Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функция управления — это постоянное направление деятельности по обеспечению эффективной охраны окружающей среды и рационального природопользования. Социальные, экономические, экологические и научно-технические требования, которые предъявляются к организации охраны окружающей среды, определяют содержание функций управления. К числу функций управления относятся: - подзаконное нормотворчество; - создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; - координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; - экологическое планирование; - экологическое нормирование; - экотехническая регламентация; - экологическая стандартизация; - оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; - государственная экологическая экспертиза; - лицензирование в сфере охраны окружающей среды; - экологическая сертификация; - экологический аудит; -экологический мониторинг; - учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; - экологическое воспитание и образование; - проведение научных исследований по вопросам окружающей среды; - экологический контроль. Система органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Система органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность органов, наделенных конкретной компетенцией для осуществления основных управленческих функций. Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления и, в-третьих, они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; издание нормативных правовых актов в данной области; организацию системы федеральных органов исполнительной власти в РФ; гарантии соблюдения экологических прав граждан; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологического управления. в области природопользования и охраны окружающей среды. Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России: · обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; · осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; · проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д. В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают: · федеральные министерства; · федеральные агентства; · федеральные службы. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются: 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации · Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды · Федеральная служба по надзору в сфере природопользования · Федеральное агентство водных ресурсов · Федеральное агентство по недропользованию. · Федеральное агентство лесного хозяйства 2. Министерство сельского хозяйства РФ · Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору · Федеральное агентство по рыболовству 3. Министерство экономического развития РФ · Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии · Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Понятие и роль экологически значимой информации. Обладание экологической информацией играет большую роль для эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дает общее определение информации, под которой понимаются сведения независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные: - о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов; - об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; - о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках; - о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты; - о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах; - о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России. Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти. Конституция РФ закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42). Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в пределах их компетенции. Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Предоставляется информация через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам. Источники экологически значимой информации. Всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности. Одновременно в экологическом праве можно выделить ряд специфических источников. К источникам экологически значимой информации можно отнести: - сами нормативные правовые акты, -экологический мониторинг, -государственные кадастры и реестры природных ресурсов, -экологический паспорт предприятия, - радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, -декларация безопасности промышленного объекта, -государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Государственная политика в области управления природопользованием Экологическая доктрина Российской федерации разработана МПР России с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов. Ученые Российской академии наук принимали активное участие в разработке проекта Экологической доктрины Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р одобрена «Экологическая доктрина Российской Федерации». Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся: – рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов; – увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; – деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие невозможность существования человеческой цивилизации; – возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли; – возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф; – недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации; – продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность. К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся: – преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; – низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; – резкое ослабление управленческих, и, прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; – высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; – низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; – последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; – низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны. Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на: – фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; – оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации; – признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; – учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Экологическая доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы: – сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; – обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; – обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах: – устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы; – приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов; – справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; – предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий; – отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; – природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; – открытость экологической информации; – участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.71.190 (0.008 с.) |