Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-экологический подходСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА © А.М. Калимуллин
В условиях глобального экологического кризиса изучение последствий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду в прошлых эпохах становится важнейшей задачей исторической науки. Специальные исследования в этом направлении позволяют не только изучить экологические кризисы прошлого, но и представляют возможность получить исторические знания об истоках и эволюции противоречий между человечеством и природой.
Города как центры концентрации населения и промышленности включают созданные человеком многочисленные структуры (различные строения, улицы, дороги, разнообразные инфраструктуры), история возникновения и развития которых, рассмотренная ранее в многочисленных трудах, тем не менее почти не учитывала их влияния на окружающую среду. Современный опыт показывает, что трудно воссоздать историю города вне контекста некоторых элементов окружающей среды. Во-первых, люди основывали свои города в удобных с географической точки зрения местах (например, с удобными гаванями на береговых линиях океанов, морей, рек и озер, которые могли использоваться для перевозок и водоснабжения; в плодородных речных долинах с необходимыми продовольственными и животными ресурсами и т.д.). Во-вторых, города постоянно расширяясь, требовали новых участков. В этих целях городские разработчики часто меняли естественные пейзажи, выравнивая холмы, заполняя долины и заболоченные земли и создавая огромные искусственные ландшафты. В процессе этого они изменили городские биологические экосистемы для собственных целей, уничтожая коренные животные сообщества, разновидности местной флоры и фауны и внедряя новые из других стран и регионов. Горожане создали искусственную окружающую среду, заменявшую естественную, что вело к изменению микроклимата, температурных показателей, осадков и другим последствиям [1]. Это побудило историков уделить большее внимание изучению истоков и эволюции таких явлений, как городское загрязнение, развитие водоснабжения (водопотребления) и канализационных систем, сбор и утилизация отходов, вопросов здравоохранения (санитарно-гигиенических последствий загрязнения), последствия строительства дамб, водохранилищ, дорог, транспортных перевозок и т.д. Подобные проблемы стали предметом изучения экологической истории – нового междисциплинарного направления, исследующего процесс взаимодействия человека с окружающей средой на протяжении всего существования человечества – с древнейших времен до наших дней. Исследования экологических историков в контексте истории города, свидетельствуют о том, что воздушное загрязнение от пыли, дыма, животных удобрений, возрастающее по мере роста производительных сил, проявилось задолго до индустриальной эры. Широко развернувшаяся в Египте и Двуречье плавка железных руд и изготовление металлических изделий, вероятно, впервые привели к осознанию негативных последствий развития производительных сил. Гибель некоторых древних цивилизаций, возникших на некогда плодородных землях долин Тигра и Евфрата, была вызвана, в том числе, постепенным засолонением и эрозией почв вследствие несовершенности ирригационных систем. Неуклонное истощение природных ресурсов стало одной из главных причин стагнации государств древнего Востока, потери лидерства в культурном развитии, постепенно перешедшего в Средиземноморье. Несколько веков спустя в результате разрушительной деятельности человека некогда плодородные и покрытые лесами земли северовосточного и северного Средиземноморья постигала та же участь. Покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. Основной причиной деградации природы явились чрезмерный выпас скота, вырубка лесов, распашка горных склонов. Возможно, именно античные Греция и Рим столкнулись с первыми проявлениями энергетического кризиса, заставившего греков использовать пассивную солнечную энергию, ориентируя свои города и здания к солнцу, а римлян к тому же и импортировать древесину. Древний Рим стал также печально известен улицами, заполненными сточной водой, однако водное загрязнение в большинстве городов еще не ощущалось, особенно в восточных, ввиду строгих религиозных кодексов относительно чистоты. Древние города нередко достигали значительных размеров, как, например, в античной Греции, где наряду с Афинами имелось немало городов с территорией в несколько тысяч гектаров. Крупнейшими городами древности были Александрия, Рим, Сируказы. Эти города оказали ощутимое влияние на природу не только в пределах занимаемой ими территории, где, прежде всего, уничтожался естественный почвенно-растительный покров, но и вокруг них. Так, в античное время вокруг Рима на большой площади были вырублены леса, а территория, расположенная вокруг города, покрыта густой сетью дорог. Около Сиракуз функционировала достаточ- но крупная для того времени каменоломня площадью 10 тыс.кв.м. [2: 147]. Рассуждая о Древнем Риме, Л.Н.Гумилев писал, что "в инерционной фазе вся система превратилась в паразитическую, существовавшую за счет ограбления природы Средиземноморья и окрестных стран, в которых шла постоянная экспансия: Цезарь захватил Галлию, получил оттуда огромное количество золота и с помощью этого золота захватил власть в Риме… Таким образом, к I в. создалась страна, которая ограничена была Рейном, Дунаем и Евфратом, – огромная страна. Природу спасало здесь отчасти лишь то, что население этой большой страны не превышало 50-52 млн. человек, то есть такого перенаселения, как сейчас, не было, но и при этом неэкономное расходование природных средств изменяло ландшафты: природные биоценозы упрощались и исчезали, расширялся антропогенный ландшафт мирового города" [3: 294]. Ведущая роль города в политической, экономической и культурной жизни закрепляется в эпоху средневековья, несмотря на сохраняющееся значительное преобладание сельского населения. Произведения средневековых художников, сохранившиеся до наших дней городские планы, старинные кварталы современных городов, описания путешественников помогают воссоздать не только внешний, но и внутренний облик городов, специфические черты городского быта. Известно, что одной из главных проблем городских властей была борьба за чистоту и порядок, т.к. мусор и нечистоты в основном сбрасывались в реки или близлежащие рвы. Служба мусорных повозок появилась довольно поздно: в Париже в XIV в., в Аугсбурге в XV в. Очистка улиц проводилась нерегулярно – раз в 1-2 недели. В этой связи самой сложной являлась задача – уберечь источники питьевой воды от загрязнения фекалиями. Например, в Вене XIII века питьевые фонтаны во дворах домов находились на рас- стоянии не более метра от отхожего места. Однако в полной мере опасность подобного загряз- нения была в полной мере осознана лишь к концу XV века, после чего городские советы Мюнхена и Нюрнберга первыми приняли постановления, регулировавшие месторасположение отхожих мест в целях недопущения их близости к источникам питьевой воды. Городские советы регулировали также работы по очистке городских клоак, проводившиеся за счет владельцев домов и их участков. Однако санитарная эффективность этих мер была незначительной, что вело к регулярным вспышкам в городах чумы, холеры, желудочно-кишечных и других заболеваний. Только эпидемия чумы 1348 года, быстрее всего распространившаяся среди нагромождений грязных трущоб в густонаселенных городах, унесла треть населения Европы [4]. Рост городов и городского ремесла, постепенно вытесняемого мануфактурой, становится важнейшей характеристикой классического и позднего средневековья. В это время были сделаны важные шаги в совершенствовании механизмов, технологии, организации производства, особенно в горнодобыче, металлообработке, литейном деле, текстильном производстве, средствах коммуникации. События, породившие и сопровождавшие экономический переворот XVI столетия, укореняли в сознании людей представление о том, что судьба мира, изменение всего строя общественной жизни, завоевание личного благосостояния и т.д. находятся в руках тех, кто обладает новыми средствами воздействия на природу и подчинения ее материальной власти человека. Тем не менее негативное воздействие на окружающую среду обретает критические формы только в эпоху индустриального города. Промышленная революция принесла с собой загрязнение воздуха, воды и появление твердых отходов такого типа и в таком масштабе, которых ранее не существовало. Если ранее большинство отходов были биологическими по своей природе, то отходы индустриального города стали уже совершенно чуждыми окружающей среде во многом ввиду искусственного своего происхождения, ввиду чего их влияние на окружающую среду становится несоизмеримо большим. Наиболее значимыми достижениями человечества в результате промышленной революции стали: · повсеместное распространение машин и использование их для выполнения тех операций, которые раньше выполнялись человеком либо самостоятельно, либо с помощью домашних животных; · обращение к механическим источникам энергии, таким, как энергия воды или паровых моторов для питания машин; · увеличение эффективности перевозок; · рост и развитие промышленных технологий. Значительный рост промышленного производства, совпавший с начальным этапом урбанизации, повлек за собой невиданный ранее уровень антропогенного воздействия на природную среду. Прежде всего это проявилось в существенном увеличении потребления топлива и различных видов ископаемого сырья, особенно металлов. Непрерывно ускоряющийся рост потребления полезных ископаемых положил начало эре их промышленной разработки, что особенно масштабно проявилось в добыче металлических руд. Зарождение химического производства привело к появлению еще более опасного источника загрязнения природы, характеризовавшегося беспрепятственным сбросом опасных химикалий в водоемы и атмосферу. Так, Англия, обладавшая самыми крупными запасами коксующихся углей и ставшая первым его производителем и экспортером, стала и первой страной, испытавшей губительные последствия его широкого использования. Английские исследователи С. Хипкинс (S.Hipkins) и С.Ф. Воттс (S.F.Watts), изучившие воздушное загрязнение в Йорке (York) с 1381 по 1891 гг., в частности указывали, что уже тогда угольный дым загрязнял воздух в больших городах, а затем землю и реки, оседая на них [5: 337-346]. В. Хевер (V.Heather) доказал, что подобная ситуация была характерна и для других британских городов, например, для Оскфорда [6: 359-372]. Соответственно возрастает влияние транспорта на природу, и особенно на этом этапе – транспортных сетей. Во-первых, существенно меняется окружающая среда месторасположения торговых речных и морских портов. Во-вторых, изобретение паровоза в начале XIX века и развитие железнодорожных путей сообщения привело к появлению очередного источника деградации окружающей среды, проявившегося первоначально в загрязнении воздуха пожарами от несовершенства первых локомотивов и др. Кроме того, железнодорожные узлы нередко становились крупными урбанизированными центрами с развитой промышленностью. Ученые-медики середины XIX века, еще не подозревавшие об отрицательном воздействии шума на человека, скорее неосознанно, но провидчески заявляли, что передвижение при помощи пара должно, несомненно, вызвать у тех жителей, мимо которых будет про- ходить поезд, тяжелые заболевания мозга [7: 560-561]. В течение XIX века промышленный переворот вслед за Англией произошел в США, Франции, Германии, Японии, России и ряде других стран. Это привело к увеличению и росту городов, расширению масштабов и географии промышленности, а также к новому уровню антропогенного воздействия на природу. Загрязнения, являющиеся следствием индустриализации, вызвали в середине XIX века серьезную озабоченность городских властей крупных промышленных городов Англии, Америки, Швеции и ряда других стран. Попытки борьбы с ними, осуществлявшиеся сначала слишком медленно, были затем ускорены эпидемиями тифа и холеры, стимулировавшими интерес к проблеме чистой питьевой воды и очистке стоков. Удивительно, что вплоть до 1850-х годов никто не увязывал вспышки различных эпидемий с загрязненной водой. Лишь в 1855 году лондонский врач Джон Сноу научно доказал данную зависимость, позднее это было подтверждено материалами других исследований. Природоохранные проблемы городов стали более масштабными в ХХ столетии, и особенно в эпоху НТР, всеохватывающий характер которой, предопределил воздействие на все сферы жизни общества – не только на политику, идеологию, образование, здравоохранение, быт, культуру, психологию людей, но и на взаимоотношения человека с природой. Так, научно-технический прогресс, с одной стороны, улучшил условия жизни значительной части населения планеты, но, с другой стороны, стал причиной появления новых проблем и противоречий, главной из которых, несомненно, явилась экологическая проблематика. Рост городов, промышленности и транспорта, завершение процесса экономического районирования многих промышленных регионов индустриально развитых стран привели к увеличению загрязнения окружающей среды, что бумерангом отразилось на качестве жизни человека. Научно-техническая революция привела к значительному расширению сферы деятельности человека, получившего возможность кардинально влиять на ход естественных процессов. Вместе с тем технический прогресс создал огромные возможности не только для покорения сил природы, но и для ее загрязнения и разрушения. Индустриальное развитие сопровождалось поступлением в биосферу огромного количества загрязнений, нарушивших природное равновесие во многих регионах мира и представляющих реальную угрозу здоровью людей. Промышленное воздействие на окружающую среду и человека стало проявляться посредством потребления сырья и энергии, через сточные воды и отходящие газы, а также под влиянием огромного количества не утилизированных твердых отходов. Косвенное воздействие оказывалось и через продукты, которые после использования потребителем просто превращались в мусор [8]. Результатом промышленных достижений стал ежегодно возрастающий выброс в атмосферу миллиардов тонн техногенных газов и ядовитых веществ, отходов промышленности, энергетики и транспорта. Экосистемы современных городов оказались неспособными ассимилировать гигантское количество мусора и индустриальных отходов. Вследствие несовершенства технологии большая часть минерального сырья по-прежнему возвращается в природу в виде отходов. Бурно развивавшийся в последние десятилетия ХХ века процесс урбанизации привел к резкому обострению экологических проблем города. Известно, что современный город с населением в 1 млн. человек потребляет в сутки огромное количество воды, пищи и топлива, выбрасывая в окружающую среду не меньшие объемы газообразных, жидких и твердых отходов. Постиндустриальный город характеризуется также возросшим потреблением энергии, особенно электричества, на душу населения. В основном это связано с развитием энергоемких отраслей промышленности, производящих новые искусственные материалы, перерабатывающих органические химические соединения и т.д. Несмотря на то, что города уже со времени их возникновения являлись источником воздействия на окружающую среду, только в последние десятилетия ХХ века их влияние стало катастрофическим, проявляясь во всех геосферах: атмо- гидро- лито- и биосфере. Развитие постиндустриального общества обусловило также существенное изменение типов транспортных путей, выдвинув на первый план автомобильные магистрали. Строительство и эксплуатация скоростных автострад, выхлопные газы автомобилей превратились в одну из наиболее серьезных экологических проблем современных городов. Особую опасность в связи с тенденцией нарастания загрязнения окружающей среды представляет такая составляющая глобальной экологической катастрофы, как потепление климата планеты. Последние десятилетия ХХ века выявили угрозу глобального его изменения: необычайная жара и засуха в одних районах, непривычно суровые зимы – в других. Среди основных причин этого ученые выделяют негативную роль аэрозолей антропогенного происхождения, вызывающих увеличение отражения солнечной радиации и вследствие этого уменьшение ее поступления к земной поверхности. Таким образом, в течение всего процесса взаимодействия с природой, человек всегда оказывал на нее давление, которое иногда было столь значительным, что неблагоприятно влияло на жизнедеятельность человека, "поражало" его города, сельскохозяйственные сооружения, дороги. Современный экологический кризис требует, поэтому, более объективного и полного изучения процесса зарождения и развития городов в неразрывной связи с последовательно возраставшим антропогенным воздействием на окружающую природную среду. Такой подход позволит создать целостную картину экологических последствий урбанизации страны в целом, и отдельных регионов в частности, которая непременно должна быть отражена в обобщающих трудах по российской и региональной истории.
Использованная литература:
1. Murphy R. Extreme Weather and the Energy Metabolism of the City // Environment and History. – 2002. – Vol.8. Number 1. 2. Григорьев А.А. Антропогенные воздействия на природную среду по наблюдениям из космоса. – Л.: Наука, 1985. – 239 с. 3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 2002. – 384 с. 4. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск: По- лиграмма, 1994. – 320 с. 5. Hipkins S., Watts S.F. Estimates of Air Pollution in York: 1381 – 1891 // Environment and History. – October 1996. – Vol.2. Number 3. 6. Heather V. Unswept stone, besmeer'd by sluttish time: Air Pollution and Building Stone Decay in Oxford, 1790 – 1960 // Environment and History. – October 1996. – Vol.2. Number 3. 7. Кулишер И.М. История экономического быта За- падной Европы: в 2-х т. – Челябинск: Социум, 2004. – Т. 8. Окружающая среда: энциклопедический словарь- справочник / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 640 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.17 (0.014 с.) |