Младший школьный возраст 7-11 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младший школьный возраст 7-11 лет.



Этот возраст принято называть благоприятным: среди всех периодов жизни он выделяется наименьшей заболеваемостью.

Развитие нервной системы в этом возрасте далеко не завершается, идет активная прокладка новых путей и связей, развивается процесс торможения в коре головного мозга, что позволяет осуществлять контроль над своими действиями. Ребенок становится все более способным оценивать предлагаемые ему действия прежде, чем выполнить их.

Костная и мышечная систёма: увеличение длины тела (рост) достигает к 11 годам в среднем 140 см. Прибавка в весе в этот период в среднем равна 2,25 кг в год и доходит до 34 и более кг. Позвоночник, несмотря на то, что уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок и подвижен, по сравнению с позвоночником взрослого легко, податлив к изменениям, искривлениям из-за неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Отклонения от нормы в положении позвоночника встречаются чаще всего в виде боковых искривлений (сколиозов), а также в виде плоскостопия или седлообразной сутуловатости, круглой спины. Происходит окостенение костей, предплечья. Укрепляются суставы, но строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослого, они эластичны, при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются, быстрее формируются крупные, медленнее мелкие мышцы. Это одна из причин того, что дети в младшем возрасте плохо справляются с заданиями на точность. В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости тела еще весьма подвижны. Осторожность в дозировке упражнений, их выборе мотивируется еще и тем, что вегетативные функции, обуславливающие движение, отстают в развитии моторики. Следует снижать нагрузки при выполнении упражнений в висах и упоре, так как кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.

Кровеносная система – отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к взрослому. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит почти в два раза быстрее, в связи с большой частотой сердечногосокращений и более быстром круговороте крови. Этим обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 8-11 лет колеблется между 84-90 ударов в минуту кровяного давления при сокращении сердца от 96-108 мм ртутного столба и повышается с каждым годом на 3,4 мм.

Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще не закончен, этим и объясняются резкие колебания частоты пульса, нарушение ритма сокращения иногда из-за незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость сердца к нагрузкам. Эти явления связаны с тем, что у детей данного возраста артерии имеют сравнительно широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов.

Дыхательная система. В этом возрастном периоде отличается относительной слабостью дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой частотой дыхания, от 20-22 раз в минуту. Жизненная емкость легких, т.е. количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха, за годы от 7 до 11 увеличивается с 1300 до 1900 мм ртутного столба.

Обмен веществ - чем младше ребенок, тем активнее происходит в организме обмен веществ, что связано с рядом причин. Продолжается рост, и увеличение веса тела требует усиленного питания. Происходит большая, чем у взрослых отдача тепла из-за относительно большей поверхности тела по сравнению с его массой. Поэтому потребность в питании на 1 кг веса у ребенка больше, чем у взрослого: так, если у взрослого она равна 45-50 большим калориям, то в возрасте 8 лет – 77 большими калориям, а в 10 лет – около 70. Этим вызвана необходимость кормить детей данного возраста 4-5 раз в сутки.

Развитие движения. У детей младшего школьного возраста совершенствуются естественные движения, основные локомоции, т.е. бег, прыжки, метания, лазания и др. Меняется и отношение к увлечениям. Оно сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляет не только сама двигательная деятельность, но и достижение той цели, которая ставится при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными, согласованными. Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще не достаточно, поэтому не достаточна и способность к длительному мышечному напряжению. Вследствие чего дети 7-11 лет быстро утомляются.

Средний школьный возраст

Возраст от 10-12 и от 14-15 лет считается переходным. Он совпадает со временем бурного роста организма. Особенность его состоит в том, что в этом возрасте происходит неравномерность созревания и развития. У девочек в связи с быстрым темпом формирования организма в пубертатном возрасте (в период полового созревания) переходный период короче и выражен сильнее, чем у мальчиков.

Развитие нервной системы в анатомическом отношении у подростков уже завершено, но энергично продолжается совершенствование ее функций, особенно высших ее отделов, коры головного мозга. Повышение возбудимости центральной нервной системы зависит, в первую очередь, от поступающих в кровь гормонов половых желез. Интенсивно развивается интеллект, расширяется кругозор. Развивается способность мыслить отвлеченными категориями.

Чувства сознаются яснее, становятся глубже и устойчивее, все больше контролируются, ярко проступают новые чувства, связанные с половым созреванием. Дети становятся, очень эмоциональны. Причем сценические (положительные) эмоции постепенно преобладают над астеническими (отрицательными), т.к. расширяются и изменяются интересы. Подростки увлекаются приключенческой, героической литературой, их все больше интересуют подвиги и поступки народных героев и окружающих их сверстников и взрослых.

Развитие костной и мышечной системы у подростков в силу интенсивного роста трубчатых костей резко повышается темп роста в длину (до 6 см в год), особенно это заметно после летних каникул. Прибавка в весе достигает до 5 кг в год. Окружность груди увеличивается примерно на 2 см в год.

Отмечается усиленный рост в длину преимущественно за счет роста конечностей. В это же время рост тела в ширину отстает.

Нарастание окружности груди меньше нарастания длины тела. Рост мышечных волокон не успевает за быстрым ростом костей в длину. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс ассификации (окостенения) при неблагоприятных условиях приводят к искривлению позвоночника, нарушению осанки.

Кровеносная система – нервный аппарат сердца, регулирующий сердечную деятельность, у подростков не всегда справляется со своей задачей. Нередко наблюдаются расстройства ритма (аритмия), перебои в работе сердца. Отмечается повышенное давление в кровеносных сосудах.

Дыхательная система – емкость легких вследствие увеличения их массы и объема грудной клетки возрастает в течение переходного периода с 2000 мл до 35000 мл, экскурсия увеличивается до 7-8 см. Пневмотахометрия с увеличением силы дыхательных мышц и бронхиальной проходимости на вдохе достигает 2-2,5 мл/сек., а на выдохе до 3-3,5 мл/сек.

Обмен веществ – все еще интенсивнее, чем у взрослых, однако в меньшей степени, чем в ранних возрастах. Потребность в питании (на 1 кг веса) по-прежнему больше, чем у взрослого. В связи с усиленным ростом возрастает потребность в белковой пище.

Половое созревание – происходит усиленное развитие половой системы. Именно в этом заложено то глубокое несоответствие, которое особенно проявляется в переходном возрасте и создает для подростка в психическом и физическом отношении большие трудности.

Подросток, почти полностью сформировавшись в половом отношении, еще не достигает психологической и физической зрелости. Эта перестройка организма часто отражается на поведении подростка, на его отношении к окружающим, характеризуется частыми сменами настроения. Правильно организованные занятия физическими упражнениями и спортом, при которых учитывается особенность возрастного развития, являются очень важным гигиеническим и воспитательным методом избирательного направления энергии подростка.

В подростковом возрасте резче наблюдаются различия в размерах формы тела, пропорциях и функциональных возможностях мальчиков и девочек. Ускорение роста и появление у девочек признаков полового созревания начинается на 1-2 года раньше (с 11 -12 лет), чем у мальчиков.

С 15 лет рост девочек замедлится; и мальчики опережают их по всем показателям физического развития. По-разному выглядят и пропорции тела подростков. Поэтому в работе по физическому воспитанию важно учитывать половые различия. Относительно длинное туловище девочек, короткие ноги и массивный тазовый пояс снижают их возможности, по сравнению с мальчиками, в беге, прыжках и других физических упражнениях. Меньшее развитие мышечной системы, в особенности плечевого пояса, также отрицательно сказывается на способности девочек выполнять упражнения в метании, упорах и лазании. Но, как правило, они лучше овладевают упражнениями, требующими соблюдения ритма, пластичности движений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.009 с.)