Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алгоритм работы по слушанию музыкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Рассмотрим проблемы развития восприятия при организации слушательской деятельности учащихся на уроке музыки. Каждый вид музыкальной деятельности на уроке музыки имеет свой, определенный алгоритм работы. В основе методов развития умения и способностей слушать музыку лежит последовательность этапов работы, предложенная Н. Гродзенской. Алгоритм работы с каждым музыкальным произведением Н. Гродзенская рассмотрела как своеобразную сонатную форму. В нашей работе этот алгоритм трактовался следующим образом:
I Вступление Вступительное слово учителя Задачи: · фиксирование внимания · организация эмоциональной установки на восприятие · создание концертной ситуации · подготовка к восприятию смысла, содержания, музыкального образа, необходимые разъяснения в сложных случаях · интонационная настройка, предполагающая знакомство с интонационным ядром, с темой. Она может включать разучивание (сольфеджирование) темы, вокализация, исполнение, краткий интонационный анализ темы, иногда освоение основной ритмоформулы («Болеро» М.Равель) в практической музыкальной деятельности. Характер и объем интонационной настройки, ее содержание определяется возрастом детей, конкретным музыкальным произведением. Вступительное слово обычно включает в очень небольшом объеме сведения об авторе, важные для понимания конкретного музыкального произведения, об истории его создания, об эпохе написания музыки и т.д. Главные требования к вступительному слову: краткость и эмоциональность и корреляция эмоционального тонуса с содержанием музыкального образа. II Экспозиция Слушание произведения в исполнении учителя, детей, в записи. Важные условия: · не нарушать целостность восприятия · не прерывать · не делать никаких замечаний · не отвлекать детей никакими движениями · погрузиться вместе с детьми полностью в переживание – сотворение музыкального образа · учитель – самый лучший слушатель В подростковом возрасте можно предложить две различные интерпретации одного и того же сочинения. Иногда, сразу после окончания звучания класс единодушно спонтанно «выдыхает»: «Еще раз!». Это замечательно, и свидетельствует о том, что диалог с музыкой произошел! Никогда не следует отказывать подобной просьбе, даже если это нарушает подготовленный план работы.
Своеобразным переходом от экспозиции к разработке становится Пауза, которая всегда должна быть выдержана после звучания музыки. Если впечатление сильное, процесс восприятия адекватен и активен – пауза будет продолжительной, как на хорошем концерте, где аплодисменты возникают не сразу. Естественно, что на уроке эта пауза длится мгновения, тем не менее значение ее нельзя переоценить. Пауза – особая звучащая тишина, свидетельствующая о том, что чудо сотворения музыки произошло. И именно в этот момент часто возникает ИНСАЙТ – глубинное озарение, мгновенное постижение смысла музыкального образа. Пауза предшествует любому вопросу, который готов задать учитель, при этом, если дети слушали внимательно, с интересом, полезно задавать такие вопросы: «Кому было интересно слушать?», «Кому понравилась музыка?», «Какое настроение возникло в результате слушания музыки?» а в седьмом – восьмом классах можно спросить: «Кому близка тема произведения?», «Кто сумел погрузиться в мир чувств и мыслей этого музыкального произведения?», «Кому удалось пережить содержание музыкального образа?», предполагая возможность возникновения диалога с лирическим героем и автором музыкального произведения. III Разработка – анализ музыкального произведения. Начнем с терминологии. Музыканты прекрасно знают, что профессиональный анализ музыкальных произведений предполагает подробное рассмотрение формы музыкального произведения, строения, взаимодействия выразительных средств, анализ отдельных элементов музыкальной речи, жанра, стиля и т.д. Однако на уроке музыки мы имеем дело не с музыкантами, и перед нами стоят несколько другие задачи. Главная задача анализа на уроке музыки – раскрыть характер, смысл музыкального образа, обращаясь к важнейшим особенностям музыкальной формы, выразительным средствам, элементам музыкального языка. В процессе такого анализа доминирует художественная составляющая, в тоже время происходит педагогическое действо, т.к. в процессе анализа ребенок учится слушать и понимать музыку, а учитель - учит, поэтому анализ называется «художественно - педагогический». Художественно – педагогический анализ опирается на формы, методы музыковедческого анализа, но никогда не дублирует его, отличаясь по объему, глубине, степени детализации и т. д. Условно и упрощенно путь художественно – педагогического анализа можно изобразить в следующей схеме:
Первый вопрос всегда о содержании и характере музыкального образа. Содержание и форма, привычное диалектическое единство, и в процессе анализа главное – не нарушить диалектическое единство художественного и технического в структуре музыкального образа. Художественно – педагогический анализ может осуществляться по мнению Э. Абдулина и Е. Николаевой на двух разных уровнях: · на уровне метода анализа выразительных средств, их взаимосвязи и их роли в создании музыкального образа; · «на уровне метода интонационного анализа, предполагающем активное прослеживание в музыкальном произведении процесса становления и развития его «интонируемого смысла» (Б. Асафьев).[16] Огромное значение имеет корректная постановка вопросов. Правильно поставленный вопрос направляет мысль ребенка в нужное русло, активирует процессы мышления. Очень важно в каждом высказывании учащихся увидеть «зерно истины», отделить «зерна от плевел», на деле доказывая состоятельность своих учеников и свое уважение к ним. Важно, чтобы анализ музыкального произведения происходил при активном участии большинства учеников. Замечательно, если их мнения расходятся, не надо спешить, пусть дети спорят, пусть в их споре рождается истина, а педагог выполняет функцию своеобразного дирижера этой дискуссии, управляя ходом обсуждения короткими, точными вопросами, не навязывая своего мнения. Выводы также должны сделать дети. Самое важное требование к процессу анализа – постоянное возвращение к звучанию фрагментов музыкального произведения. Учитель должен понимать, что согласно законам музыкального восприятия, о которых говорилось ранее и при ограниченном музыкальном опыте детей, после первого прослушивания дети музыку помнят плохо даже в целом, а о деталях говорить и не приходится. Демонстрируем отдельные интонации и их варианты, темы, кадансы; исполняем темы на фортепиано, вокализом, слушаем в исполнении оркестра – сравниваем, ищем истину…Анализ должен быть музыкальным, звучащим, органичным, тогда он принесет пользу. Тему анализа мне хотелось бы закончить мыслями Л. Бернстайна о смысле музыки: «Он в том, чтобы заставить вас чувствовать, когда вы ее слушаете….Если музыка заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. Смысл музыки заключен в музыке, и нигде более»[17].
IV Реприза. Повторное прослушивание на более сознательном, более высоком уровне, прослушивание обогащенное анализом. При повторном прослушивании полезно применять опорные схемы: ABA, ABACA (рондо), AA1A2A3…(вариации) и т. д. Возможна письменная работа по опорной схеме П. Чайковский «На тройке».
Это фрагмент работы ученицы 4 класса Н. Волковой, он не отредактирован. После прослушивания дети по очереди читают свои работы по частям, первые несколько человек полностью, а потом добавляют только то, что не было сказано. Самые интересные слова, яркие выражения дети записывают в тетради, таким образом, у каждого получается полноценная работа. Начиная с эпитетов, переходим на существительные, затем словосочетания, далее предложения. Эту работу также сопровождают фрагменты звучащей музыки.
V Кода. Повторение, закрепление музыки в памяти. Каждое произведение должно быть прослушано 3 – 4 раза, на двух – трех уроках, а затем повторено еще несколько раз в течении учебного года в различных контекстах урока. Хорошим методом повторения прослушанной музыки являются концерты по заявкам детей, викторины, концерты – загадки, а также тесты, в которых могут звучать давно знакомые, но, как правило, уже забытые произведения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите свойства музыкального восприятия. 2. Раскройте ваше понимание значения стадий музыкального восприятия для организации работы с детьми. 3. Охарактеризуйте направления работы по развитию музыкального восприятия, предложенные автором. 4. Приведите пример применения метода создания художественного контекста. 5. Охарактеризуйте метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе. 6. Приведите пример использования метода инверсии. 7. Приведите пример реализации метода эмоциональных контрастов. 8. Какое значение имеет процесс «сотворчества» в целостном восприятии музыки? 9. Охарактеризуйте значение эмоциональной установки в процессе организации слушания музыки. 10. Приведите конкретные примеры создания различной эмоциональной установки в связи с содержанием музыкального образа. 11. Охарактеризуйте свое отношение к алгоритму работы по слушанию музыки. Как вы считаете, исчерпывает ли слушание музыки как вид музыкальной деятельности работу по развитию музыкального восприятия? 12. Приведите примеры художественно-педагогического анализа музыкального произведения в начальной школе. 13. Приведите примеры художественно-педагогического анализа музыкального произведения в основной школе. 14. Выскажите ваше мнение о работе по опорным схемам. 15. Предложите свой вариант работы (в рамках предложенного алгоритма) над музыкальным произведением из программы начальной школы. 16. Предложите свой вариант работы (в рамках предложенного алгоритма) над музыкальным произведением из программы основной школы. 17. Раскройте сущность метода сравнения в работе по развитию музыкального воприятия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
17. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Теория и практика. – М., 1997.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.01 с.) |