Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизация как объект изучения экологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие проблемы социальной экологии более отчетливо выступают на фоне исторической динамики цивилизаций, если рассматривать их смену от глубокой древности до наших дней. Изучением цивилизаций занимались многие крупные исследователи. Большой вклад в изучение цивилизаций внес Питирим Сорокин (1966). Велика роль цивилизационных теорий И.Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Кребера, Ф. Нортропа, Н. Бердяева. Для понимания исторической динамики цивилизаций большое значение имеют труды Дж. Бернала, Ф. Броделя, С.Лилли, Э. Хантингтона. Сравнительному изучению цивилизаций посвятили свои работы С.С.Аверинцев, Б.С. Ерасов и Ю. В.Яковец. Цивилизацию, согласно представлениям многих авторов, можно определить как предельно широкую, устойчивую социокультурную общность, которая существует в определенных пространственно-временнь1х координатах. Цивилизация - образование «более широкое, чем отдельная нация, но менее широкое, чем все человечество» (А.Тойнби). Понятие «цивилизация» многозначно, в мировом обществознании имеются десятки определений цивилизации, но все они, в конечном счете, оталкиваются от того объективного факта, что это человеческие общности, которые обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями. Одновременно цивилюация является предельным уровнем социокультурной самоидентификации. Становление любой формы цивилизации соответствует конкретному этапу исторического развития, на котором продуцируются определенные ценности, отличные от произведенных другими социально-культурными общностями и поэтому представляющие ее вклад в развитие всего человечества, становящиеся всеобщим культурным наследием. Так, характеризуя цивилизацию шумеров, прежде всего отмечают изобретение и применение письма, плуга, колеса, лунного календаря, основ медицины. Каждую цивилизацию можно охарактеризовать ее протяженностью во времени, наличием определенного пространственного положения и устойчивостью по сравнению с остальными социальными и историческими образованиями. Цивилизации изучают различные специалисты: историки, археологи, экономисты, этнологи, культурологи, религиоведы и т.д. В то же время цивилизации, как мировые, так и локальные, представляют большой интерес как объект антропоэкологических исследований. Поскольку в центре цивилизации находится общность людей, вполне правомерно говорить об экологии цивилизации. Это особенно справедливо, когда речь идет о локальных цивилизациях. Каждая цивилизация зависит от природных условий и сама влияет на эти условия. Она взаимодействует с соседними цивилизациями, влияя на них и находясь под их воздействием. Более сильные или более развитые цивилизации поглощают менее развитые или менее сильные цивилизации, в то же время заимствуя у них полезные хозяйственные навыки, элементы их культуры. Возникновение цивилизаций и пути, по которым идет их развитие, зависят от многих факторов. В первую очередь это природные условия и их изменение. Само появление человека на планете, его эволюция, расселение по земле было связано с изменениями климата, его аридизацией, наступлением и отступлением ледников, снижением уровня Мирового океана и образованием сухопутных «мостов» между материками и между островными системами. Формирование великих древних «речных» цивилизаций было обусловено целым рядом природных особенностей регионов, в которых они возникли: – благоприятным для земледелия климатом; – разливами рек, несущих плодородный ил; – существованием месторождений меди и олова, из которых изготовляли бронзовые орудия труда и войны; – наличием дикорастущих растений, которые были превращены в сельскохозяйственные культуры; – обитанием таких видов диких животных, которые могли быть одомашнены. Любая цивилизация характеризуется определенным уровнем воздействия на окружающую среду, который зависит от развития того или иного типа хозяйственной деятельности, характерного для конкретной цивилизации. Рассматривая цивилизации в социально-экологическом аспект, необходимо иметь в виду, что в рамках каждой из них имеются 4 присущие только ей демографические проблемы, формируется тип воспроизводства населения, размер и структура семьи, взаимоотношения внутри семьи. Для любой цивилизации характерны особая социальная стратификация общества, тип религии и отношение к ней, особенности культуры, этики. В понятие «культура» необходимо включать и санитарную культуру, а также культуру сексуальных отношений. Людям разных цивилизаций свойственно характерное только для них экологическое сознание. Каждая цивилизация несет в себе особый тип общественного здоровья. Таким образом, можно констатировать, что при описании цивилизаций используются те же параметры, которые интересуют и специалистов по экологии человека, по крайней мере в тех случаях, когда в антропоэкологическом отношении рассматриваются обширные территории или длительные промежутки времени. Смена цивилизаций – это смена образа жизни, нравственных критериев, идеалов. Меняется объем и скорости обмена информацией (чем больше ойкумена, тем больше число источников информации), происходит перестройка питания, что в результате может видоизменить патологию населения. Например, появление в рационе населения сахара привело к массовому распространению кариеса зубов или применение свинца для глазирования керамической посуды в Древнем Риме стало причиной массовых отравлений людей, которые пользовались этой посудой. Контакты представителей разных локальных цивилизаций приводили к обмену инфекuионными болезнями (сифилис из Южной Америки, холера из Индии, чума с Ближнего Востока). Смена цивилизаций увеличивает потребность в образовании, стимулирует прогресс медицины. Любая цивилизация представляет собой систему социальных и культурных явлений, уровень развития которых достигнут данным обществом, находящимся на определенном этапе исторической и экономической зрелости. Каждая локальная цивилизация занимает свою пространственно-временную экологическую нишу. Американский социолог П. Сорокин подчеркивал, что «цивилизации, или культурные суперсистемы, в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни: организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических событий, тенденций и процессов. Без более или менее адекватного знания этих социокультурных сущностей мы не сможем должным образом понять характер, причины и механизмы формирования структур и изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические процессы в желательном направлении». Цивилизация - это в первую очередь общность людей. Английский историк и экономист А.Тойнби утверждал, что рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях нет места покою. Общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к формированию цивилизации. Для всех цивилизаций существует единая последовательная схема их бытия: «рост–развитие–смерть». Основное отличие стадии роста от стадии разложения цивилизации состоит в том, что на стадии роста общество находит успешный ответ на постоянно возобновляющиеся вызовы, а на стадии дезинтеграции оно не способно справиться с вызовом. Цивилизации гибнут не от внешнего врага, а от собственных рук. С каждой ступенью исторического прогресса люди, общество все более влияют на окружающую природную среду, формируют искусственную среду, обретают адекватные их стремлениям условия жизни и развития. Это не только материальный мир (созданные человеком средства производства, предметы потребления, источники энергии), но и накопленное историческое наследие – города и дороги, произведения искусства и книги, научные традиции и религиозные верования. С детства, адаптируясь к этой искусственной среде, человек принимал ее как историческое наследие. Каждое поколение людей в меру своих сил и возможностей сохраняет и изменяет его, оставляя свой более или менее заметный след в истории. Следует подчеркнуть важное для социальной экологии обстоятельство: история цивилизаций – это летопись периодического нарушения экологического равновесия. Оказавшиеся в «экологическом тупике» люди, опираясь на силу познания и могущество вновь созданных технологических систем, обычно восстанавливали это равновесие на очередном витке исторической спирали. Определяющее значение для существования цивилизации имеет ее связь с культурой, а также проблема существования и соотношения мировой и локальных цивилизаций. Культура (использование письменности, разделение умственного и физического труда, появление городов, государств и т.д.) служит тем фундаментом, из которого выросла и на котором основывается цивилизация, развиваясь уже в соответствии с собственными законами. А. Тойнби утверждал, что формообразующим цивилизационным фактором является не этническая составляющая, не политическая реальность, а именно культурный феномен – религия. Американский географ Э. Хантингон отмечает, что цивилизация – это широчайшие культурные общности, в которых язык, антропологические особенности, религия, образ жизни, социальные институты являются объективными моментами, определяющими цивилизацию. Вопрос о соотношении мировой и локальных цивилизаций имеет несколько толкований, связанных с многозначностью самого термина «цивилизация». Во-первых, это могут быть по существу этносоциальные организмы (например, цивилизация майя, вавилонская, шумерская и т.д.), т.е. сравнительно однородные в этническом отношении общности. Во-вторых, понятием «цивилизация» могут обозначаться и социально-культурные общности более широкого масштаба, в силу присущих им характеристик принадлежащие к одному и тому же культурному ареалу (цивилизация эллинская, европейская, латиноамериканская, российская и т.д.). В-третьих, нередко цивилизация обозначает исторически однотипные социально-культурные общности, связанные с определенной социально-исторической формацией (цивилизация рабовладельческая, феодальная и т.д.). Наконец, понятие «цивилизация» может быть использовано для обозначения всех социальных и культурных достижений человечества, здесь речь идет уже о мировой цивилизации. Мировая цивилизация, будучи исторической, модифицирующейся в зависимости от смены определенных глубинных факторов реальностью, прежде всего и непосредственно связана с социальным прогрессом, фиксируя социальные, материальные и духовные достижения всего человечества, вне зависимости о конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей. Для цивилизаций характерно наличие механизмов социального наследования и преемственности, что обусловливает сохранение и трансляцию коллективного общественного достояния, единого для всего человечества. Локальные цивилизации представляют собой реальные социально-культурные общности, существующие в определенных пространственно-временных координатах и имеющие определенный набор характеристик. Им присущи довольно устойчивые признаки (традиционная культура, язык, среда обитания, общность экономической или духовных сфер и т.д.), которые обусловливают особенности проявления в данной общности общечеловеческих достижений. Но во всех случаях любая конкретная форма цивилизации обычно выражает исторически обусловленные, преодолеваемые в ходе развития ценности и явления, позитивные для определенного пространства и времени. Устойчивость цивилизаций предполагает наличие определенного культурного ареала, характеризующегося не только пространственными границами, часто достаточно размытыми, но и совокупностью характерных культурных феноменов, материальных и духовных ценностей, определяющих специфику и сущность данной цивилизации: язык, религию, искусство, традиции, обычаи и др. Сущность, глубинная специфика конкретной формы цивилизации, проявляется с разной интенсивностью по границам и в центре, ядре культурной зоны. Именно на ее границах чаще всего находятся наиболее характерные черты цивилизации и именно здесь происходят контакты и взаимодействия цивилизаций, выражающиеся либо в отказах, либо в ассимиляции духовных, материальных, социальных ценностей, предлага-емых другими социокультурными общностями. Цивилизационная устойчивость проявляется и передается не только посредством объективных форм, но и определенными глубинными психологическими механизмами, связанными с поведенческими и психическими стереотипами, духовной идентификацией, коллективными представлениями общества. Для объяснения антропоэкологических особенностей цивилизации целесообразно рассмотреть упрощенную модель ее структуры. Модель цивилизации можно представить в виде матрицы, использовав принцип пирамиды цивилизации (структуры общества), которую предложил Ю.В. Яковец (1995). Важно подчеркнуть, что цивилизация существует в пределах определенного ареала, т. е. занимает определенное пространство. Жизнь цивилизации ограничена временным рамками, поэтому в матрицу введено время. Итак, в географическом пространстве (на территории) в определенное историческое время, в конкретной среде формируется цивилизация. Для существования человеческих общностей в рамках рассматриваемой цивилизации определяющую роль играют элементы среды их обитания: природные условия, комфортность для жизнедеятельности и ведения хозяйства. Для защиты от негативных воздействий внешних факторов создается «броня цивилизации» – жилище, одежда, соответствующее питание. Жизнедеятельность населения любых эпох сопровождается нарушениями среды обитания, начиная с уничтожения лесов при подсечно-огневом земледелии до токсичных выбросов современных предприятий, поэтому антропогенные факторы – неизбежный элемент среды обитания. На протяжении всей истории человечество сталкивалось с опасными природными явлениями, часть которых целиком уничтожала локальные цивилизации (примером чего может служить гибель ранней критской культуры). Среди опасных природных явлений – наводнения (библейский всемирный потоп), извержения вулканов (гибель городов Геркуланума и Помпеи), тропические циклоны, цунами и др.
Общество формирует социально-экономические условия, важнейшими элементами которых являются структура воспроизводства, формы собственности, обмен материальными благами, распределение произведенного продукта, управление экономическими процессами. Для характеристики цивилизации важна оценка различных элементов способа производства: средств труда, источников энергии, предметов труда, природных ресурсов, технологии и организации производства. Один из важнейших признаков цивилизации – общественное сознание, духовный мир людей этой цивилизации. Общественное сознание включает науку, культуру, образование, мораль, идеологию и религию. Социально-политический строй – важная черта любой цивилизации. Он характеризуется социальными, национальными, политическими и государственно-правовыми отношениями, господствующими в рамках цивилизации. В центре интересов антропоэкологии находится человек, у которого с каждой цивилизацией связаны определенные свойства жизнедеятельности. Среди них – организация и структура семьи. Семья выступает фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. С учетом особенностей типа цивилизации, ее социальной структуры и способностей самого человека складываются его потребности, знания, навыки, интересы. Достаточно точным индикатором являются показатели общественного здоровья. Опираясь на сведения о продолжительности жизни, причинах смерти, заболеваемости населения можно достаточно точно охарактеризо-вать ту цивилизацию, к которой относится это население. Для большинства существовавших и существующих цивилизаций были характерны такие события, как войны (наступательные и оборонительные), присоединение новых земель, миграции населения за рубежи своей страны и перемещения внутри страны. Голод и неполноценное питание до сих пор преследуют население некоторых регионов Земли, практически ни одна цивилизация не миновала эпидемий острозаразных заболеваний. Судьбу многих цивилизаций решили массовые движения населения – революции, гражданские войны, восстания. Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь этих событий. Войны приводят к голоду и миграциям населения, а голод, в свою очередь, является важным условием распространения инфекционных заболеваний и эпидемий, что вызывает возмущения народа. Изменение одних элементов, из которых складывается цивилизация, влечет за собой изменение других: меняется способ производства - перестраиваются социально-экономические условия, общественное сознание, условия жизни людей. Условия жизни в свою очередь влияют на образ жизни, на общественное здоровье и т.д.
В XVII-XVIII вв. европейские страны получали огромные прибыли от грабительской торговли с Индией, индонезийскими островами, Африкой, Америкой, от потока награбленных драгоценных металлов, пряностей. Но постепенно эти прибыли стали иссякать. Амстердам – торговая столица мира пережил один за другим кризисы в 1763, 1772-1773, 1780-1783 гг. В 1771-1772 гг. Европу постигли катастрофические неурожаи. Переворот в технологическом способе производства стал неотвратимым. Начало промышленной революции было связано с господством мануфактур, освоением месторождений каменного угля, развитием горной и металлургической промышленности, изобретением в 1712 г. парового двигателя, который сразу нашел широкое применение в промышленности. Англия первой стала на путь индустриального развития и почти до 30-х гг. XIX в. оставалась единственной страной, использовавшей достижения научно-технического прогресса. Уже с конца XVIII в. стремительно росло число прядильных станков, паровых машин, фабрик и угольных шахт. Изменения в процессе индустриализации были связаны с новыми видами используемой в производстве энергии и проявляли себя, в основном, в виде роста производительности труда. Впервые в истории силы природы сняли с плеч человека существенную часть его трудового бремени, предоставив ему тем самым возможность добиваться гораздо большего, чем он мог до сих пор. Однако в остальном мире производство все еще приводилось в движение энергией людей, быков и лошадей. В XVIII в. вместе с изменениями в промышленном производстве начали происходить существенные изменения в жизнедеятельности и образе жизни людей. Человек в индустриальной системе является творцом машин, строит и эксплуатирует их. Но созданное ради удовлетворения его потребностей машинное производство все больше подчиняет себе человека, навязывает ему ритм жизни, смена поколений техники угрожает безработицей. В то же время в жизни людей произошли многие позитивные явления. Очень важными были изменения в сфере личной гигиены. Поддержание чистоты тела, одежды и посуды, элементарная гигиена питания, умение бороться с насекомыми-паразитами и тому подобные вполне обычные для настоящего времени навыки появились относительно недавно. Еще в начале XVIII в. обычаи не есть руками, ежедневно умываться, менять белье, носить чистую одежду и другие гигиенические навыки постепенно распространились среди богатой части населения Европы, но только в XIX в. они стали прочно входить в быт народа. Этому способствовали, с одной стороны, преодоление замкнутости сельской жизни, с другой – массовое производство более рациональной и гигиеничной одежды, дешевых товаров массового потребления (белья, посуды), доступных гигиенических средств (мыла и пр.), медикаментов и т. п. К началу 70-х rг. XIX в. индустриальное общество прочно утвердилось на земном шаре. Интересна характеристика достижений этого периода, сделанная К. Марксом и Ф.Энгельсом: «Буржуазия менее чем за сто лет... создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!». XIX век был периодом стр-мительного роста крупных городов, в которых условия жизни в богатых кварталах разительно отличались от существования людей в беднейших районах. На окраинах городов, населенных бедняками, периодически возникали очаги инфекционных болезней, которые угрожали всему населению. Крайне тяжелыми были условия труда рабочих на фабриках 71 и заводах с 12-14-часовым рабочим днем. На предприятиях были заняты не только взрослые мужчины, но женщины и дети. Новые экономические и технические возможности позволили в значительной степени нейтрализовать опасность широкого распространения эпидемических заболеваний в городах, которые при прежнем уровне соблюдения гигиенических норм и правил могли превратиться в опаснейшие очаги эпидемий. Развитие крупной промышленности сделало возможным переустройство жизни людей, создание более благоустроенных жилищ, развитие санитарной техники и оздоровление населенных мест. Уже в начале XIX в. стали осуществляться первые мероприятия по улучшению систем водоснабжения, канализации и очистки населенных мест. В результате резко сократилась смертность от холеры, чумы, брюшного тифа, дизентерии и др. В XIX в. были приняты законы, ограничивающие труд детей, подростков и женщин и предписывающие соблюдение санитарных правил на фабриках. В 30-е гг. XIX в. в Англии была создана комиссия по изучению холеры. С 1840 г. под руководством врачей английский парламент провел обследование санитарного состояния городов и их рабочих кварталов, после чего был принят ряд мер по санитарному благоустройству городов. В 1848 г. в Англии был принят закон о ликвидации антисанитарии и предупреждении заболеваний. В результате социально-экономических и медико-санитарных изменений в мире и, прежде всего, в странах, первыми вступивших в эпоху индустриализации, произошли заметные изменения в состоянии здоровья людей и в возрастной структуре населения. Численность населения Земли за 100 лет (с 1800 г.) выросла с 906 млн человек до 1,6 млрд человек. Продолжительность жизни населения увеличилась на 15-20 лет. Так, в Швеции с 1796 по 1896 г. продолжительность жизни мужчин выросла с 35,5 до 55,7 лет, женщин -с 39,4 до 59,3 года. К достижениям индустриальной цивилизации можно отнести стремление к утверждению правового порядка, основанного на признании равноправия всех граждан и социальных слоев перед законом, на первенстве закона в регулировании правовых отношений. В кодексе Наполеона, ставшего символом буржуазной правовой системы и возродившего основные нормы римского частного права, были четко сформулированы принципы и механизмы охраны частной собственности и интересов личности, механизмы правового регулирования разветвленной системы рыночных отношений. На протяжении индустриальной цивилизации четко вырисовываются несколько фаз политической жизни: – период утверждения и распространения буржуазной демократии на основе целой серии буржуазно-демократических революций (нидерландской, английской, французской и др.); – этап успехов демократии во второй половине XIX в. в развитых странах (с модификациями в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии и др.); – отход от демократических принципов в тоталитарных государствах наблюдался, начиная с 20-х гг. ХХ в. и почти до конца столетия. Промышленная революция не только способствовала научно-техническому прогрессу, но и оказывала отрицательное воздействие на окружающую среду. К началу индустриальной эпохи (1750) в регионах с наиболее развитой для своего времени промышленностью численность населения была около 10 млн человек. Их воздействие на среду своего обитания можно оценить величиной 0,073 · 104 единиц АОС. Остальные 890 млн человек жили в условиях, приближенных к началу феодализма. Их антропогенный прессинг на окружающую среду состав около 1,62 · 104 единиц АОС. В эпоху промышленной революции воздействие на окружающую среду стало еще более интенсивным. Были вырублены лесные массивы вокруг промышленных центров Англии, Франции, Швеции, России. Гибли сельскохозяйственные угодья в результате разработок угля и добычи нефти. В городах и, особенно в их промышленных предместьях, началось интенсивное загрязнение воздуха. В реки поступали массивные стоки промышленных предприятий. К концу XIX-началу Х в. воздействие на окружающую среду существенно возросло и достигло 0,5 1 · 104 – в отсталых странах и 2,9 · 104 единиц АОС – в наиболее передовых в экономическом отношении странах. Закат иностранной цивилизации. Экономика индустриальной эпохи в промышленно развитых странах достигла неоспоримых достижений в могучем и длительном подъеме производительных сил, росте уровня жизни широких масс населения. Вторая половина Х в. кардинальным образом изменила условия жизни населения передовых стран и частично стран развивающихся. Благодаря крупномасштабному технологическому применению науки, возросшей мощи индустрии производительность труда повысилась в десятки раз, в быт большинства семей вошли комфортабельные жилища, оснащенные телевизорами, бытовой техникой, компьютерами, видеосистемами, часто сменяемые марки автомобилей, туристические поездки. За счет успехов медицины были полностью или частично ликвидированы многие наиболее опасные инфекционные болезни. Появились способы успешного лечения онкологических и сердечнососудистых заболеваний. В большинстве стран мира удалось существенно снизить детскую смертность. Повысился уровень общественного здоровья и произошло беспрецедентное увеличение продолжительности жизни населения. За 50 лет (с 1950 по 2000 г.) 73 в странах-лидерах, где и до этого продолжительность жизни была достаточно высокой (мужчины 63 года; женщины 69 лет), она увеличилась у мужчин на 11-12 лет и у женщин на 12-13 лет. В странах, которые несколько отставали в своем экономическом развитии и в послевоенный период имели среднюю продолжительность жизни в пределах 50 лет, рост был еще более заметным. Так, в Латинской Америке в 1950 г. средняя продолжительность жизни мужчин была 49 лет, а женщин 53 года, к 2000 г. она выросла соответственно на 17 и 22 года. В то же время ярко выявились различия в социально-экономическом положении населения различных регионов мира и зависимость уровня общественного здоровья от качества жизни и таких его основополагающих факторов, как благосостояние и экологическая обстановка. В середине ХХ в., благодаря деятельности выдающихся архитекторов, дизайнеров, гигиенистов, инженеров, изменились взгляды на характер жилища и облик городов. Они были воплощены в жизнь в процессе массового жилищного строительства и создания новых городов. Массовая автомобилизация жизни позволила многим людям покинуть загрязненные большие города и поселиться в экологически чистых предместьях в индивидуальных домах. Можно сказать, что, несмотря на увеличившееся загрязнение окружающей среды, значительная часть населения наиболее передовых в экономическом отношении стран стала жить в более комфортных условиях по сравнению с началом Х в. Х век стал не только веком бурного роста населения, но и веком двух мировых войн, масштабы которых не с чем сравнить в истории человечества. Мощнейшая военная техника привела к гибели миллионов людей, подтвердив возможности уничтожения всего населения Земли или большей его части с помощью средств, созданных человеком. Последние аккорды Второй мировой войны – атомные бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки – были особенно трагичны. Они потрясли весь мир. Ужас ученых и общественности перед грандиозностью средств массового уничтожения в определенной мере был перенесен и на всю современную промышленную технологию. Именно после Второй мировой войны началось активное природоохранное движение. Тревога за судьбу человечества особенно возросла после аварий на АЭС и предприятиях атомной (Кыштым – 1957; Три-Майл-Айленд – 1979; Чернобьшь – 1986) и химической (Севезо – 1976, Бхопал – 1984) промышленности. В экономически развитых странах количество энергии, вырабатываемой на душу населения, постоянно растет. С середины XIX в. потребление энергии на Земле возросло в 20 раз, а за счет ископаемого топлива -в 100 раз. В результате этого содержание в атмосфере двуокиси углерода увеличилось на 30 %, метана – на 74 100 %. Если же обеспечить все население планеты энергией на уровне потребления ее в индустриальных странах в 1990 г., то ее производство должно было бы утроиться. Подобный рост неминуемо обострил бы такие проблемы, как глобальное потепление климата, загрязнение атмосферы в городах и в сельской местности. Страны «третьего мира», которые только находятся на пороге индустриальной цивилизации, проводят в области экологии политику, существенно отличающуюся от политики экономически развитых стран. Правительства и общественность стран Запада настаивают на уменьшении эксплуатации природных ресурсов, прекращении вырубки лесов, экономии электроэнергии и т.д., а развивающиеся страны рассчитывают вырваться из нищеты за счет усиленной эксплуатации своих природных богатств. Эти противоречия объясняются объективным положением в мире, которое можно проиллюстрировать таким примером. США, население которых составляет 4,8 % всего населения Земли, потребляет 25 % мирового количества энергии, а Индия (16 % всего населения планеты) – только 1,5 %. В конце ХХ в. 249 млн американцев только на кондиционирование воздуха использовали энергии больше, чем 1,1 млрд китайцев на все нужды. Понятно, что развивающиеся страны стремятся достичь уровня передовых стран, а для этого необходима большая энерговооруженность. Эта проблема имеет еще один аспект, который можно обозначить как экологический колониализм. Выражается он в том, что страны с мощной индустрией размещают экологически вредные производства в слаборазвитых странах замедление, а затем стабилизация численности населения вместе с резким сокращением военных расходов позволит часть прироста национального богатства в результате технического прогресса направить на подъем народного благосостояния, улучшение качества жизни, решение экономических проблем. Лишь на этой основе удастся обеспечить опережающие темпы экономического роста развивающихся стран и сокращение их отставания в уровне и качестве жизни от развитых стран, в которых живет лишь 1/6 часть населения Земли. В период становления постиндустриального общества неизбежна трансформация демографических проблем. Это относится, прежде всего, к динамике численности и структуры населения Земли, от чего зависят объем потребностей и возможность их удовлетворения при ограниченности ресурсов. Общая численность населения Земли стремительно возрастает за счет населения развивающихся стран. Период удвоения численности населения сократился с 2500 лет в неолитической цивилизации, 1000 лет в античной до 150 лет в период становления и расцвета индустриальной цивилизации и 37 лет в период ее заката. В развитых странах происходит стабилизация или сокращение численности населения. Меняется и возрастной состав населения. В развитых странах в связи с сокращением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни населения растет доля старших возрастных групп. Поэтому экономически развитые страны заинтересованы в притоке молодого населения. Дисбаланс численности и структуры населения в развитых и развивающихся странах становится причиной многих как положительных, так и отрицательных социальных процессов. С одной стороны, эмигранты из африканских, азиатских, арабских стран компенсируют дефицит рабочих рук в Европе и Северной Америке, с другой – большая численность неевропейского, как правило, бедного, населения в странах Западной Европы формирует почву для ксенофобии и социальных конфликтов. Условием прогресса постиндустриальной цивилизации, видимо, должна стать взаимная ассимиляция значительной части этих столь различных в культурном, религиозном, антропологическом отношении групп людей. Этот процесс, если он произойдет, потребует период времени жизни нескольких поколений и приведет к повышенной биологической устойчивости новой человеческой общности. Другая, дифференцированная часть общества будет развивать в представителях своих групп толерантность (терпимость) по отношению к людям с другим цветом кожи, другой ментальностью, другой религией. Для постиндустриальной цивилизации характерно формирование элементов новой этики, правил межличностных отношений, подчеркивающих стремление к независимости и самобытности каждого члена общества как уникальной личности, имеющей право самостоятельно строить свое поведение, считаясь, однако, с такими же интересами других. Постиндустриальная цивилизация предполагает, что произойдут радикальные изменения в самом человеке, в его потребностях и способностях, знаниях и навыках. Это позволяет ожидать, что постиндустриальная цивилизация в недрах общества экономически развитых стран происходит формирование основ постиндустриальной цивилизации, которую называют еще информационной цивилизацией, так как она базируется в первую очередь на использовании информационных систем и вычислительной техники. Эта новая форма цивилизации декларирует, что ее содержанием и высшей целью будет свободный, творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении. Это не значит, что исчезают противоречия, невежество, преступления, конфликты. Но способы разрешения постоянно возникающих конфликтов будут становиться все более цивилизованными, насилие над личностью становится исключением, а не правилом. При оценке перспектив развития постиндустриальной цивилизации необходимо помнить, что страны, вступившие на путь постиндустриального развития, сохраняют в своих военных арсеналах оружие массового уничтожения. Между ними и другими странами. Замедление, а затем стабилизация численности населения вместе с резким сокращением военных расходов позволит часть прироста национального богатства в результате технического прогресса направить на подъем народного благосостояния, улучшение качества жизни, решение экономических проблем. Лишь на этой основе удастся обеспечить опережающие темпы экономического роста развивающихся стран и сокращение их отставания в уровне и качестве жизни от развитых стран, в которых живет лишь 1/6 часть населения Земли. На пути к постиндустриальной цивилизации неизбежны выработка и распространение более рациональной и экономной, менее расточительной модели потребления в развитых странах и развитие способностей удовлетворять эти потребности (прежде всего за счет собственных ресурсов и эффективного труда) в развивающихся странах. Для построения постиндустриал<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.158 (0.014 с.) |