Праздник юного рыболова в лагере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праздник юного рыболова в лагере



 

Интересной формой работы в лагере, способствующей расширению и углублению знаний детей о растительном и животном мире, является праздник юного рыболова.

В один из дней в начале июля внезапно раздался сигнал горна «Сбор»! Все пионеры собрались на линейку, и перед ними явился неожиданный гость - одетый в древнерусский костюм, с гуслями через плечо - новгородец Садко. В руках у него большой свиток, скрепленный цветными печатями. Он отвесил поклон и начал читать:

«Всем рыболовам, юннатам! Я царь водяной Нептун, 10 июля прибуду со свитой в ваш лагерь на праздник юного рыболова.

Приказываю подготовиться к встрече со мной. Для этого создать «Штаб Нептуна», в который должны войти советы отрядов юных натуралистов, моряков и артистов. Начальником штаба назначаю опытного рыбака. Всем отрядам беспрекословно выполнять приказы штаба. Нептун, всемогущий повелитель рек и озер и их обитателей».

На следующий день собрался «Штаб Нептуна». Прежде всего, он наметил выполнить две задачи: выявить в лагере всех рыболовов; поднять творческую активность детей при подготовке праздника.

На вечерней дружинной линейке штаб объявил приказ: всем рыболовам зарегистрироваться в совете отряда юных моряков; всем участвовать в конкурсах на лучшее тематическое оформление колонны и лагеря к празднику, на лучшее сочинение рыбацкой речёвки и песни; собрать пословицы, поговорки и загадки о рыбах.

Подготовка к празднику началась. Любители рыбной ловли организовали кружок юных рыболовов, которым руководил опытный местный рыбак. В штаб стали поступать пословицы, по­говорки, загадки о рыбах.

Чтобы у каждого отряда было конкретное дело, «Штаб Нептуна» издал новый приказ: отряду юных спортсменов взят на учет всех не умеющих плавать и организовать их обучение; построить к празднику чайную; отряду юных артистов подготовить концерт, а отряду туристов - парад юных рыболовов, празднично оформить лагерную территорию; отряду юных моряков привести в порядок лагерную флотилию, организовать соревнования рыболовов, оформить выставку рыболовных снастей, приборов и щит

«Советы юному рыболову»; отряду красных следопытов собрать материал по истории соседнего рыболовецкого колхоза, организовать встречу со знатными рыбаками; отряду юннатов оформить тематические фотовыставки и стенды, составить викторину о рыбах; отряду юных медиков оформить выставку об использовании рыб в народном хозяйстве, подготовить сообщения о рыбах, опасных для человека; отряду юных затейников организовать и провести аттракционы. Составить письменный рапорт о проделанной работе и вручить его водяному царю во время парада.

В отрядах закипела работа. Руководитель кружка юннатов проводил беседы о рыбах, зоологические экскурсии на озеро и лагерный пруд. Вожатые организовали чтение книг о жизни рыб, их особенностях.

Красочно выглядел лагерь в день праздника. Между домиками – цветные бумажные гирлянды, составленные из различных диковинных рыбок, на зданиях – большие плакаты с шуточными сценками из жизни рыболовов. На главной аллее – голубые полотнища с надписями: «На лице улыбка, когда ловится рыбка», «На рыбалке, как в учении, нужны уменье и терпенье», «Браконьер на воде не спрячется нигде».

На оконных стёклах отрядных домиков цветным мелом, разведенным в воде, нарисованы персонажи сказок: золотая рыбка, старик с неводом, старуха с корытом, Емеля со щукой, Ерш-гуляка, волк, ловящий хвостом рыбу в проруби и т.д.

На листах цветного картона написаны рыбацкие пословицы и поговорки, собранные в результате прошедшего конкурса, все с интересом читают их: без труда не вынешь и рыбки из пруда; на безрыбье и рак рыба; непойманная рыба всегда большой кажется; хорош клев, да мал улов; рыбка мелка, да уха сладка; на то и щука в море, чтобы карась не дремал; рыба в реке - еще не в руке и т.д.

Под навесом открылась выставка рыболовных снастей, рядом краткие правила пользования ими. Экспонаты были разнообразные: сеть, невод, удочки, спиннинг, предмет, жерлица, верша, мережа и др.

Большой интерес у ребят и гостей вызвали небольшие выставки: «Использование рыб в народном хозяйстве», «Блюда, приготовленные из рыбы». Материалы, этих выставок были собраны и оформлены пионерами под руководством взрослых в дни подготовки к празднику.

В центре лагеря установили выполненный из фанеры большой макет записной книжки, где поместили «Советы мудрого рыболова Карпа Крючкина»: готовь снасти в ненастье, а рыбалку в вёдро; на зорьке не встал -рыбку потерял; дождь рыболову не помеха; выбирай удилище по лову, а крючок по рыбе; чтобы червь не подох, клади его в мох; на рыбалке будь хладнокровен, как рыба; торопливые забросы оставляют нас без лесы; ищи леща у хвоща, ерша у камыша, а окуня под осокой; лови окунька – на мальца, гольца на живца, а петрушку на мушку и т. д.

У входа в живой уголок на стенде «Закон, охраняющий природу» размещались материалы из журналов, газет о природных богатствах нашей страны, о том, как наше правительство, наш народ заботятся об охране природы. Один из разделов стенда, посвященный рыбам, давал представление о том, как разнообразен и богат водный мир нашей Родины. Тут экспонировались фотографии и репродукции, изображающие рыб наших рек, озер и морей.

Наступил праздник юного рыболова. Утренняя линейка подходила к концу, когда к трибуне подбежал запыхавшийся рыболов. На крючке его удочки висела огромная телеграмма. Текст ее: «Встречайте 10 часов у пирса лагерной флотилии тчк Нептун».

После завтрака все отряды вышли на берег озера встречать водного царя. У самой воды выстроился почетный караул юных рыболовов с удочками в руках. У лагерного пирса стоят члены «Штаба Нептуна». И вот вдали показался ярко и красочно разукрашенный старинный русский струг. Нос его в виде огромного фантастического животного, на парус нашиты изображения диковинных рыб. В центре на троне восседает Нептун, окруженный свитой. Сказочное судно причаливает к пирсу, и на сушу торжественно выступает водяной царь. Плащ его увешан зелеными водорослями и белыми кувшинками, голову венчает сверкающая корона, в руках большой трезубец. Вслед за ним сошла свита: русалка, водяные, трубящий в раковину тритон, тюлени.

Члены «Штаба Нептуна» здороваются с гостями. Загремели залпы салюта дружбы, взлетели и рассыпались в небе разноцветные ракеты... Лагерный оркестр играет «Марш Черномора», под звуки которого водяной владыка со своею свитой обходит строй почетного караула и направляется к стадиону, где будет торжественный парад рыболовов. На дорожках стадиона выстраиваются отряды. На середине поля стоит водяной царь. Начальник «Штаба Нептуна» рапортует о готовности к празднику. Нептун обходит строй и поочередно здоровается со всеми отрядами. Затем он поднимается на трибуну, благодарит хозяев за теплый прием и желает интересно провести праздник. Он вручает дружине свой подарок - шлюпку, наполненную рыбой. Рыба тотчас же поступила в распоряжение поваров для приготовления праздничного обеда, а шлюпка досталась юным морякам.

Нептун взмахивает трезубцем – и начинается парад рыбаков. Когда красиво оформленные отрядные колонны проходят мимо трибуны, председатель совета отряда отдает свите рапорт о проделанной в период подготовки к празднику работе.

После парада начались интересные соревнования юных рыболовов: «кто первый поймает рыбу», «кто поймает наибольшее количество рыбы», «чей улов будет самый весомый».

На конкурс выделили 45 минут. Длинной цепочкой растянулись вдоль озера участники соревнования. Члены жюри внимательно наблюдают за рыбной ловлей. Но вот поймана первая рыба, а вместе с ней выявлен и победитель. Вскоре лагерный радиоузел объявил имена еще двух чемпионов этого интересного соревнования.

С большим аппетитом ели ребята в этот день рыбный обед. Подарок водяного царя был оценен по достоинству!

А после «тихого часа» участники праздника снова вышли на берег озера. Еще накануне юные умельцы соорудили на воде большой плот-сцену. Здесь и состоялась инсценировка русской народной сказки «По щучьему велению», рассказа А.П.Чехова «Налим» и шуточной сказки на лагерные темы «О юном рыбаке и золотой рыбке». Там же юные артисты дали веселый концерт. Хор исполнил песни «На рыбалке, у реки» (песня из кинофильма «Искатели счастья», муз. И.Дунаевского, сл. Волженина), «Бескозырка белая» (обработка М.Иорданского, слова З. Александровой), «В лодке» (муз. М.Раухвергера, сл. О.Высоцкой), «Ты лети, ветерок» (музыка В.Локтева, слова А.Пришельца); прозвучали стихи И.Никитина «Утро» и А.Плещеева «На берегу», басни И.Крылова «Демьянова уха» и «Рыбья пляска».

Ребята прочли отрывки из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок» и из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (рассказ деда Щукаря). Было и сольное пение («В прибрежном колхозе», музыка В.Сяккера, слова Вааранди; «Любитель-рыболов», музыка М.Старокадомского, слова А.Барто), и шуточные танцы и пантомима.

Полдник застал участников праздника на берегу озера, где к их услугам была чайная (навес), украшенная разноцветными флажками и гирляндами.

В чайной каждый мог съесть песочное пирожное, выпеченное в форме рыбы, и выпить кружку чая, который на свежем воздухе казался особенно вкусным.

Тут же, на берегу озера, проводились специально подобранные игры и состязания. Например:

«Пройди топкое место». Соревнующимся выдают по две дощечки размером 25 х 15 см. Их задача – добраться от старта до финиша расстояние 15 м), не становясь на землю, а наступая на дощечку, подбирая ее и затем перекладывая вперед. Тот, кто ступит на землю, выбывает из игры. Выигрывает пришедший к финишу первым.

«Что ни шаг, то рыба». Участники (5-7 человек) выстраиваются на стартовой линии. По сигналу первый идет вперед, с каждым шагом произнося новое название рыбы. Если он дважды назвал одну и ту же рыбу или замедлил шаг, затрудняясь произнести очередное название, он сходит с дистанции. Побеждает тот, кто сделает больше шагов, не нарушив правила.

«Принеси улов». На краю площадки на скамейке лежат десять фанерных рыбок. На противоположном конце площадки (в 15 шагах от скамейки) стоят две табуретки. Два игрока с завязанными глазами должны перенести со скамейки на свою табуретку по 5 рыбок, причем за один раз можно перенести только одну рыбку. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Наполни аквариум». В нескольких метрах от озера стоят три небольших аквариума (можно использовать любые емкости). Трое играющих черпают мисками воду в озере и бегом направляются к своим аквариумам. Выигрывает тот, кто наполнит свой аквариум раньше.

«Подсечка». Играющие становятся в круг. В середине его -водящий. У него в руках короткая удочка со шнуром, к концу которого подвязан мешочек с песком. Водящий вращает удочку вокруг себя, стараясь проводить мешочком на туго оттянутом шнуре почти у самой земли. Играющие подпрыгивают на месте, пропуская под ногами мелькающий шнур с мешочком. Зацепивший ногой мешочек выходит из круга. Выигрывают две последние «рыбки», которых не смог подсечь рыбак.

«Подводная охота». На фанерном листе размером 1 x 2 метра нарисовано несколько рыб-хищниц: акула, щука и другие. В пасти каждой из них прорезано круглое отверстие 8-10 см. Играющие, получив три теннисных мяча, с пятиметрового расстояния стараются попасть в одно из отверстий. Побеждает самый меткий игрок.

«Набрасывание колец». Игрокам дается по пять фанерных колец. С расстояния 6 шагов и надо набросить на любой из вбитых в землю кольев, разрисованных в виде меч-рыбы, пилы-рыбы, морского конька и т.п. Накинувший участник большее число колец выигрывает.

Каждый играющий мог участвовать и в викторине. Тот, кто правильно отвечал на вопрос, получал от руководителя виктори­ны жетон. Вот вопросы викторины:

Какую рыбу называют «морской язычок»? (Камбалу).

Какая рыба без чешуи (Сом).

Вспомни рыбу, название одинаково с названием реки, где она обитает? (Амур).

Назови рыбу и город одного названия (Калуга, Судак)

Назови рыбу, которая вьет гнездо? (Колюшка).

Назови рыбу змеевидной формы? (Угорь).

Какая самая крупная промысловая рыба в России (до 9 м длины и больше 1 т весом)? (Белуга).

Какую рыбу разводят для борьбы с малярией? (Гамбузию).

Какая рыба заботится о своих детях, пока они не вырастут? (Колюшка).

Какая рыба пользуется для передвижения другими рыбами, судами и прочим? (Прилипало).

Какая рыба для нереста идет из рек в море? (Угорь).

Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Карпа).

Какая рыба самая плодовитая? (Луна-рыба, 300 млн. икринок).

Какие рыбы могут продолжительное время жить без воды? (Чешуйчатники, окунь-ползун, прыгуны, угорь).

Сколько метров может пролететь летучая рыба? (До 300 метров и на высоте 4-5 метров от поверхности воды).

Какая самая крупная рыба в мире? (Китовая акула, до 30 метров).

Есть ли на самом деле золотая рыбка? (Есть, выведена из золотого карася, существует много ее разновидностей).

Каких рыбок держат в аквариумах? (Гуппи, меченосцев, гурами, кардиналов, барбусов, скалярий и др.).

Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, карп, сазан).

Какие рыбы носят название небесных светил? (Луна-рыба, рыба-солнце).

Где откладывает икринки речной угорь? (В Саргассовом море в Атлантическом океане).

Сколько видов рыб известно? (Около двадцати тысяч).

Какие рыбы долго живут? (Щука – 300 лет, белуга – 100 лет, сом – 60 лет).

Какая рыба плавает быстрее других? (Меч-рыба развивает скорость 25 метров в секунду).

Какие две породы рыб называет И. Крылов в своей басне «Демьянова уха»? (Лещ, стерлядь).

Кто из великих русских полководцев был страстным рыболовом и шутя говорил: «Наше дело рыбку удить да городки пленить»? (А. Суворов).

Какая рыба называется именем человека? (Карп).

Интересен для ребят и аукцион рыб. На видном месте становится ведущий с большим бутафорским молотком. Он просит присутствующих вспомнить таких рыб, название которых оканчивается на мягкий знак. Кто-то выкрикивает, предположим: «Линь!» Ведущий громко начинает считать: «Линь - раз, линь - два...» До того, как он произнесет «три», нужно успеть назвать другую рыбу. Ведущий снова начинает считать. Так продолжается до тех пор, пока никто больше не сможет произнести нового названия. Тогда ведущий объявляет победителем того, кто последним назвал нужную рыбу. Вот какие рыбы были названы на аукционе: голавль, кефаль, карась, линь, лосось, макрель, окунь, омуль, пескарь, сельдь, стерлядь, сырть, таймень, угорь, форель, чехонь, язь.

Самые ловкие, умелые, сообразительные, победившие в аттракционах, играх, получили призовые жетоны. За определенное количество жетонов можно было покататься на моторной лодке или принять участие в лотерее «Дары золотой рыбки». Из фанерных щитов в рост человека был составлен колодец, на стенах которого яркими красками изображено подводное царство золотой рыбки. Участник лотереи получал удочку и забрасывал ее в колодец. Через некоторое время он вынимал ее обратно с даром золотой рыбки на крючке. Роль доброй рыбки выполнял один из вожатых, спрятавшийся на дне колодца.

На вечерней линейке подвели итоги праздника, отметили организаторов и наиболее активных его участников. Нептун торжественно вручил призы чемпионам лагерной рыбалки. Под аплодисменты в сопровождении свиты он торжественно покидает лагерь.

Приложение 12

УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МЯЧА

Собери все предметы - развитие ловкости и выносливости. Участники делятся на две группы и выстраиваются на одной линии колоннами на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Напротив той и другой группы в 25-30 м кладется несколько предметов (3-5). По сигналу стоящие впереди каждой группы бегут за одним предметом, потом за следующим и финишируют после того, как перенесут к своей колонне поочередно все предметы. Затем все участники без предметов перебегают на то место, где эти предметы лежали. Тут же за предметами стартует следующая пара соревнующихся участников и т.д. За победу каждого участника группы группе начисляется 1 очко. Предметы могут быть различными: мячи, футболки, камешки, палочки. Переносящий предмет не имеет права бросать его, а должен положить в обозначенное место.

Кто быстрее – развитие ловкости и быстроты.

Две группы располагаются одна от другой на расстоянии нескольких шагов. Представители каждой группы выходят на линию старта и по сигналу бегут вперед. По ходу преодоления дистанции в 30-40 м они должны в условленном месте выполнить кувырок вперед. Каждый играющий за победу своей команды приносит 1 очко. В спортивном зале для кувырка используют гимнастические маты, а проводить это упражнение на площадках желательно лишь в тех случаях, когда они травяные.

Спиной к финишу – развитие ловкости, быстроты и выносливости. По одному участнику из каждой команды садятся на линию старта спиной к линии финиша. По сигналу они встают, поворачиваются лицом к линии финиша и соревнуются в быстром преодолении дистанции 30-50 м. Каждый играющий повторяет упражнение несколько раз и за победу приносит своей команде 1 очко. Если цель упражнения – развитие быстроты, то нужно следить за тем, чтобы пауза между повторением бега у каждого участника была 2-3 мин. Если цель развитие выносливости, это условие можно не соблюдать.

Кони и всадники – развитие силы и выносливости.

Участники занятий делятся на пары. Один садится на спину другого и обхватывает его руками, а тот в свою очередь обхватывает партнера за ноги. «Кони» двигаются в любом на­правлении шагом, затем медленным бегом. По ходу упражнения игроки несколько раз меняются ролями. Чтобы упражнение было выполнено организовано и с пользой, важно проследить, чтобы «всадник» хорошо уселся на «коня» и оба обхватили друг друга, как это предусмотрено игрой. Не следует допускать излишнего баловства, столкновения разных пар.

Салочки – развитие ловкости и выносливости. Тренирующиеся делятся на пары. По сигналу они догоняют друг друга, стремясь поочередно коснуться партнера рукой (осалить). Игра завершается по общему сигналу. Для того чтобы упражняющиеся выполняли крутые повороты, проявляли ловкость и расторопность, надо ограничить площадку, на которой проводится игра.

Салазки – развитие силы. Занимающиеся делятся на пары. В каждой из них один принимает положение приседа; другой оборачивается к нему спиной, обхватывает за кисти вытянутых рук и тянет (везет) его вперед. Поочередно партнеры меняются ролями, повторяя упражнение в течение 3-5 мин. Это упражнение выполняется на деревянном полу гимнастического зала или на утоптанной (укатанной снежной дорожке). На земляных или травяных площадках сдвинуть партнера с места и тем более «катать» его по земле сложно.

Прыжки и бег – развитие выносливости. Двое упражняющихся становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Оба обращены к линии финиша боком (один – правым, другой – левым). По первому сигналу они выполняют прыжки вверх, подтягивая как можно выше согнутые в коленях ноги. По второму – оба, быстро повернувшись к линии финиша, должны стартовать, соревнуясь в беге на 20-40 м. Тот факт, что второй сигнал застает их нередко в воздухе, да при том еще не на одинаковой высоте, придает упражнению забавный характер. Можно организовать состязание двух групп, начисляя за победу каждого играющего одно очко той или иной группе.

Упражнение с мячом. Не столкнись.

В совершенствование техники ведения мяча на площадке 25 x 4 м упражняются двое, расположившись на противоположных концах коридора. У каждого мяч; по сигналу они ведут на противоположный край, стараясь не упустить мяч за линию и при встрече с партнером обойти его. Если стороны прямоугольника не удается обозначить линиями, они обозначаются каким-нибудь предметом. Упражнение воспитывает способность сочетать технику ведения мяча с ориентировкой в пространстве, учит умелому использованию центрального и периферийного зрения. Если число мячей на занятии не ограничено, упражнение одновременно могут выполнять 4-5 пар. Делается это таким образом: с обеих сторон площад­ки одновременно цепочкой начинают продвигаться вперед по несколько человек. Стартующие, с одной стороны, движутся примерно по одной линии, соблюдая установленные правила.

Остановки с разворотом – совершенствование техники остановки мяча в движении. У каждого участника мяч. Нужно руками бросить его за спину, успеть повернуться на 180° и остановить мяч любым из трех способов: приземлить подошвой; внутренней стороной стопы; остановить подъемом, не дав мячу коснуться земли. Первоначально нужно бросать мяч так, чтобы он летел не быстро, плавно и опускался недалеко за спиной. По мере усвоения упражнения мяч бросается дальше и сильней, чтобы остановке его предшествовал рывок. Если не хватает мячей, организуется несколько троек-четверок, упражняющихся одним мячом. В каждой группе партнеры бросают друг другу мяч за спину для выполнения остановки.

Передачи в движении – совершенствование передачи мяча низом в движении. Организуется несколько групп по 4 человека. Каждая на участке поля примерно 25 х 25 м упражняется в передаче мяча по земле, продвигаясь при этом все время в одну сторону. Передачи должны выполняться без остановки мяча (в одно касание). Можно не обозначать кто кому и когда передает мячи. Однако нужно обусловить равномерное участие в упражнении всех игроков.

С одним водящим – совершенствование передачи отбора и перехвата мяча. Один из четырех участников упражнения становится внутри условного треугольника со стороной 25 м. Его задача - отобрать мяч или коснуться, только не руками мяча, который трое его соперников передают друг другу. При удаче водящий меняется местом с виновником Потери мяча. Доведя число участников до пяти, можно обусловить, что передающие друг другу мяч имеют право лишь на одно касание.

Обведи и забей гол – совершенствование ведения, обводки и ударов по воротам. Группа упражняющихся располагается в 30 м от ворот; У каждого мяч. Поочередно каждый ведет мяч в сторону ворот, обводит находящегося на пути соперника и старается забить гол. Тот, кто.первым начинает упражнение, ведет мяч и с расстояния 15-20 м от ворот производит прицельный удар, затем поворачивается лицом в поле, пытаясь отбросить мяч у следующего игрока, который стремится его обвести. Таким образом, каждый становится то нападающим, то защитником. Выполнив роль защитника, упражняющийся направляется за своим мячом.

Ворота защищает вратарь. Если число мячей ограничено, интенсивность участия в упражнении каждого игрока снижается.

Мяч в воздухе – совершенствование точных ударов по мячу с лета. В условном кругу или четырехугольнике на определенном расстоянии друг от друга располагаются несколько партнеров (4-5). Ударами ноги и головой они передают мяч друг другу, не давая ему коснуться земли. Можно одного игрока поставить внутри (в середине) круга или четырехугольника, что облегчает возможность удерживать мяч в воздухе. В первой серии упражнений можно разрешить каждому касаться два раза мяча, а по мере усвоения - только один раз.

Передача вратарю – совершенствование точных ударов по воротам, по мячу, катящемуся сбоку. В ворота становится вратарь, а в 15-20 м в глубине поля располагается второй вратарь. Несколько игроков (4-5) стоят дальше от ворот (примерно в 30 м). Поочередно каждый низом или верхом направляет мяч в вратарю, который находится вне ворот: тот ловит его или подбирает руками и бросает поперек набегающему партнеру, от которого получил мяч. Задача соседнего нанести сходу удар по воротам. Наряду с тренировкой игроков в ударах по воротам, сразу два вратаря упражняются в ловле и приеме катящихся мячей.

Неравным числом – соревнование техники и тактики игры. Какими-либо предметами обозначаются четыре стороны (условные линии) четыре стороны четырехугольника 30 х 30 м. В пределах этой площадки ведется игра двух команд за обладание мячом. В каждой по 3-4 чел. Ставится условие: когда мячом владеет партнер, нужно открываться для приема мяча. Когда же мячом владеет один из «противников», нужно держаться на таком расстоянии от ближайшего соперника, чтобы перехватить (отобрать) направленный ему мяч. Для качественного проведения этого упражнения нужно, чтобы команды отличались цветом футболок (иногда на одноцветные футболки надевают специальные майки, рубашки, жилеты). Следует запретить играющим просить мяч (кричать), ибо в этом случае владеющий мячом для осуществления взаимодействия использует не ориентировку, а голос партнера. Данную игру можно проводить с неравным числом игроков. Скажем, четверо против трех. Но обусловить, что играющие в меньшинстве не ограничены числом касаний мяча, а те, кто в большинстве, ограничиваются двумя касаниями.

Игра в одни ворота – совершенствование техники и тактики игры. Тренировка ведется на половине поля. Две команды по 5-8 человек играют друг против друга в одних воротах, которые защищает вратарь. Владеющие мячом атакуют ворота. Этому противодействует другая команда, но в тот момент, когда мяч отобран у нападающих, они становятся обороняющими, и наоборот. Каждая команда старается забить больше голов. Овладев мячом, вратарь возвращает его команде, которая в момент удара по воротам была в роли атакующей. Ставится условие, что оборо­няющаяся сторона, овладев мячом, может забивать голы лишь после передачи. Если не вводить это условие, возникают моменты, когда один из игроков обороняющейся команды, овладев мячом в непосредственной близости от ворот, забьет гол без сопротивле­ния, тогда как игрокам другой команды не предоставляется даже минимального времени, чтобы занять позицию обороны.

Удары по мячу головой – удары по мячу головой применяются и в футболе очень широко: при обстреле чужих ворот, при обороне своих, при передаче мяча партнеру, для того, чтобы перехватить передачу соперников, причем получает преимущество тот, кто смелее и прыгает, более ловок и быстр. Но, пожалуй, главное зависит от умения рассчитать момент, когда надо сделать прыжок и в какой именно точке полета мяча нанести по нему удар определенной частью головы (лбом или боковой частью). Научиться играть головой может каждый футболист, независимо от его роста. Есть много высоких спортсменов, которые плохо играют головой, и столько же футболистов невысокого роста, великолепно владеющих этим приемом техники. Все определяет прилежность в обучении и соблюдение всех необходимых указанных нами нюансов в играх головой.

Удар лбом без прыжка по мячу.

Начинать обучение ударам по мячу головой лучше с ударов без прыжка. При ударе нужно точно рассчитывать место встречи с опускающимся навстречу мячом. В момент, предшествующий удару, мяч должен быть на уровне лба. Перед тем как коснуться мяча, надо наклонись голову и туловище назад, эатем, выпрямляя туловище, резким движением головы вперед нанести по мячу удар лбом. Перед ударом ноги должны быть немного согнуты в коленях и стоять одна впереди другой. Выпрямление туловища осуществляется при помощи стоящей сзади опорной ноги. Высота полета мяча зависит от того, на какую его часть придется удар. Если в верхнюю часть – мяч полетит вниз, в среднюю – параллельно земле, в нижнюю – вверх.

Удар боковой частью головы без прыжка по мячу, летящему сбоку. Чтобы ударить по мячу, летящему сбоку, боковой частью головы, надо выставить дальнюю от мяча и согнутую в колене ногу немного вперед и наклонить в строну этой ноги туловище. Перед самым ударом футболист выпрямляет туловище и делает энергичное движение голой ой в сторону мяча с таким расчетом, чтобы коснуться его боковой частью головы.

Удар головой в прыжке. Умение бить по мячу головой в прыжке во многом зависит от умения высоко и вовремя прыгать. Запоздалый или преждевременный прыжок лишает возможности нанести удар, так как в первом случае мяч пролетит над игроком раньше, чем он достигнет нужной высоты, а во втором - игрок начнет опускаться до встречи с мячом. Иногда, уже находясь в воздухе, игрок делает энергичное движение туловищем и головой, что придает большую силу полету мяча после удара. Удары в прыжке также наносятся лбом боковой частью головы. При прыжке с разбега отталкиваться лучше одной ногой, а при прыжке с места – двумя. Если удар наносится с разбега, он будет более сильным.

Обучение ударам головой. При освоении навыков ударов по мячу головой и при их совершенствовании можно использовать несложные упражнения, которые позволяют заниматься в одиночку, вдвоем и целыми группами. Выполнять их можно на небольших пришкольных площадках, в гимнастических залах, даже не оборудованных заградительными сетками для специальных занятий футболом. Однако наличие заграждающих стены сеток способствует лучшей организации занятий, увеличению их интенсивности и числа упражнений, используемых для этой цели. Прежде всего, расскажем о наиболее типичных ошибках, которые допускают игроки, начинающие обучаться этому приему. 1. Вместо того, чтобы стараться попасть в среднюю часть мяча лбом, футболист в момент приближения мяча сгибает голову и касается мяча верхней частью головы. Объяснить это можно двумя обстоятельствами: надеждой, что касание мяча наибольшей плоскостью головы сулит наибольшие шансы не промахнуться, и что соприкосновение с мячом той части головы, которая покрыта волосами, не будет болезненным. 2. В момент, предшествующий нанесению удара, игроки закрывают глаза. Эту привычку следует отнести к определенным ощущениям страха, боязни испытать болевые ощущения. 3. Проявление определенной скованности тела. При этом голова как бы втягивается в плечи, руки и шея неподвижны. 4. Часто, готовясь нанести удар, ребята открывают рот, что, видимо, следует объяснить их попыткой, таким образом, лучше прицелиться для нанесения удара. 5. Моменту соприкосновения с мячом не предшествует замах. 6. Удар наносится не серединой лба или боковой частью головы по средней части мяча, а краем головы по краю мяча, при этом мяч летит не далеко и не прямо. Предупреждать эти ошибки при обучении надо сразу же, чтобы они не укоренились у игроков. Поскольку число занимающихся игроков на занятиях может быть неодинаковым, предлагаем упражнения в парах и с большим числом игроков. Использование их зависит от количества игроков и мячей, размеров площадки, а также от того, как она оборудована.

Если упражняются двое.

1. Ребята становятся лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По очереди они бросают мяч руками партнеру для удара головой. Вначале лучше бросать мяч так, чтобы он летел снизу вверх, причем медленно и плавно. Это способствует возможности наносящему удар рассчитать время, нужное для замаха и уловить точку соприкосновения с мячом.

2. Упражнение усложняется тем, что игроки производят удары по мячу один за другим, направляя мяч друг другу, не давая ему приземлиться. Для начала достаточно, чтобы до того, как мяч коснется земли, каждый выполнил хотя бы по одному или по два удара.

3. Один из занимающихся становится в ворота (если их на площадке нет, они обозначаются двумя предметами) и бросают стоящему в нескольких шагах напротив партнеру снизу вверх мяч так, чтобы он летел чуть выше его головы. Принимающий мяч ударом головы старается забить гол. Примерно после десяти ударов игроки меняются полями.

4. Партнеры становятся напротив друг друга в нескольких шагах, но тот, кто наносит удар обращен к владеющему мячом боком. Принимая брошенный мяч, игрок боковой частью головы наносит удар, направляя мяч обратно партнеру. После нескольких ударов футболисты меняются ролями.

5. Партнеры стоят рядом и лицом обращены в одну сторону. Тот, в чьих руках мяч бросает его вперед-вверх так, чтобы он летел примерно на высоте роста партнера или немного выше. Второй игрок должен догнать мяч и выполнить по нему удар головой. Вначале бросают так, чтобы он летел медленно. Смена ролями происходит после двух-трех ударов.

6. Расстояние между занимающимися 25-30 шагов. Игрок с мячом производит ногой навесной удар в сторону партнера с таким расчетом, чтобы мяч до него немного не долетел. Задача принимающего подачу – набежать на мяч и в прыжке нанести удар головой. Если на площадке есть ворота, подача делается сбоку, а принимающий старается головой забить в них мяч.

Если тренируется вся команда или несколько человек

1. Для двух и более троек. Один игрок из тройки становится в определенном месте: у него в руках мяч. Два его партнера стоят на равном расстоянии (примерно в 3-4 шагах) от него по бокам – слева и справа. Владеющий мячом бросает его над собой вверх и отступает назад. Стоящие по бокам устремляются к мячу, пытаясь первыми нанести удар головой. 2. Для троек, четверок и пятерок. Задача – держать мяч в воздухе как можно дольше, ударяя по нему головой по очереди. Каждый участник одновременно имеет право ударять по мячу один раз. Если упражнение проводится в тройках, целесообразно образовать треугольник: в четверках трое образуют треугольник, а четвертый становится в середину. В пятерках четверо образуют четырехугольник, пятый игрок становится в середину. Стоящие по сторонам направляют мяч среднему игроку, а тот по очереди то одному, то другому партнеру. Эти же упражнения, как и упражнения в парах, можно проводить, разрешая удары и ногами, и головой. 3. Несколько футболистов становятся на линию центрального круга поля в разных его точках. По команде они все начинают двигаться в одну сторону. Стоящий в середине круга каждому по очереди бросает мяч так, чтобы бегущий на ходу мог сделать прыжок и вернуть ему мяч головой. 4. Несколько футболистов с разных сторон с 15-20 шагов бьют по воротам, стараясь, чтобы мяч летел вверх. Игрок, защищающий ворота имеет право отбить мяч только головой. После того, как он отобьет 10-15 мячей, в ворота становится другой футболист. 5. Футболист упражняется в выбрасывании мяча из-за боковой линии, соблюдая правила. Он направляет мяч партнеру для удара головой. Находящийся вблизи третий игрок ведет борьбу за мяч, и пытается сам нанести удар головой. 6. Трое образуют треугольник, располагаясь друг от друга на расстоянии нескольких шагов. Они по очереди бросают мяч друг другу на высоте груди или ниже. Задача – в прыжке вперед ударить головой по мячу. При этом туловище оказывается в горизонтальном положении. Падая, надо сначала коснуться земли руками. 7. Вратарь по очереди бросает мяч игрокам, стоящим в 10-15 шагах перед ним. Те в прыжке должны ударить головой по мячу, летящему высоко над землей, стремясь забить гол. Такие же удары, как по мячу, летящему невысоко над землей, игроки наносят по мячу, подлетающему к ним сбоку. Для этого футболисты становятся на том же расстоянии напротив ворот, а партнер бросает мяч руками сбоку.

У футбольной стенки. Если на площадке есть футбольная стенка, можно интересно и интенсивно тренироваться, используя такие упражнения.

1. Несколько человек (у каждого мяч) становятся вдоль стенки на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу, и упражняются в ударах головой по мячу, отскочившему от стенки после броска руками или удара ногой. Расстояние от стенки игроки все время увеличивают. Быстро устремляясь к мячу, они стараются успеть нанести удар, пока мяч находится в высокой точке полета.

2. Двое становятся друг за другом в двух-трех шагах лицом к стенке, первый в 8-10 шагах от нее. Стоящий впереди бросает мяч в стенку с таким расчетом, чтобы отскочивший мяч летел несколько выше его головы и долетел до стоящего сзади. Когда мяч пролетает над головой стоящего впереди, тот выигрывает, но не ударяет по мячу, а лишь усложняет возможность выполнить удар стоящему сзади, имитируя типичный игровой момент. Как только мяч опустится на землю, нанести несколько следующих один за другим ударов головой по отскакивающему от стенки мячу. Поскольку, отскакивая от стенки, мяч летит на разной высоте и в разные стороны, игроки будут ударять по нему головой из разных положений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.053 с.)