Практические советы по освоению техники игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические советы по освоению техники игры



Большинство начинающих игроков при броске, в первую очередь, стремятся встать как можно ближе к линии броска на широко расставленные ноги, думая, что это наиболее выгодная позиция и стойка (поза). Но именно в этом и заключается ошибка. Начинать следует с техники освоения броска. Бросок считается правильным, если бита летит почти горизонтально и ложится на площадку, полностью развернувшись к цели, т.е. параллельно лицевой линии города. Бросок обязательно должен производиться с замахом. В исходном положении бита находится перед туловищем игрока, ступни ног вместе или слегка расставлены и расположены под углом 30-40 градусов к лицевой линии города. Затем игрок поднимает биту перед собой до горизонтального положения, руки сгибает в локте и прижимает к туловищу, другой рукой придерживая биту. Центр тяжести на левой ноге. Замах производится плавно, за счет поворота туловища слева направо на 90 градусов и одновременно полного выпрямления руки в локте к моменту заключительной фазы замаха. При этом центр тяжести переносится с левой ноги на правую. В конечной точке замаха рука с битой чуть ниже уровня плеча, ладонь обращена вверх. Амплитуда замаха должна быть всегда одинаковой. Конечная фаза замаха на какое-то мгновение фиксируется и является исходным положением для броска. Как и замах, бросок производится в значительной степени за счет поворота (теперь уже справа налево) туловища, быстрым движением с нарастающей скоростью к моменту выпуска биты. Рука с битой, обращенная ладонью вверх, одновременно с движением туловища, несколько ниже уровня плеча, выводит биту вперед. Центр тяжести переносится на выставляемую вперед левую ногу. Правое плечо в момент выпуска биты как бы провожает ее в направление цели. При выполнении броска необходимо обратить особое внимание на одновременное движение туловища и руки с битой, от чего полностью зависят точность попадания в цель и сила броска. Другой немаловажный фактор для точности попадания – угол наклона биты при приземлении ее на площадке. На большом наклоне биты, даже при хорошей точности, фигуры разваливаются. Причины таких бросков заключаются в выводе биты вперед через плечо или из-за плеча, что позволяет бросать биту строго горизонтально.

Освоение техники броска следует начинать с имитации движения и лишь после этого производить первые пробные броски. При этом необходимо еще раз обратить внимание на обеспечение безопасности игроков и зрителей. Как же определить бросок, с которого бита приземлится, полностью развернувшись у цели? Для отработки такого удара надо поставить три городка на лицевой линии города и выполнить бросок с ближнего расстояния. Если выбитые городки будут лететь вправо, необходимо увеличить расстояние до цели, т.е. отойти дальше на 20-40 см. Если городки полетят влево, надо наоборот уменьшить расстояние до цели, т.е. подойти ближе на 20-40 см. Увеличивать или уменьшать расстояние необходимо до тех пор, пока выбиваемые городки не будут лететь прямо по направлению движения биты, а бита ложится полным разворотом на эти три городка. Важно обратить внимание на правильное положение ручки биты при ударе в цель, которая обязательно должна ложиться справа (по ходу броска). Положение ручки определить легче, если ее обозначить ярким цветом (например, мелом или цветной изоляционной лентой). Определив место, с которого бита ложится полным разворотом у цели, надо измерить расстояние от лицевой линии города до того места, где находилась правая нога и запомнить это расстояние. В дальнейшем при бросках, по откатившимся от лицевой линии городкам, необходимо строго выдерживать это расстояние, т.е. подходить ближе к цели, отходить дальше от нее соответственно на то расстояние, на которое окатился городок. Аналогичным методом определяется место броска с дальнего расстояния. Готовясь к броску, надо убрать из-под ног все мешающие предметы (биты, камушки, песок). При замахе голову не следует поворачивать вместе с туловищем, чтобы не терять из виду цель. На точность броска существенно влияет постановка левой ноги строго по линии цели, т.е. линии, мысленно проведенной от носка правой ноги к цели. Если ногу ставить левее этой линии, то бита, как правило, будет приземляться левее цели и наоборот. Только после достаточно хорошего освоения техники броска можно приступать к тренировкам в ударах с полу кона или лишь по достижении стабильности попадания в цель переходить на броски с кона. Залогом достижения хороших результатов являются строгое соблюдение основных законов техники броска и систематической тренировки. Индивидуальные тренировки должны чередоваться с командными, менее утомляющие спортсмена. После приобретения основных навыков игры можно проводить контрольные тренировки и товарищеские встречи, в которых будет накапливаться опыт участия в соревнованиях. Во время контрольных тренировок, товарищеских встреч, соревнований необходимо быть особенно сосредоточенным, собранным, уметь правильно настроиться на каждый бросок (даже по легкой цели), так как одна небрежно брошенная бита может разрешить исход соревнований. Овладев основными навыками игры в городки, дети наверняка почувствуют всю прелесть этого увлекательного вида спорта и, что самое главное, это поможет им укрепить и закалить свое здоровье.

Приложение № 14

ИГРЫ НАРОДОВ СНГ

Коршун и наседка. Русская народная игра

По жребию представитель одной команды – «коршун», другой – «наседка». Игроки наседки становятся в колонну. Замыкающий в ней «цыпленок». Все крепко держатся друг за друга, обхватив впередистоящего за пояс. По сигналу коршун старается запятнать цыпленка, но сделать это не легко, так как игроки наседки  все время поворачиваются лицом к нему и преграждают ему путь. За каждое касание коршуна цыпленка ему начисляется выигрышное очко. Игра продолжается 2 мин., после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, чей коршун сумеет большее число раз запятнать цыпленка. Игроки не имеют права разъединять руки. За нарушение противоположная команда получает выигрышное очко. Игру можно видоизменить: после каждого касания замыкающий в колонне выбывает из игры. В этом случае побеждает команда, у которой к концу игры сохранится большее количество участников.

Бабки. Русская народная игра

Участвуют две команды по 3 человека. Проводится на ровной площадке размером 8 х 4 м. На расстоянии 2 м от одной из коротких сторон проводится линия кона, в 5 м от нее • линия метаний. Каждая команда имеет 10 бабок (чистые кости домашних животных) и один биток (наиболее крупная и тяжелая бабка). Чтобы бабки были тяжелее, в них заколачивается по гвоздю. Такая бабка называется «гвоздарь». Перед командами у линии кона расставляются в определенном порядке фигуры из 10 бабок: «забор» и «гусек. Первая ставится вдоль линии кона, вторая - перпендикулярно ей. Ребята стараются сбить свои бабки меньшим количеством битков. По жребию одна из команд начинает игру. Участники по очереди бросают биток в бабки, стараясь сбить их. Затем биток бросает другая команда. Бабка считается сбитой, ес­ли она упала. Команда, раньше выбившая все фигуры, побеждает.

Шкандыбки. Украинская игра.

Проводится на большой площадке, лужайке. У каждого играющего в руках палка длиной 60-80 см, диаметром 3-4 см. Играющие 8-10 человек становятся в ряд и по сигналу выполняют бросок так, чтобы палка пошла колесом, или как говорят на Украине, «зашкандыбала». Чья папка останется позади, тот водящий. Он должен выйти в поле «пастись». Водящий («пастух») поднимает свою палку и проводит на земле линию, которая называется «плаз». На плаз он кладет свою палку. Остальные играющие становятся возле своих палок и, «шкандыбая» ими, пытаются попасть по палке водящего, лежащей на плазе. Кто не попал или по­пал последним, становится водящим. Прежний водящий идет на его место, чтобы продолжать игру.

Потяг. Белорусская игра.

Участники строятся на центральной линии бок о бок, лицом в разные стороны через одного (игроки одной команды смотрят в одну сторону, другой – в обратную). В 3 м от центральной линии по обеим сторонам обозначены крайние линии. По первому сигналу участники берутся под руки, образовав своеобразную цепь. После второго сигнала они начинают толкать своих соперников с таким расчетом, чтобы вытолкнуть их за крайнюю линию. Игра проводится из трех попыток.

Оксак карга. Узбекская игра

«Оксак карга» в переводе на русский «Хромая ворона». Игроки обеих команд строятся, как для встречной эстафеты с одной стороны площадки девочки, с другой – мальчики. Расстояние между встречными колоннами 12 м. У направляющего колонны мальчика в руках цветной кушак. По сигналу он сгибает обе ноги в колене, быстро привязывает кушаком голень к бедру и тут же начинает продвижение вперед на одной ноге к колонне девочек. Преодолев их линию старта, он развязывает кушак, обегает колонну сзади и только тогда передает кушак направляющей в колонне. Она выполняет то же, что и мальчик. И так до тех пор, пока игроки в колоннах не поменяются местами. Выигрывает команда, игроки которой это сделают быстрее.

Чепан куль. Узбекская игра

Играют одновременно несколько команд, в каждой по 8-10 участников. Играющие садятся в круг, скрестив ноги, на расстоянии 1 м друг от друга. У каждой команды большой цветной мяч (можно использовать большой надувной мяч). Команды назначают водящих, которые идут в круг другой команды. Задача играющих – передавать мяч друг другу как можно быстрее. Водящий старается запятнать мяч, за что ему начисляется выигрышное очко. Игра продолжается 2-3 мин. Выигрывает команда, чей водящий сумел набрать большее количество очков.

Бельбеу. Казахская игра

Игроки команд по 8-10 человек строятся лицом друг к другу за лицевыми линиями волейбольной площадки, в центре которой лежит бельбеу (кушак или полотенце). Игроки обеих команд получают порядковые номера. Первая пара с одинаковыми номерами устремляется вперед, чтобы раньше схватить бельбеу. Тот, кому это удастся, начинает преследовать своего соперника, стараясь как можно большее число раз осалить его кушаком, пока убегающий не достигнет своей линии. У линии преследователь бросает кушак на землю и бежит обратно, второй игрок старается быстрее поднять кушак, чтобы также осалить убегающего. Затем задание выполняет следующая пара. Выигрывает команда, игроки которой в общей сложности осалят соперников большее число раз.

Чокитхтома. Грузинская игра

Для игры нужен упругий шест длиной 3-5 м. От каждой команды участвует по 5 мальчиков. Направляющий команды с шестом становится за линией старта так, чтобы в нее упирался конец шеста. Ладонью левой руки он поддерживает шест снизу, правой охватывает его сверху и всей тяжестью тела опирается на правую руку. Подпрыгнув, игрок вытягивает ноги вперед, стремясь сделать прыжок подлиннее. Очередной игрок ставит конец шеста в точке приземления предыдущего игрока. Таким образом, каждый выполняет прыжок с шестом, продвигаясь вперед. Затем то же выполняет другая команда. Выигрывает команда, чьи игроки в общей сложности прыгнут дальше.

Лахти. Грузинская игра

В центре площадки очерчивается круг диаметром 3 м. Участники делятся на две команды по 4-6 человек. По жребию игроки команды становятся в круг, в котором лежат ремни по числу участников. Ремни кладут на одинаковом расстоянии и делят круг на равные сегменты. Игроки противоборствующей команды стремятся выхватить ремни из круга. Этому препятствуют участники, стоящие в кругу, которые стремятся запятнать ногой ниже колена кого-нибудь из игроков нападающей команды, оставаясь при этом одной ногой в кругу. Игрок, которого запятнали, выбывает из игры. Ребятам, обороняющим круг, разрешается захватывать (оставаясь хотя бы одной ногой в круге) соперника и затягивать его в круг. Атакующим игрокам разрешается захватывать и вытягивать из круга обороняющихся, толкать их, выхватывать ремень из круга любым способом: лежа, с разбегу ногой, вдвоем (один лежа захватывает ремень, другой за ноги тянет своего партнера назад). Участник, вытянутый из круга, выбывает из игры. Игра продолжается 2 мин., после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой сумеют за отведенное время вытащить большее количество ремней.

Играют азербайджанские дети

«Прыгай, прыгай, воробушек». «Экилбякил.гуш иди»

Посредине площадки чертится круг (его диаметр зависит от числа участников). Игроки выбирают водящего и становятся за линию круга лицом внутрь. Водящий, прохаживаясь внутри круга, поет песню. Заканчивая ее, он указывает на кого-либо из ребят. Тот, прыгая, должен поймать одного из разбежавшихся внутри круга игроков, прыгает на одной ноге. Пойманный становится водящим. Водящему во время прыжков не разрешается толкать ребят. Участники игры не имеют права выходить за пределы круга. Игра продолжается 10-15 мин.

«Что нарисовано?» – «Буня шекеилдир?»

Ребята садятся полукругом лицом к учителю и поют песню. Когда они кончат петь, учитель поднимает одну из имеющихся у него картинок, где изображен школьник, выполняющий упражнение, вызывает игрока и просит его повторить движение, нарисованное на картинке, при этом считать до пяти. Если школьник по окончании счета этого не сделает, то он исполняет желание участников (поет, танцует, рассказывает стихи и т.п.) Затем вызывается следующий участник и показывается другая картинка. Игра продолжается 10-15 мин.

«Волк идет» – «Гурт гялир»

Посредине площадки чертится штрафная линия. Все участники находятся за ней. На противоположном конце площадки в 5-6 м от линии обозначается круг диаметром 3-5 м. Одного из участников назначают водящим. Это «волк». Водящий становится посредине штрафной линии лицом к игрокам. Ребята, подражая зайцам, в произвольном порядке прыгают на площадке и поют песню. После песни учитель подает команду «Волк идет!» Все бегут в круг, а «волк» стремится кого-нибудь поймать. Пойманный становится волком. Если игроков много, можно выделить двух волков. Не разрешается до сигнала выходить за штрафную линию и толкать товарищей во время бега. Игра продолжается 10-15 мин.

«Бенефша». Азербайджанская игра

Участники делятся на две команды по 10-12 человек. Игроки строятся в шеренги лицом друг к другу и берутся за руки, образуя цепь. Разорвать цепь – задача игроков. Но осуществляется она довольно своеобразно. «Фиалка!»(бенефша – раздается восклицание команды, начинающей игру. «Кому попала?»- спрашивают другие. «От нас к вам должна попасть». «Кто попал?» (называют имя одного участника из команды соперников). Тот, чье имя названо, выбегает из своей шеренги и бежит по направлению к команде, вызвавшей его, но не к тому, кто его назвал, а к любому игроку. Он стремится прорвать цепь. Если это удается, атакующий игрок ведет к себе в шеренгу того, кто оказался у него с правой стороны. Если же прорыв не удался, игрок остается в противоположной ше­ренге. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд останется не более двух участников.

«Квадратас». Литовская игра

Проводится на волейбольной площадке без сетки. Играющие располагаются таким образом, чтобы капитан команды стоял за лицевой линией площадки, а остальные игроки располагались на противоположной половине. Таким образом, игроки каждой команды находятся как бы между двух огней. С одной стороны, им угрожает капитан, с другой – его команда. По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передает его своим товарищам по команде, а те возвращают ему мяч обратно. Выбрав момент, они стараются попасть мячом в игрока противоборствующей команды. Соперники передвигаются по площадке и стараются увернуться от мяча или перехватить его. Участник, в которого попали мячом, выходит за пределы площадки, но продолжает играть со своим капитаном за лицевой линией. Он, так же как капитан, имеет право ловить, передавать мяч, выбивать соперника и т.д. Задача игроков с мячом – выбить участников противоположной команды, а задача тех, кто не владеет мячом перехватить мяч и взять за инициативу в свои руки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все игроки одной команды, в том числе и капитан, который заходит на площадку в последний момент. Если мяч попал в кого-либо из игроков, но один из его товарищей по команде сумел после этого поймать мяч в воздухе, то первый игрок не выбывает. Участник, в которого попали мячом, имеет право задержать его, чтобы он не выкатился за площадку. Тогда его команда имеет право нападать.

Лунг мегар. Молдавская игра

«Лунг мегар» означает «Длинный осел». Участвовать в игре могут две команды по 6-10 человек. По жребию одна из команд считается «всадниками», вторая выполняет роль «лунг мегара». Ее участники становятся друг за другом, наклонившись и обхватив талию впередистоящего товарища. Обычно играющие выстраиваются где-либо у стены или дерева, чтобы была достаточно прочная основа. Другая команда – всадники. Они по очереди разбегаются и прыгают на спины игроков команды лунг мегара, стараясь сохранить равновесие и не упасть. В то же время их соперники стараются сбросить с себя седока. Если кто-либо из сидящих сверху коснется земли хотя бы одной ногой, то участники меняются ролями. Выигрывает команда, чьи всадники продержатся на соперниках более длительное время. Для этого один из игроков этой команды начинает подсчет вслух после того, как прыгнет по­следний игрок его команды.

Балтени. Латвийская игра

Проводится на лужайке, большой площадке. Все играющие (10-12 человек), за исключением одного, ложатся на землю и за­крывают головы покрывалом, чтобы никто ничего не видел. Тот, кто остался свободным (по жребию), забрасывает подальше обтесанную палку и при возгласе «Готово!» все вскакивают и разбегаются искать палку. Кто нашел «балтени» (белую палку), становится метателем. Победителем считается тот, кто большее число раз был метателем.

Сокур беркут. Киргизская игра

Проводится на половине волейбольной площадки. В каждой команде по 10 человек. Представитель команды «Сокур беркут» – «Слепой орел». Ему завязывают глаза. 10 игроков другой команды – «перепелки». Сокур беркут должен ловить перепелок. Они прыгают, бегают, приседают, неслышно перемещаются, чтобы беркут их не поймал, но выходить за пределы площадки не имеют права. За каждую пойманную перепелку команде беркута начисляется выигрышное очко. Игра продолжается 2 мин., затем команды меняются ролями.

Сафед Чубак. Таджикская игра

Играют две команды по 5 человек. Площадка 40 х 20 м. Каждый игрок имеет палочку весом 200-250 г, длиной 50 см, диаметром 3-4 см, окрашенную в цвет его команды и имеющую определенный номер. До начала игры обе команды стоят на одной из лицевых линий площадки (через одного), на расстоянии 1, -2 м. Затем все игроки меняются палками со своими соперниками, стоящими слева. По первому сигналу судьи они одновременно бросают палки как можно дальше вперед, по второму сигналу бегут за своей палкой (ее бросил соперник) и возвращаются на линию старта. На пути все игроки имеют право забрасывать чужую палку еще дальше. Зачет – наименьшее время в пути.

Ялыга таусман. Туркменская игра

В переводе слово обозначает «Достань платок». От каждой команды в игре участвуют по 5 мальчиков и 5 девочек. Для команды на наклонной веревке прикрепляют по 10 разноцветных платков (лент), которые пронумерованы. Чем выше лента, тем больше номеров (от 1 до 10). Игроки каждой команды совершают прыжки поочередно, стремясь снять платок (ленту) с веревки. За удачные прыжки начисляются очки в соответствии с номером платка. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков. Вариант. Платок подвешивают на веревке, укрепленной на какой-нибудь опоре так, чтобы его можно было поднимать все выше и выше. Побеждает тот, кто может прыгнуть выше всех и снять платок с самой высокой точки.

Томбама. Эстонская игра

Участники делятся на примерно равные по весу и силе пары. Игроки садятся друг против друга, держась руками за гимнастическую палку, а ногами упираясь друг другу в ступни. По сигналу они начинают тянуть соперника на себя, пытаясь заставить его приподняться. Побеждает тот, кто сумел это сделать. Проигрывает тот, кто выпустил палку из рук.

Ребане. Эстонская игра

«Ребане» в переводе означает «Лисичка». Проводится в пределах волейбольной площадки. По жребию вначале представители одной команды ловцы, другой – лисички. Игра проводится 3 мин., затем команды меняются ролями. Ловцы – два игрока одной команды держат в руках шарф, кушак длиною 3-4 м, завязанный в петлю. Игроки руками поддерживают его, образуя кольцо, прежде чем его затянут ловцы. Ловцы преследуют лисичек и стараются их поймать, за что команде начисляется выигрышное очко. Лисичкам не разрешается выходить за пределы площадки. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.

 

Приложение 15

УРОКИ ТУРИЗМА

Не заблудились

Заблудится в чужом месте, особенно в лесу, легко. Обычно лишь после долгих поисков, блужданий и расспросов удается найти верную дорогу. Но сколько при этом напрасных волнений, бесцельной траты времени, труда и сил!

Есть много простых и верных способов легко и быстро ориентироваться на незнакомой местности. Никогда не заблудится тот, кто умеет днем и ночью определять стороны горизонта. К тому же, никогда не скучно совершенствоваться в ориентировке, потому что занятия ею не только интересны, но и связаны с более глубоким познанием природы окружающего мира, иначе говоря, с усвоением истин, расширяющих кругозор человека, делающих его более культурным и развитым.

Как определить стороны горизонта?

Уметь ориентироваться  – это значит быть в состоянии во всякое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе два обстоятельства: во-первых, где находится север, юг, восток и запад, а, во-вторых, в каком направлении следует в данный момент двигаться. Если встать лицом к северу и вытянуть руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а позади будет юг. Понятно, что, зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.

Направления, лежащие между четырьмя сторонами света, имеют двойные названия. Чтобы найти северо-восток, надо стать лицом к северу и повернуться затем на 45 градусов направо. После этого несложного маневра лицо будет обращено как раз в ту сторону, которую ищешь. Став лицом к востоку и проделав то же самое, можно найти направление, называемое юго-востоком и т.д.

Наиболее точно определить стороны горизонта можно по компасу, солнцу, звездам, луне и теням от предметов в солнечный день. Надо запомнить, что только весной и осенью солнце всходит на востоке и заходит на западе. Летом оно встает на северо-востоке, а закатывается на северо-западе. Зимой же солнце появляется на юго-востоке и скрывается на юго-западе.

Утром солнце находится низко над горизонтом, и тени, отбрасываемые предметами, длинные. Постепенно солнце поднимается все выше и выше, тени непрерывно уменьшаются и в полдень становятся самыми короткими. В нашей стране весной и летом часовая стрелка переведена на час вперед, поэтому полдень наступает в 13 часов. В это время солнце находится на юге, и тени всех предметов падают на север от них.

Для большей точности при определении севера надо выбрать совершенно ровное место и установить на нем вертикальный колышек с заостренным сверху концом. На ровном месте длина тени будет зависеть только от высоты солнца. Острый же конец у колышка необходим для получения наиболее четкого направления тени. Чтобы поставить колышек совершенно вертикально, можно воспользоваться отвесом, то есть, веревочкой с прикрепленным к ней грузом.

Установив в солнечный день колышек так, как только что было сказано, надо отметить ровно в 13 часов направление острого конца его тени. Это и будет направление на север. Понятно, что если среди окружающих предметов окажется, например, оди­нокое дерево, башня, телеграфный столб, стоящие на ровном месте, то любой из этих предметов можно использовать вместо колышка.

В случае утери и поломки компаса турист может ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники развиваются преимущественно на северной стороне ствола дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На стволах берез, например, кора южной стороны светлее, эластичнее, глаже. В жаркое время на южной стороне стволов елей и сосен выступает смола.

Муравейники располагаются от ближайших деревьев и пней почти всегда к югу. Южная сторона их более отлогая, а северная – круче.

По компасу

Для определения сторон горизонта по компасу ему надо придать горизонтальное положение и опустить рычажок. Освобож­денная от тормоза стрелка сначала придет в движение, а затем остановится. После этого нужно так повернуть коробку, чтобы буква «С» пришлась точно против темного конца стрелки. Тогда острие светлого конца стрелки укажет на юг, буква «В» – восток, а «3» – запад.

Пользоваться компасом можно только вдали от железных и стальных предметов, притягивающих концы магнитной стрелки и искажающих ее показания. Если нет компаса, но есть ласы, то по ним можно почти также точно определить стороны горизонта.

Установив часы горизонтально, следует направить часовую стрелку на солнце и заметить показываемое ею время. Не изменяя положение часов, нужно разделить пополам дугу между 12 часами и тем часом, который указывает часовая стрелка. Линия, проведенная из центра циферблата через найденную на дуге точку, укажет на юг. Например, если часовая стрелка, направленная на солнце показывает 6 часов, то линия, соединяющая Центр циферблата и цифру 9, указывает направление на юг. Объясняется это тем, что солнце и часовая стрелка движутся в одном и том же направлении, но стрелка описывает свой путь в два раза скорее, чем солнце (за сутки часовая стрелка делает два полных оборота, а солнце один), то есть стрелка поворачивается на угол вдвое больший, чем солнце.

До 12 часов дня углы надо делить на левой стороне циферблата, а после полудня – на правой. Как уже говорилось, летом истинный полдень наступает в нашей стране в 13 часов, поэтому при определении сторон горизонта по часам следует не забывать переводить стрелку на один час назад.

По азимуту

Угол, вычисленный от северного конца магнитной стрелки компаса до направления на какой-либо местный предмет, называется азимутом и измеряется градусами от 0 до 360. Отсчет градусов производится слева направо, по ходу часовой стрелки в 90 градусов, направлении на юг -180 градусов. Зная величину азиму­та, легко определить, в какую сторону надо двигаться.

Определить азимут на местности можно только тогда, когда с места определения виден ориентир, к которому следует пойти. Для вычисления азимута надо стать лицом к ориентиру и букву С подвести под темный, намагниченный, северный конец стрелки компаса. Если теперь на стеклянную крышку компаса положить спичку или тонкую палочку так, чтобы она проходила через центр и была направлена на выбранный предмет, то цифра на дне коробки компаса, лежащая у конца спички, обращенного к выбранному предмету, укажет величину азимута.

Если азимут известен заранее, то по нему очень легко найти направление, по которому следует двигаться. Для этого надо под темный конец магнитной стрелки подвести букву С. Затем, взяв спичку, положить её на крышку компаса так, чтобы один ее конец проходил через центр компаса, а другой – через заданный азимут, тогда спичка укажет нужное направление.

Ориентиры в поле

Соцветия у таких известных растений, как подсолнечник и череда, всегда повернуты к солнцу. Поэтому, даже когда солнце «прячется» за облаками, они все равно смотрят в его сторону: на восток – в 7 часов утра, на юг – в 13 часов и на запад – в 7 часов вечера.

По звёздам.

Ориентироваться можно и по звездам. Найти на ночном небе созвездие Большой Медведицы нетрудно. Оно легко запечатлевается в памяти, потому что состоит из семи ярких звезд, расположенных в виде большого ковша.

Бели мысленно провести прямую линию через две крайних звезды, образующие ковш, и продолжить ее кверху, то первая, ясно видимая в этом направлении звезда, будет Полярной звездой. Встав к ней лицом, найдешь направление на север – оно будет лежать прямо перед тобой.

Чтобы не ошибиться, надо помнить, что Полярная звезда является крайней правой звездой в созвездии Малой Медведицы, тоже имеющей форму ковша, но только перевернутого в обратную сторону.

Если уметь отличать старую луну от новой, молодой, то она тоже может служить хорошим ориентиром. Недавно народившаяся луна, так же как и луна, идущая на убыль, имеет вид серпа, причем серп молодой луны обращен своей выпуклостью на запад, а серп старой – на восток. Узнать, какая сейчас луна на небе очень просто: надо мысленно соединит концы рогов луны длинной прямой. Если при этом получится буква Р, то на небе молодая луна – растущая. Кода же рога направлены в противоположную сторону и от прикладывания к ним прямой линии буква Р не получается, то на небе старая луна. Серп убывающей луны имеет форму буквы С (старая).

В первую половину ночи полную луну можно найти в восточной части неба. На наибольшую высоту поднимается она над горизонтом, находясь на юге. В полночь ее тень самая короткая и указывает направление на север. После полуночи полная луна переходит на западную сторону неба.

В пасмурную погоду.

Есть много различных признаков, позволяющих определять стороны горизонта и в пасмурную погоду. Правда, они менее точны, чем указанные ранее. Поэтому, пользуясь ими, не следует определять направление только по одному из них, а обязательно проверять его по нескольким приметам.

Наиболее часто встречающиеся местные признаки.

Листва и ветви у одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с южной стороны; на пнях деревьев кольца годового прироста древесины более широкой частью обращены на юг, а узкой – на север; кора на северной стороне деревьев грубее и шероховатее, чем на южной и часто покрывается мхом; с этого же боку покрываются мхом и камни; зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращенных к солнцу, то есть, на юг; муравьи делают свои муравейники с южной стороны деревьев.

В пасмурный день, когда солнце закрыто облаками или темной безлунной ночью полезно, уходя из дому, если с собой нет компаса, запомнить какие-нибудь выделяющиеся предметы около дома, справа и слева от него и в той стороне, куда отправляешься. Находясь в пути, надо постоянно проверять по ним правильность выбранной дороги.

Живые компасы.

В незнакомом лесу, особенно в ненастную погоду, легче сбиться с пути. А с собой ни компаса, ни карты. Как узнать, где юг, а где север?

Не отчаивайтесь. Внимательно оглядитесь. Вот поляна, которую окружают могучие сосны. На стволах деревьев видны натеки смолы, причем с одной стороны янтарных капелек гораздо больше. Это потому, что она сильнее обогревается солнцем. Смолистые натеки указывают на юг.

Однако не следует полагаться лишь на одну примету. Еще раз тщательно изучите ствол сосны. По нему почти от земли и чуть ли не до кроны тянется темная вертикальная полоса. Она всегда влажнее других участков коры, отчего и заметнее. А влажнее потому, что во время дождя намокает вся поверхность коры одновременно, а вот высыхает ствол неравномерно. Где тепла больше, там и вода быстрее испаряется. На северной же стороне кора чаще в тени. Следовательно, вертикальная полоса обращена на север.

А вот на поляне стоит пень. С одной стороны трава выше, с другой – ниже. Дело в том, что растения, обращенные к югу, получают больше тепла, света и развиваются быстрее. Так происходит в первой половине лета. Во второй – трава, растущая с северной стороны пня, более свежая, более зеленая, чем с южной, обращенной к жгучим лучам солнца. Укажет трава на стороны света и в тех случаях, когда она растет возле столбов, кустов, камней, валу­нов и других подобных предметов на открытой местности: с северной стороны она выглядит более свежей, хотя и ниже ростом. Более густая трава расположена на северных окраинах полян. В балках, оврагах трава быстро выгорает с солнечной стороны.

Живой компас – ягоды земляники. Самые спелые из них находятся на южной стороне кустарника, а зеленью – в тени, то есть, указывают на север. Сама ягода земляники с одной стороны, окрашена интенсивно – она сильнее «загорела» с юга. «Способностями» определять стороны света наделены плоды и других растений: малины, черемухи, шиповника. Они тоже быстрее созревают с южной стороны.

Если вы находитесь не в хвойном, а в лиственном лесу, обследуйте кору дубов, лип, кленов, берез. С одной стороны ствола она гладкая, а с другой – шероховатая, более темная. Там, где кора грубее – север. Особенно хорошо это заметно на осине, тополе. У берез с юга кора белая, чистая, с севера же покрыта трещинами, наростами, темными пятнами.

У одиноко стоящего на открытом месте дерева с южной стороны крона гуще, листья имеют большие размеры, чем на северной.

Приложение 16

ВИКТОРИНЫ ПО СПОРТУ

Для ребят 3-4 классов.

1. Кто лучший футбольный вратарь Советского Союза? Время – 30 сек. (Лев Яшин). Вратарь мира? (Бенко – Англия).

2. Кто лучший нападающий футболист мира? Время – 30 сек. (Пеле – Бразилия).

3. Кого называют летающими лыжниками? Время – 30 сек. (прыгунов с трамплина).

4. Какие лыжи тяжелее: гоночные, слаломные или прыжко­вые? Время – 30 сек. (прыжковые).

5. В какой настольной игре пользуются самым легким мячом? Время – 30 сек. (в настольном теннисе).

6. Сколько игроков в футбольной команде и сколько в хоккейной (с шайбой) во время игры? Время – 30 сек. (соответственно II и 6).

7. Сколько белых шашек в игре в русские и стоклеточные шашки? Время – 32 сек. (соответственно 12 и 20).

       8. Сколько фигур в шахматах и как они ходят? Время  – 1 мин.

9. Какой мяч самый тяжелый: футбольный, волейбольный или баскетбольный и сколько он весит? Время – 30 сек. (баскетбольный, 600 г.).

10. Что такое «мат» в шахматах? Время – 30 сек. (конечное положение игры, когда королю не уйти и не закрыться от боя другой фигурой).

11. Что обозначают пять колец, являющихся эмблемой олимпийских игр?

Для ребят 5-6 классов.

1. Как часто проводятся Олимпийские игры? Время – 1 мин. (один раз в четыре года, каждый високосный год).

2. Какова длина марафонской дистанции? Время – 30 сек. (42 км. 195 м).

3. В каком виде спорта самый низкий и в каком самый высокий старт? Время – 1 мин. (самый низкий – в подводном, самый высокий – в парашютном).

4. В каком случае три «дамки» (игра в шашки) не могут поймать одну? Время – 1 мин. (если эта дамка стоит на «большой дороге», т.е. на основной диагонали. Желательно это показать на доске.

5. Сколько игроков в командах: футбольной, волейбольной, баскетбольной, хоккейной (с шайбой), гандбольной? Время – 1 мин. (соответственно 11, 6, 5, 6, 7).

6. За что удаляют игрока с поля на всю игру без права замены? Время – 30 сек. (за неспортивное, т.е. грубое поведение).

7. С завязанными глазами нарисовать шахматного коня, сло­на, пешку. Кто лучше? Время – 1 мин.

8. Написать слова из спортивной тематики (имена сущ. в ед. числе и им. падеже) на заданную букву. Время – 2 мин. Кто больше?

9. Какие бывают разновидности хоккея? Время – 1 мин. (русский или хоккей с мячом, хоккей с шайбой, травяной).

10. Назвать разновидности лыж. Время – 1 мин. (гоночные, слаломные, прыжковые, туристские, охотничьи, водные).

11. Какая разница между чемпионом и рекордсменом?

12. Назови хотя бы одного рекордсмена страны по лыжам (их нет и не может быть из-за того, что лыжные соревнования проводятся в различных условиях).

13. Что обозначает пять к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.083 с.)