Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрагенты государства в процессе принятия решенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наряду с выделенными выше акторами целеполагания, государство обладает и широким кругом контрагентов, которые также являются непосредственными участниками принятия решений. В отличие от термина «стейкхолдеры» (stakholders) термин «контрагенты» не только отражает аспект совместного взаимодействия со сторонним участником процесса, наличие заинтересованности акторов в решении общих вопросов с государством, но и подчеркивает их автономность и наличие особых позиций. Наличие этих внешних, сторонних для государства участников принятия решений обусловлено целым рядом причин. Во-первых, наличие внешних акторов отражает неспособность государства выполнять свои базовые функции в качестве автономной, закрытой от общества социальной системы. За счет этих контактов государство пытается предупредить и собственную, и общественную стагнацию. Во-вторых, дефицит ресурсов у органов государственного управления при решении тех или иных проблем. Это превращает деловые контакты государства со сторонними партнерами в некое условие снижения деловых рисков. В-третьих, предметный характер определенных процессов, которые в принципе не способны происходить без сторонних контактов властей (например, выборы как таковые не могут быть проведены без участия гражданских структур). Решая разнообразные проблемы, государство вынуждено обращаться к тем общественным структурам, которых непосредственно касаются эти вопросы, а следовательно, и к имеющимся у них информационным, материальным, организационным, человеческим и прочим ресурсам. Помимо ресурсных и функциональных причин, стимулирующих обращение государства к контрагентам, можно отметить и заметные при решении определенных вопросов невысокие профессиональные качества гос.менеджеров. Другими словами, их недостаточные для эффективного управления свойства требуют более продуктивной деятельности специалистов. В таком случае власть заинтересована в том, чтобы соответствующие контрагенты (эксперты, управленцы) стали, условно говоря, «антикризисными менеджерами» при решении тех или иных значимых для государства вопросов. Существенной причиной налаживания контактов с контрагентами является и заинтересованность последних в контактах с государством. К этому их подвигают собственные интересы. При этом контрагенты могут выступать в своем персональном качестве, а могут создавать соответствующие коалиции и альянсы, что не только усиливает их позиции по отношению к государству, но и предопределяет получение ими преимуществ за счет тех, кто не вступил в коалицию с властями. Ну и, конечно, нельзя не сказать, что заинтересованность государства в контактах с контрагентами нередко стимулируется конкретными чиновниками, заинтересованными в получении незаконных выгод от такого взаимодействия. Хотя, строго говоря, стимулировать такое теневое «сотрудничество» могут как государственные, так и внешние структуры. В то же время надо видеть, что в государстве действуют и факторы, препятствующие налаживанию его связей с контрагентами. К причинам такого рода можно отнести: - боязнь усиления зависимости властей от внешних центров; - наличие высоких издержек взаимодействия государственных органов с различными контрагентами; - нарастание рисков репутационных потерь (чреватых кризисами легитимности); - усложнение («утяжеление») институциональной структуры государственного управления, способное снизить чуткость государства к внешним вызовам или даже ослабить его действия по осуществлению своих функций. Но так или иначе, поддержание деловых контактов с внешними партнерами при принятии решений стало устойчивой нормой деятельности государства. Взаимные усилия государства и контрагентов создают некую матрицу контактов, которая способна ограничивать и селектировать попытки внешних структур войти в коммуникацию с представителями госадминистрации. Причем эта система коммуникаций препятствует не только свободному входу, но также и выходу из этих взаимоотношений. Эта коммуникативная матрица не всегда соответствует динамично изменяющимся отношениям государства с внешним миром и временами бывает не способна воспринимать активность отдельных контрагентов, активировать тех, кто не проявляет инициативы, или отсеивать лишних. В этих случаях интересы и позиции перспективных партнеров могут выпадать из общего процесса принятия решений. Взаимодействия государства и контрагентов обладают как достоинствами, так и недостатками. Плюсы такой ситуации (расширение возможностей представительства интересов при формировании государственной политики, увеличение ресурсной базы и т.д.) сочетаются с рядом негативных последствий (нарастанием неопределенности проблемных ситуаций, усложнением и замедлением разработки целевых показателей, нередкой блокировкой решений, распылением полномочий различных органов государственного управления и др.). Существуют у государства и вето-партнеры, препятствующие проведению в жизнь его политики. Много противоречий создает и столкновение культур и языков общения с контрагентами. Да и не всегда эти взаимодействия, отнимающие у сторон много времени и сил, ведут к сотрудничеству и совместным решениям. Минусом таких кооперативных связей является также возникновение в государстве «субправительственных моделей», представляющих собой устойчивые, замкнутые на себя системы взаимной поддержки бизнеса, политиков и государственных менеджеров. Такие конструкции могут существовать в виде «многоугольников» власти, в которых официальные цели и средства нередко уступают место корпоративным ориентирам и латентным технологиям разработки стратегий. Такие конструкции не только сужают возможности для привлечения иных, законопослушных и заинтересованных участников, но и ведут к подмене общегосударственных интересов корпоративными и даже партикулярными целями. Такие примеры показывают, что управленческая кооперация с контрагентами подчас создает ситуацию, при которой государство и стоящее за ним общество перестают быть бенефициариями (англ. beneficiary — получатели выгод) и берут на себя лишь управленческие издержки и риски. Впрочем, каждый из контрагентов также несет трансакционные издержки и риски при обращении к государству. Тем не менее, одно правило носит поистине «железный» характер: если у контрагентов (или в их коалициях) нет представителей правящей элиты, их влияние на принятие решений минимально. Как можно видеть, в принятии государственных решений формируются дискретные связи властей с контрагентами, причем не все из которых подчиняются установленным правилам и нормам. В целях создания результативной конфигурации контактов с внешними акторами органы власти и управления используют целый арсенал стратегий и технологий, подразумевающих поощрение или предупреждение конфликтов, институциональные ограничения, мониторинг, торг, сделки, инвестиции, поддержание интереса к взаимодействию, заигрывания и угрозы, изоляцию и уступки, манипулирование и враждебные акции, создание препятствий для ухода из коммуникации или предпосылки, провоцирующие ускоренное завершение делового общения, и т.д. Все эти технологии выбираются в зависимости от того, какие роли будут выполнять эти контрагенты в дальнейшем. Применяются и технологии, направленные на принципиальное изменение правил, норм, стимулов и мотивов таких коммуникаций, устранение точек блокировки контактов с важными контрагентами. В целом, воздействуя (в той мере, в какой ему это удается) на распределение прав, полномочий и процедур деловых партнеров, государство стремится к консолидации позиций с партнерами. К устойчивым и постоянным контрагентам государства относятся: - корпоративные игроки; - общество; - международные структуры; - экспертно-аналитические сообщества. В этом смысле важнейшим контрагентом является общество, которое, так же, как и государство, является производителем общественных благ. Существует и более детальный перечень наиболее существенных контрагентов государства, оказывающих постоянное воздействие на принятие и реализацию государственных решений. Этот перечень включает в себя: - крупные бизнес-корпорации; - общественное мнение; - политическую оппозицию; - политические партии; - СМИ (в том числе медиавладельцев и рекламодателей); - церковные институты и конфессиональные сообщества; - экспертное сообщество (в составе технологов-аналитиков и представителей академической сферы); - неправительственные организации; - «партизан» (теневые структуры, вплетенные в принятие государственных решений); - международные структуры (внешние национальные государства, международные межправительственные и неправительственные организации, региональные образования, финансово-экономические институты глобального мира, глобальное гражданское общество и т.д.). Среди деловых партнеров государства выделяют также контрагентов-лидеров (доминирующих по тем или иным вопросам над государством) и аутсайдеров. В науке детально описываются различного рода контакты государства с его контрагентами, их влияние на выработку государственных стратегий. В зависимости от отношений правительства с контрагентами выделяют четыре основных типа принятия решений: 1) консенсусно-реактивный, воплощающий тип действий, ориентированный на сохранение статуса властвующего режима и выражающийся в повседневном сотрудничестве с избранными и вызывающими доверие группами интересов; 2) консенсусно-активный, ориентированный на нормативные ценности, закрепляющие предпочтительный подход к формулировке и решению общественных проблем; 3) реагирующий, предполагающий навязывание государством решений вопреки сопротивлению части организованных групп; 4) активный, характеризующий постоянно высокую и преобладающую роль государства и его стремление навязывать свои решения любым контрагентам. Важно отметить, что стили взаимоотношений государства со своими контрагентами могут обладать как институционализированным, так и открытым (поливариативным) характером. К первому типу можно отнести контакты со всевозможными правительственными комиссиями, экспертными комитетами и собраниями, участие в парламентских слушаниях и иные формы постоянного соучастия государственных и сторонних структур. Во втором случае взаимоотношения государства с контрагентами создают предельно широкое пространство для принятия разнонаправленных решений.
Краудсорсинг - привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий. «Фабрики мысли» - негосударственные научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права. Стейкхолдеры - заинтересованная сторона, причастная сторона — это люди или компании, которые влияют на бизнес.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.008 с.) |