![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слушаю – ощущаю – чувствую – делаю – понимаюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подобный подход А. Мелик-Пашаев называет методом сопереживания, имея в виду, что сознательной деятельности с терминами, понятиями, знаками должен предшествовать эмоционально – чувственный опыт. Принципиально важная особенность музыкального мышления, по мнению Н. Сусловой, состоит в том, что «в музыкальном мышлении процесс имеет принципиально двойственное обобщающее направление: значение элементов познается только через целое, но и структурное видение целого возможно только через понимание элементов». Овладение музыкальными понятиями – элементами музыкального языка позволяет сделать наиболее полным и адекватным восприятие смысла музыкального произведения. Важнейшей для восприятия операцией музыкального мышления является сравнение. Согласно концепции Б. Асафьева в основе восприятия «становления» музыки лежит именно процесс сравнения интонаций предшествующего и последующего звучаний в одном произведении, повторяющихся комплексов созвучий в разных произведениях. Ориентация в процессе интонационного развития музыки, дифференцирование способов развития (повторения, контрастного сопоставления, вариантности и вариационности и т. д.) основано также на операции сравнения. Н. Суслова раскрывает значение сравнения как операции музыкального мышления на различных уровнях музыкального синтаксиса. - сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов; - сравнение мотивов и фраз лежит в основе восприятия масштабно-тематических структур; - сравнение частей и разделов подводит к осмыслению формы и типа развития; - сравнение произведений выявляет жанр и стиль. Ассоциативность. Ассоциации возникают на основе установления временных связей между анализаторами в коре головного мозга. Ассоциации лежат в основе мыслительной деятельности, составляют материальную основу музыкальной памяти. Музыка вызывает у человека самые различные ассоциации: образные, зрительные, смысловые, двигательные, осязательные, а также чисто музыкальные. Характер и объем ассоциаций зависит от самой личности воспринимающего. Обилие ассоциаций, их яркость свидетельствуют о богатой творческой фантазии, художественной одаренности человека.
У ребенка, прежде всего, возникают ассоциации, связанные с его реальной жизнью, его жизненным опытом, жизненными ценностями, и это позволяет сделать познание музыкального искусства личностно значимым для ребенка. Музыкальные ассоциации возникают на основе генетического родства речевой и музыкальной интонации на основе коммуникативной функции жанра, отражающей социальный опыт человечества, на основе жанровой характеристичности музыкального тематизма, проявляющейся в трех типах музыкального тематизма: моторности, декламационности, кантилене. Создание ассоциаций, ассоциативного ряда, актуализация собственных ассоциаций ребенка способствуют запоминанию и полноценному восприятию. Важным источником ассоциаций являются литературные произведения. Привлечение знакомых литературных образов, персонажей легко включает ребенка в необходимую эмоционально-образную ситуацию. Например, пьесы Э. Грига «Птичка» и «Танец эльфов» прекрасно воспринимаются в контексте сказки Г. Андерсена «Дюймовочка». Не менее важны и собственные литературные, творческие работы детей: сочинение стихов, историй, сказок, в которых отражена логика развертывания музыкального образа в предлагаемом музыкальном произведении. Критерием качества выполненной работы является соответствие эмоционально-образного характера работ и содержания музыкального произведения. Выставка работ детей (все работы детей демонстрировать необходимо) с последующим обсуждением позволяет создать широкий ассоциативный ряд, выявить наиболее яркие стороны музыкального образа, лучше дифференцировать его, глубже осмыслить, а значит, – лучше запомнить. Это один из вариантов использования метода инверсии. Многочисленные ассоциации рождаются в связи с просмотром кинофильмов, прослушиванием теле- и радиопередач, но они не всегда продуктивны («Бетховен – это имя собаки»), а иногда несут и отрицательный заряд (некорректное использование классической музыки в рекламе). Учитель должен очень деликатно использовать необходимый материал для создания ассоциативного ряда. Огромные возможности для создания и расширения круга ассоциаций предоставляет нам изобразительное искусство. Тщательно и тактично, соответственно эпохе, художественно-историческому стилю подобранные иллюстрации обеспечивают более полноценное и глубокое восприятие музыкальных произведений. Примеров тому – великое множество: В. Васнецов «Три богатыря» - А. Бородин Вторая симфония, «Сиротка» М. Мусоргского – «Тройка» В. Перова, «Менуэты» И. Гайдна и В. Моцарта – галантные празднества А. Ватто и т.п. Ряд картин на библейские темы настроит, подготовит детей к слушанию духовной музыки, пейзажи И. Левитана помогут услышать, ощутить, увидеть красоту «равнинной песенности» (Б. Асафьев) С. Рахманинова.
Слайдов и репродукций должно быть немного (1-2), т. к. произведения изобразительного искусства обладают огромной силой воздействия, требуют достаточного напряжения, внимания, активного осмысления, вызывая яркие эмоции у ребенка. Демонстрация шедевров изобразительного искусства (а надо выбирать именно шедевры) сопровождается краткой информацией о времени жизни автора, а, иногда, и о некоторых особенностях его творчества. Каждая картина, скульптура, которую мы показываем детям должна быть в необходимом объеме проанализирована, объяснена, а также, что очень важно, выяснена степень взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства (метод создания художественного контекста). Главное – всегда помнить о том, что музыка и изобразительное искусство могут быть собеседниками, вступающими в диалог или спор, но на уроке музыки главной остается все – таки Музыка. Избирательность – проявляется в произвольном или в непроизвольном выделении отдельных средств музыкального языка и основана на деятельности музыкального слуха и мышления. В широком смысле избирательность проявляется в предпочтении (осознанном или неосознанном) определенного стиля, жанра и т.д. В этом смысле избирательность музыкального восприятия может стать основой формирования музыкального вкуса. Вариативность проявляется в изменчивости восприятия одним и тем же человеком одного и того же музыкального произведения в разных условиях. Симфония в концертном зале воспринимается иначе чем в прослушивании дома в звукозаписи, одно и тоже произведение в интерпретации разных исполнителей воспринимается по-разному. Константность – как свойство музыкального восприятия лежит в основе процессов узнавания. В музыке, константными являются мелодия, тембр, ритм, гармония, фактура. Константность облегчает восприятие, организует его. Для эффективной работы по развитию музыкального восприятия, важно помнить о стадиях музыкального восприятия (В. Белобородова). I. Нерасчлененность, диффузность. II. Углубленное рассмотрение, анализ с последующим синтезом. III. Повторное восприятие, обогащенное ассоциациями. Естественно, что эти стадии могут быть сближены или растянуты во времени, а могут сливаться, то есть подобная схема может иметь различные индивидуальные отклонения. На наш взгляд, данная последовательность стадий музыкального восприятия должна быть методологической основой работы учителя музыки в этой области, при условии первоначального целостного восприятия. О глубине и качестве восприятия музыкального произведения учитель может судить по особой тишине, стоящей в классе, по позе, мимике, взгляду, непроизвольным движениям ребенка в процессе восприятия, а также по мгновениям тишины, наступившей после окончания звучания музыки. Мои ученики обычно аплодируют, как на концерте, и поэтому можно судить о качестве восприятия еще и по силе и продолжительности аплодисментов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.149 (0.007 с.) |