источником ассоциаций являются литературные произведения. Привлечение знакомых литературных образов, персонажей легко включает ребенка в необходимую эмоционально-образную ситуацию. Например, пьесы Э. Грига «Птичка» и «Танец эльфов» прекрасно воспринимаются в контексте сказки Г. Андерсена «Дюймовочка». Не менее важны и собственные литературные, творческие работы детей: сочинение стихов, историй, сказок, в которых отражена логика развертывания музыкального образа в предлагаемом музыкальном произведении. Критерием качества выполненной работы является соответствие эмоционально-образного характера работ и содержания музыкального произведения. Выставка работ детей (все работы детей демонстрировать необходимо) с последующим обсуждением позволяет создать широкий ассоциативный ряд, выявить наиболее яркие стороны музыкального образа, лучше дифференцировать его, глубже осмыслить, а значит, – лучше запомнить. Это один из вариантов использования метода инверсии. Многочисленные ассоциации рождаются в связи с просмотром кинофильмов, прослушиванием теле- и радиопередач, но они не всегда продуктивны («Бетховен – это имя собаки»), а иногда несут и отрицательный заряд (некорректное использование классической музыки в рекламе). Учитель должен очень деликатно использовать необходимый материал для создания ассоциативного ряда.
Огромные возможности для создания и расширения круга ассоциаций предоставляет нам изобразительное искусство. Тщательно и тактично, соответственно эпохе, художественно-историческому стилю подобранные иллюстрации обеспечивают более полноценное и глубокое восприятие музыкальных произведений. Примеров тому – великое множество: В. Васнецов «Три богатыря» - А. Бородин Вторая симфония, «Сиротка» М. Мусоргского – «Тройка» В. Перова, «Менуэты» И. Гайдна и В. Моцарта – галантные празднества А. Ватто и т.п. Ряд картин на библейские темы настроит, подготовит детей к слушанию духовной музыки, пейзажи И. Левитана помогут услышать, ощутить, увидеть красоту «равнинной песенности» (Б. Асафьев) С. Рахманинова. Слайдов и репродукций должно быть немного (1-2), т. к. произведения изобразительного искусства обладают огромной силой воздействия, требуют достаточного напряжения, внимания, активного осмысления, вызывая яркие эмоции у ребенка. Демонстрация шедевров изобразительного искусства (а надо выбирать именно шедевры) сопровождается краткой информацией о времени жизни автора, а, иногда, и о некоторых особенностях его творчества. Каждая картина, скульптура, которую мы показываем детям должна быть в необходимом объеме проанализирована, объяснена, а также, что очень важно, выяснена степень взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства (метод создания художественного контекста). Главное – всегда помнить о том, что музыка и изобразительное искусство могут быть собеседниками, вступающими в диалог или спор, но на уроке музыки главной остается все – таки Музыка. Избирательность – проявляется в произвольном или в непроизвольном выделении отдельных средств музыкального языка и основана на деятельности музыкального слуха и мышления. В широком смысле избирательность проявляется в предпочтении (осознанном или неосознанном) определенного стиля, жанра и т.д. В этом смысле избирательность музыкального восприятия может стать основой формирования музыкального вкуса. Вариативность проявляется в изменчивости восприятия одним и тем же человеком одного и того же музыкального произведения в разных условиях. Симфония в концертном зале воспринимается иначе чем в прослушивании дома в звукозаписи, одно и тоже произведение в интерпретации разных исполнителей воспринимается по-разному. Константность – как свойство музыкального восприятия лежит в основе процессов узнавания. В музыке, константными являются мелодия, тембр, ритм, гармония, фактура. Константность облегчает восприятие, организует его. Для эффективной работы по развитию музыкального восприятия, важно помнить о стадиях музыкального восприятия (В. Белобородова). I. Нерасчлененность, диффузность. II. Углубленное рассмотрение, анализ с последующим синтезом. III. Повторное восприятие, обогащенное ассоциациями. Естественно, что эти стадии могут быть сближены или растянуты во времени, а могут сливаться, то есть подобная схема может иметь различные индивидуальные отклонения. На наш взгляд, данная последовательность стадий музыкального восприятия должна быть методологической основой работы учителя музыки в этой области, при условии первоначального целостного восприятия. О глубине и качестве восприятия музыкального произведения учитель может судить по особой тишине, стоящей в классе, по позе, мимике, взгляду, непроизвольным движениям ребенка в процессе восприятия, а также по мгновениям тишины, наступившей после окончания звучания музыки. Мои ученики обычно аплодируют, как на концерте, и поэтому можно судить о качестве восприятия еще и по силе и продолжительности аплодисментов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.005 с.) |