Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие личности в процессе хорового пения
«Музыка показывает человеку те возможности, которые есть в его душе». Р. Эмерсон Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности. Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б. Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации. Хор – не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор – это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем - высшая цель хорового музицирования. Опыт показывает, что чем больше ярких личностей в хоровом коллективе, чем шире палитра индивидуального восприятия и сложнее многоуровневая система напряженного переживания музыкального образа - тем интереснее, теплее, ярче звучит хор, тем заразительнее процесс музицирования даже при определенных технологических погрешностях, которые, к сожалению, неизбежны в школьном хоровом коллективе. Таким образом, именно формирование личности ребенка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности. Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением личности каждого ребенка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, направленности интересов, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и выраженности художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребенка, его семьи и т.д. Адекватное представление педагога о каждом ребенке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях дает возможность педагогу построить свою работу в хоровом коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Подобный подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель-ученик», в которой осуществляется определенный диктат учителя, в позицию диалога и полилога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.
Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребенка. Для ребенка младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога - к диалогу), общение со взрослыми - социальная потребность; дети с готовностью и радостью вступают в эмоционально насыщенное общение на хоровых занятиях, подражая взрослым. Игровая форма занятий, конкретизация творческих задач, ассоциативная связь музицирования с жизненным опытом детей, использование их стремления к самореализации в певческой, пластической деятельности, в различных формах творческой музыкальной деятельности позволяет педагогу эффективно воздействовать на формирование личности ребенка в процессе общения. Подросток ставит себя в ситуацию взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «Я-концепции», рефлексии. Приоритетной потребностью подростков является потребность в общении, в общественном признании (Д. Фельдштейн, Л. Выготский); на первый план выдвигается стихийно-групповое и интимно-личностное общение. Школьный хоровой коллектив предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это замечательно, руководитель хора является референтным для подростка взрослым). Внутри хора общение организовано на разных уровнях: - самоуправление хора; - институт концертмейстеров в каждой партии; - личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над начинающими; - общие хоровые праздники;
- сохранение традиций коллектива. Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка способствуют формированию высокой самооценки. Само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет подростку осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности. Важной особенностью восприятия искусства у подростков является немотивируемая категоричность суждений, поэтому доминирующее значение для формирования личности в процессе хоровых занятий приобретает репертуар хора. Диалог с ребенком обеспечивается, прежде всего, содержанием и качеством репертуара. Яркость музыкального образа, высокий художественный уровень музыкальных произведений рождают глубокие эмоциональные и эстетические переживания, позволяют пережить гедонистическое удовольствие в том случае, если тема и содержание хорового сочинения актуальна и личностно значима для ребенка. Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость являются основой для диалога, темой для разговоров, обсуждений, дискуссий в которых рождается многовариантное личностное восприятие, рождается личностный смысл. Постижение смысла музыкального образа на личностном уровне происходит благодаря целому комплексу способов и средств, среди которых особо важную роль играет личностная интерпретация произведения. Каждый ребенок имеет свой вариант исполнения, который обсуждается, и затем коллективно выбирается лучший из них. Выявляя сущность сотворчества как структурного компонента механизма музыкального восприятия, можно сказать: «Музыкальный образ в моем восприятии таков, каков «Я». Подобная установка рождает стремление идентифицировать себя с лирическим героем, решить вместе с ним его (а значит и свои) духовные проблемы, позволяет подняться до уровня духовности великих творцов музыкального искусства. Темы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в душах детей и подростков, поэтому в репертуаре хора обязательно должны быть произведения, позволяющие каждому, поющему в хоре, сформулировать свое отношение к этим вечным темам искусства. Важнейшей составляющей хорового музицирования, выражением духа и стиля эпохи, содержания произведения является качество певческого звука. Звук блестящий и бархатный, яркий и тусклый, романтический и барочный, инструментальный или насыщенный вибрато, звук, характерный для произведений духовной музыки или народной песни, певческий звук, характерный для исполнения музыки В. Моцарта или П. Чайковского и т.д. и т.п. Каждый участник хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать ее в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания, совместный анализ звучания, всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер, способствует развитию рефлексии. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определенная духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и эстетических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.
Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты, чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-то конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к различным формам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как внутри детского коллектива, так и детей и педагогов; анкеты позволяют выявить уровень интереса, уровень развития познавательных и художественных потребностей детей; отношение родителей к занятиям в хоре, уровень популярности музыкальной деятельности в классе, в школе и т. п. Тем и форм для анкет множество. Дети с удовольствием участвуют в анкетировании, так как результаты после тщательного анализа анкет всегда сообщаются, и жизнь коллектива определенным образом корректируется. Не следует забывать, однако, что у учителя музыки столько хоровых коллективов, сколько классов он учит. На каждом уроке музыки в процессе хорового пения учитель музыки решает практически все обозначенные выше проблемы, и пути решения этик проблем во многом совпадают, отличаясь лишь формой проведения, уровнем сложности репертуара и технологическим качеством результата.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.112 (0.008 с.) |