Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности развития государства как субъекта принятия и исполнения решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Основные факторы государства при принятии решений Специфической аттестацией государства как субъекта принятия решений обладает и набор факторов и контрагентов, взаимодействующих в процессе, т.е. тех реальных и постоянных участников принятия решений, активность которых и наполняет этот процесс своей жизненной активностью. В целом к таким факторам относятся групповые, индивидуальные и институциональные структуры. К участникам принятия государственных решений нужно отнести следующих агентов: 1. Политических лидеров, узкий круг лиц, в чьи задачи входит не только осуществление общего руководства процессом принятия государственных решений, но и поддержание публичных взаимоотношений власти с гражданским населением, а также выполнение представительских функций в международной сфере. Постоянство поддержки лидеров со стороны общества укрепляет легитимность правящего режима и расширяет его формальные возможности и прерогативы при постановке целей государственного развития; 2. Выборных политиков, составляющих высший слой управленцев, который создает предпосылки для поддержки и превращения доктринальных планов в задачи оперативного управления государством. У данной группы лиц в основном активированы их статусные (по сравнению с репутационными) возможности. Наличие нескольких индивидуально сильных политиков, оппонирующих друг другу при разработке общеколлективных целей, создает конкурентную среду в руководстве страной. Нередко такая ситуация приводит и к тому, что ряд решений в государстве принимается по прихоти ключевых фигур в правящем классе. Более того, главенство многих политических фигур сохраняет возможность поляризации процесса принятия решений, т.е. достижения им такого уровня раскола позиций внутри корпуса управляющих, который может обернуться блокировкой выдвижения общенациональных целей; 3. Наиболее авторитетных общественных деятелей, обладающих неформальным статусом, но в силу высокого персонального авторитета постоянно участвующих в публичном обсуждении крупных государственных проектов и оказывающих влияние на принимаемые в государстве решения; 4. Высших государственных менеджеров (отраслевых руководителей, глав центральных офисов). Эта группа лиц относится к верхушке политико-управленческого айсберга. Будучи ответственными на своих постах за претворение в жизнь политического курса, они помимо обладания своими административными статусами играют роль стратегических предпринимателей. Их основная профессиональная задача состоит в распределении власти в отраслях и сферах общества и обеспечении их скоординированного развития в рамках единого государственного курса. Но как стратегические предприниматели они ограничены статусом политических представителей выборных лиц. 5. Карьерных чиновников. Это корпус кабинетных администраторов, профессиональных бюрократов, госслужащих. Главный фактор их включения в принятие решений — это квалификация (включая опыт и время пребывания на госслужбе), а также внутренние ресурсы (формальные и неформальные связи). В целом их активность направлена не на продуцирование, а на сдерживание рисков (в том числе и от инноваций). Это те, кто осуществляет, а не изменяет политику. Ведущая форма укрепления ими своих позиций и кадрового продвижения — это административный патронат. Их деятельность жестко закреплена формами юридической и административной ответственности, а сама деятельность носит по преимуществу предсказуемый и контролируемый характер. Кадровые чиновники в основном дистанцированы от населения и призваны ориентироваться на правовые и процедурные нормы, регулирующие их функции, а также на политические инвективы. При исполнении своих функций они в основном взаимодействуют со структурами гражданской экспертизы, реже — с общественным мнением (хотя довольно оперативно реагируют на крупные протестные акции населения). В процессе же повседневного исполнения бюрократией своих функций участие общества в обсуждении решений либо оговаривается частично (только по определенным вопросам и в определенных условиях), либо не предусматривается вовсе. В демократиях, где связи парламента и исполнительных органов четко прописаны, а к мнению СМИ прислушиваются, чиновники не испытывают особых проблем во взаимоотношениях с общественностью. В то же время в жестко централизованных системах власти у общества мало каналов для представительства своих интересов и потому гражданские структуры нередко стихийно воздействуют на исполнительные органы власти. Этот слой бюрократии делает изменения в обществе более дорогостоящими и увеличивает влияние укоренившихся традиций и организаций. Бюрократия так или иначе всегда ставит в принятие решений новые уровни согласований, каждый из которых добавляет либо «точку вето», либо «точку задержки», либо «точку дополнительного консультирования». Особенно по нестандартным ситуациям. В итоге бюрократия увеличивает институциональное трение между органами власти и экспертизы, препятствует оперативным изменениям, увеличивает количество точек торможения, замедляет реакцию на вызовы и т.д. В этом смысле ей никогда не хватает потенциала креативности и развития. 6. Чиновников низового уровня или обычных госслужащих. Несмотря на то, что они имеют низшую ступень в служебной иерархии, эти люди обладают определенной властью и контрольными функциями. В частности, они могут в известных пределах самостоятельно решать вопрос о границах применения того или иного закона, требования, распоряжения. По сути, они порой сами определяют, на какие нарушения обратить внимание, а на какие нет. Тем самым они рейтингуют законы и правила в зависимости от своей позиции и ситуации (например, полицейский, обращая внимание на нарушитель-автомобиль, может при этом проигнорировать нарушение правил перехода улицы со стороны пешехода). 7. Аналитиков и экспертов. В рамках этой страты выделяют разные группы внешних и внутренних экспертов: помощников руководителей, консультантов, творческих (размышляющих) профессионалов (у которых более высокая самостоятельность при определении политических действий и которым чем дальше, тем больше отдается приоритет в привлечении экспертов к тем или иным проектам), а также экспертов-администраторов. 8. Латентных (общественных) администраторов, т.е. тех полутеневых и теневых фигур, которые не обладают официальными полномочиями, но реально включены в деятельность по разработке и принятию решений. К ним следует отнести жен, мужей, родственников, близких друзей политиков и администраторов. Их влияние на выработку, корректировку, реализацию, оценивание и прочих стратегий и целей носит постоянный, но неравномерный характер. И подчас дефицит информации об их деятельности не дает обществу возможности узнать о подлинных инициаторах тех или иных государственных решений и действий. 2. Институты как акторы государственных решений (А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе). Учитывая особый вес институтов в принятии государственных решений, рассмотрим этого актора чуть более подробно. Взгляды на природу институтов весьма разнятся. Так, В. Парето (итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит) рассматривал их как совершенный ответ на коллективные цели и выгоды. В то же время Найт видел в них побочный продукт конфликтов, возникающих в результате борьбы за распределение выгод. Иными словами, понимал их как результат вынужденного сотрудничества людей. Таким позициям оппонирует теория рационального выбора, интерпретирующая институты как результат добровольного распределения выгод, а не навязывание потерь подневольным жертвам. В свою очередь Дж. Марч и Дж. Олсен обращали внимание на то, что институты предлагают обществу устойчивый набор правил и организованных практик, которые укоренены в мышлении (структуре смыслов) акторов и относительно устойчивы по отношению к меняющимся обстоятельствам. При этом институты так или иначе поддерживаются некоей третьей стороной, контролирующей применение норм и санкционирующей отклонение от их требований. Имеет смысл упомянуть и позицию А. Аоки, который считал, что институты представляют собой самоподдерживаемые людьми системы убеждения относительно того, как должно осуществляться взаимодействие разных акторов при решении тех или иных задач. Роль институтов в принятии государственных решений обладает базовым значением, стабилизируя и упорядочивая сложнейшую кооперацию акторов в процессе целеполагания. Во многом это связано с социальной устойчивостью этих структур и эффектом «возрастающей отдачи». В то же время надо иметь в виду и то, что институты — в силу способности к изменению своего фактического позиционирования, создания значительных институциональных трений между собой, а также ряда других факторов — сохраняют и определенный потенциал для дестабилизации положения в процессе принятия государственных решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.011 с.) |