Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана природы и окружающей человека среды (натурология)

Поиск

 

А. Общие проблемы

А.а. Методологические, методические и обобщающие работы в области охраны природы и окружающей человека среды
А.б. Прикладная экология. Экоразвитие. Экологическое планирование и прогнозирование. Экологическая экспертиза проектов
А.в. Природопользование. Общие начала ресурсного, территориального и отраслевого природопользования
А.г. Международное сотрудничество в области охраны природы и окружающей человека среды. Экологическая политика

 

Рис. 1 – Структура современной экологии

 

1. Охрана природы (созология)

1.1. Учение о биосфере. Глобальная экология. Биогеоценология (учение об экосистемах)

1.2. Воздействие человечества на природу (глобальное, региональное и локальное)

1.3. Охрана подразделений биосферы, экосистем и сохранение их иерархии*

1.3.1. Охрана геобиосферы
1.3.1.1. Охрана террабиосферы и ее экосистем
1.3.1.2. Охрана литобиосферы и ее подразделений
1.3.2. Охрана гидробиосферы
1.3.2.1. Охрана маринобиосферы, ее подразделений и экосистем
1.3.2.2. Охрана аквабиосферы, ее подразделений и экосистем
1.3.3. Охрана аэробиосферы
1.4. Использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и условий жизни
1.4.1. Изучение, контроль, оценка, прогноз состояния природной среды и естественных ресурсов
1.4.2. Охрана литосферы
1.4.3. Охрана и воспроизводство почв
1.4.4. Охрана атмосферы (от подземной тропосферы до перехода к Космосу); охрана атмосферного воздуха
1.4.5. Охрана и воспроизводство количества и качества вод (суши, океана)
1.4.6. Охрана и воспроизводство растительности (продуцентов)
1.4.7. Охрана и воспроизводство животного мира (консументов)
1.4.8. Охрана и воспроизводство организмов-редуцентов
1.5. Воспроизводство природных систем, сохранение экологического баланса и уход за
ландшафтом
1.5.1. Воспроизводство природных- систем, поддержание их продуктивности, видового состава, информативности, энергетики. Проблемы массовых размножений вредителей и вспышек заболеваний. Компонентное поддержание экологического равновесия. Опустынивание
1.5.2. Охрана и уход за ландшафтом
1.5.3. Сепортология (территориальное поддержание экологического равновесия). Охраняемые природные территории и акватории. Заповедное дело
1.6. Экологическое прогнозирование и планирование
1.6.1. Географическое (экологическое) прогнозирование
1.6.2. Ландшафтное (экологическое) планирование. «Строительство» ландшафтов

 

1.7. Социально-экономические проблемы охраны природы
1.7.1. Экономические (включая политэкономические) вопросы охраны природы. Экономическая оценка природных ресурсов
1.7.2. Социальные вопросы охраны природы
1.7.3. Юридические вопросы охраны природы
1.7.4. Природоохранное обучение: воспитание, просвещение, образование и пропаганда

2. Формирование и охрана окружающей человека среды (средология, энвироника, энвайронментология)
2.1. Экология человека
2.1.1. Потребности человека
2.1.2. Учение об окружающей человека среде. Природные факторы. Природно-антропогенные факторы. Социально-экономические факторы. Демографические факторы. Культурные факторы
2.1.3. Охрана и улучшение среды жизни людей («качества» жизни). Этноэкология. Социальная экология. Экология народонаселения
2.1.4. Влияние природной среды жизни и ее антропогенных изменений на здоровье человека
2.1.5. Воспроизводство человека
2.2. Природная и материальная среда обитания человека и их охрана
2.2.1. Природная среда и ее зонально-географические и региональные варианты
2.2.2. Квазиприродная среда (культурных ландшафтов), ее формирование
2.2.3. Среда населенных мест (артеприродная среда)
2.2.3.1. Городская среда, ее формирование и охрана
2.2.3.2. Сельская среда, ее формирование и охрана
2.2.3.3. Производственная среда. Охрана труда
2.2.3.4. Среда жилых помещений
2.2.4. Рекреационная среда и ее формирование
2.2.4.1. Природная среда. Национальные парки, туристские маршруты
2.2.4.2. Курортная среда. Курортные зоны и их организация
2.2.4.3. Пригородная среда. Зеленые зоны, лесопарки, парки
2.2.4.4. Среда населенных мест. Природно-исторические парки и ансамбли, архитектурная среда
2.2.5. Отраслевые проблемы охраны окружающей человека среды
2.2.5.1. Энергетика
2.2.5.2. Промышленность:
– добывающая
– обрабатывающая
2.2.5.3. Строительство
2.2.5.4. Транспорт
2.2.5.5. Связь
2.2.5.6. Агропромышленный комплекс (пестициды, минеральные удобрения и др.)
2.2.5.7. Лесопромышленный комплекс
2.2.5.8. Морской промысел, рыбное хозяйство
2.2.5.9. Коммунальное хозяйство. Сфера услуг
2.3. Культурная среда обитания человека и ее сохранение
2.3.1, «Экология культуры». Историческая и национальная среда обитания человека. Охрана памятников культуры
2.3.2. «Экология духа». Среда человеческого общения. Информационная среда жизни
2.4. Стихийные и случайные нарушения среды жизни. Теория риска
2.4.1. Стихийные бедствия, меры их предупреждения и борьба с последствиями
2.4.1.1. Природные стихийные бедствия
2.4.1.2. Природно-антропогенные бедствия
2.4.1.3. Антропогенные катастрофы и аварии
2.4.2. Несчастные случаи, причины их возникновения и борьба с ними
2.5. Загрязнение среды: контроль загрязнений (мониторинг) и конструктивная энвайронменталистика
2.5.1. Физическое загрязнение среды и борьба с ним
2.5.1.1. Механическое загрязнение (замусоривание)
2.5.1.2. Тепловое загрязнение
2.5.1.3. Защита от шума, вибрации, электрических, магнитных полей. Световое загрязнение
2.5.1.4. Защита от излучений (радиации)
2.5.2. Химическое загрязнение окружающей человека среды. Факторы и способы его снижения
2.5.2.1. Факторы и источники загрязнения, контроль загрязнений. Вещества и материалы, загрязняющие среду жизни
2.5.2.2. Отходы, их обезвреживание и использование. Очистка. Малоотходная технология
2.5.2.3. Загрязнение природных компонентов (литосферы, почвы, атмосферы, вод суши и океана, растительности, животных)
2.5.2.4. Загрязнение пищевых компонентов (продуктов питания, питьевой воды и т. п.)
2.5.3. Биологическое загрязнение окружающей человека среды, борьба с ним
2.5.3.1. Карантинные виды животных и растений
2.5.3.2. Нежелательные интродуценты
2.5.3.3. Вновь возникающие формы жизни (главным образом вирусы)
2.5.3.4. Конструируемые (генной инженерией) формы жизни
2.5.4. Информационное загрязнение среды жизни
2.5.4.1. Рефлекторно-информационное
2.5.4.2. Через средства массовой информации и коммуникации
2.6. Социально-экономические и политические вопросы охраны окружающей человека среды (экономические, социальные, юридические, просветительно-образовательные, международные). Экономическая и социальная (внеэкономическая) оценка среды обитания человека, общественной эффективности ее создания и поддержания

Нетрудно заметить, что раздел 2.5 рубрикации (молисмология) так же важен для формирования среды жизни человека, как и для других организмов. Тут созология и средология смыкаются, хотя и остаются самостоятельными: первая интересуется воздействием загрязнений на мир растений и животных, а вторая рассматривает роль загрязнений в жизни человека – как непосредственно, так и через окружающий его живой и косный мир. Обширное поле экологии и экологически ориентированных наук охватывает все области практики. Принято считать, что ныне возникает экологическая культура или, во всяком случае, человечество переходит к формированию экологического этапа общемировой культуры. Для высокоразвитых стран такая точка зрения может быть принята. Для стран третьего мира едва ли она справедлива. Там лишь начинают говорить о проблемах среды жизни в основном как о неизбежных и пока не устранимых или с трудом ликвидируемых тяготах. Сама мысль о необходимости экологизации в этих странах так или иначе подавляется, а экологические движения нередко считаются антигосударственными, подрывающими социально-экономические устои страны. Обладая значительными территориями и не предъявляя высоких требований к сохранению среды жизни, многие развивающиеся страны стали ареной вывоза загрязнений в двух основных формах:

1) размещения предприятий с вредными выбросами и, как правило, с устаревшей технологией, в том числе очистки и

2) размещения полигонов захоронения химически вредных и радиоактивных веществ. Наука о географии загрязнений (геомолисмология) пока не существует ни в физико-географическом, ни в экономико-географическом плане. Между тем глобально от перемены места загрязнения сумма воздействий изменяется очень мало (главным образом лишь в смысле отсутствия островных эффектов – равномерность распределения загрязнений несколько повышает буферные свойства глобальной среды).
Очевидно, в ближайшее время появятся новые экологические дисциплины, особенно в сфере эколого-экономических наук. Пока было известно два основных направления – эконология (биоэкономика, политэкология, эколономия, другие синонимы) и конкретная экономика природопользования, включая экономику сохранения природы и окружающей человека среды. Оба эти направления не имеют пока достаточно глубокого теоретического базиса и находятся в начале пути развития.

Первоначально в 60-70-е гг. на Западе очень бурно развивалось теоретическое направление «эконэкол» (экономика + экология). Затем оно сделалось сугубо прикладным, наработанное знание перекочевало в банковские кабинеты, а также стало путеводной нитью для страховых фирм, учитывающих «экологические» параметры и угрозы. Теория «экологического» рынка не была разработана, хотя такой рынок, как и экологический бизнес, его порождающий, существует и играет достаточно заметную общественную роль.

Вообще экологический цикл знаний еще переживает младенческий период и только становится на ноги. У нас в стране в настоящее время царствует профанация экологии. Эта наука отнесена к отделению общей биологии Академии наук, т. е. центр тяжести по-прежнему лежит в области биоэкологии. Между тем экология – биологизированная, биоцентрическая наука, но не биология. Пока фактически ей не представлено место в научном сообществе бывшего СССР.

Очевидно, возможны два пути развития экологической науки и прежде всего в стенах Академии наук. Первый путь – создание профессионального, в основном проблемного экологического центра, а параллельно и совместно центра по экологическому образованию. Второй путь – формирование самостоятельного академического Отделения экологии, для начала выделив в его состав два-три института наиболее подходящего профиля и постепенно расширяя их сферу деятельности. У обоих путей есть плюсы и минусы. Пожалуй, создание научного экологического центра по типу пущинского биологического и других подмосковных центров, но пока в пределах Москвы, имеет то преимущество, что легче будет готовить кадры и не будут столь сильно довлеть традиции уже сложившихся научных коллективов имеющихся институтов. К этому центру.можно было бы подключить уже созданные институты экологии Волги, водных и экологических проблем (созданы в Сибири и на Дальнем Востоке). Однако следует иметь в виду, что эти учреждения еще очень слабы. Их усиление возможно лишь на базе целеустремленной подготовки молодых кадров.

Не менее слабы, особенно методологически, многочисленные центры, возникающие во многих регионах, типа экологических кафедр некоторых университетов и других вузов, экологического факультета Казанского университета, экологических центров различного названия и ранга (малых предприятий и т. п.). Постепенно они будут крепнуть, но при отсутствии методологического центра их развитие будет идти медленно. Желательно усиление центра экологического образования в Москве, в том числе в Московском университете, имеющем факультет повышения квалификации в области биоэкологии. Очень актуально создание информационных сетей, без которых наука развиваться не сможет.

Недостаточно консолидировалась экология как наука и в остальном мире. Многочисленные фирмы осуществляют практические работы по экологическому планированию, экологической экспертизе технических проектов и крупных хозяйственных начинаний, идет обучение студентов управлению качеством среды жизни и процессами природопользования, но вся эта деятельность не имеет под собой глубокого теоретического фундамента, она сугубо эмпирична, хотя порой и достаточно успешна. За рубежами нашей страны особенно значима массовость проводимых исследований, хорошо налаженный обмен информацией. Однако и упомянутые выше экспертные фирмы и большинство экологических университетских центров с методологической точки зрения не достигают высокого уровня. Зато использование результатов в практике очень эффективно. И это компенсирует весьма средний уровень самих разработок. У нас же научные результаты, как правило, остаются невостребованными и не выходят за рамки нереализуемой теории.

Для формирования высокопрофессионального ядра и региональных центров экологических наук понадобится еще не менее 5-10 лет. Очень важны работы по «экологической» сертификации техники, технологий и хозяйственных начинаний. Они часто бывают порочны в своей методологической основе. Изменить же ситуацию, когда она уже сложилась, весьма нелегко. А ее развитие бывает порой, например, как в Средней Азии, разорительно и даже катастрофично.

Было бы вполне логично учредить постоянный Международный экологический центр (или клуб) типа существующих институтов мира или Римского клуба и переориентировать Международный институт системного анализа под Веной на преимущественно экологические исследования. Международный экологический центр (при нынешней любви к пышным названиям его можно было бы назвать Всемирной академией экологии) мог бы разрабатывать пути выхода из современного экологического кризиса и вообще основы экоразвития и экополитики, в том числе региональной и местной.

 

4 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И

ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА НИХ

(по материалам Н.Ф. Реймерса, 1994)

К сожалению, соображения бережного отношения
к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно;
только само по себе оно может незаметно войти
в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным,
но непременным стимулом созидателя.
Н. К. Рерих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.102 (0.01 с.)