Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм инновационного управления трудом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная экономика характеризуется непрерывным процессом нововведений. Чтобы выжить, предприятие должно постоянно внедрять новшества. Этот процесс ускоряется в период кризиса. Но любая сколько-нибудь существенная инновация имеет двойственный характер. Созидательная сторона инновации с экономической точки зрения означает новое, более эффективное и перспективное сочетаний факторов производства. Хотя экономический аспект инноваций имеет первоочередное значение, мы не должны упускать из виду их социальную сторону. Инновация для ее инициаторов — это ответ на вызов, требующий мобилизации всех сил ради внедрения новой технологии, производства нового товара (услуги), освоения новых форм организации производства и распределения, завоевания новых рынков сбыта, удовлетворения растущих запросов клиентов, улучшения соотношения «качество — цена». Этот постоянный вызов является следствием внутренних и внешних (по отношению к предприятию) противоречий, для преодоления которых необходимы соответствующие человеческие качества и даже творческий гений. Другой эффект нововведения состоит в том, что оно высвобождает ресурсы, которые могут быть использованы в другом месте. Требуется все меньше рабочего времени для производства продукта или услуги того же вида. Отныне, чтобы произвести такое же количество благ и услуг, можно работать меньше (или при такой же продолжительности работы можно получить больше благ и услуг). Разрушительная сторона инновации с экономической точки зрения заключается прежде всего в разорении не внедривших новшества предприятий, исчезновении ряда товаров и услуг, ликвидации безнадежно устаревшей техники. Но особенно важен здесь социальный аспект инноваций. Инновации могут ухудшить положение ряда социально-профессиональных групп, обесценить осуществленные ранее инвестиции в человеческий капитал, увеличить масштабы безработицы и усилить, в конечном счете, существующую в обществе социальную напряженность. Поэтому осуществление инноваций всегда требует проведения вдумчивой аналитической работы с целью минимизации ущерба от действия их разрушительной стороны. Для этого необходимо формирование механизма инновационного управления трудом. В чем же заключается его сущность? Создание такого механизма направлено на обеспечение высокой производительности и качества труда, повышение творческой и инновационной активности персонала, на гибкое адаптивное использование «человеческих ресурсов», на создание организационной культуры и обеспечение необходимой лояльности персонала. Действие этого механизма ориентировано преимущественно на высококвалифицированный творческий труд, на органичные связи и взаимодействие работников в трудовом и научно-производственном цикле для достижения целей стратегического управления. Механизм инновационного управления трудом предполагает комплексный охват различных аспектов использования человеческого фактора. Во-первых, в практике передовых корпораций наряду с отдельными работниками все большее внимание уделяется автономным рабочим группам и отношениям между ее участниками. Это позволяет предотвратить возможные социальные конфликты. Во-вторых, управленческое воздействие осуществляется таким образом, чтобы обеспечить максимальное использование потенциала работников, учитывающее расширение мотивационных условий, причем особое значение приобретает активизация творческих, поисковых усилий. В-третьих, при использовании управленческого инструментария важная роль отводится взаимоувязке всех элементов трудового процесса, технологических требований и производственной дисциплины, повышению качества человеческих ресурсов. В-четвертых, инновационные формы и методы управления трудом органично увязываются со стратегией хозяйственного и научно-технического развития предприятий, с последовательными трансформациями их экономических механизмов и организационных структур. Такая работа способствует минимизации влияния неизбежных разрушительных сторон проводимых инноваций. Наряду с формированием комплексного механизма инновационного управления трудом важнейшее значение имеет проблема активизации и стимулирования инновационной деятельности персонала. В настоящее время в качестве узловых проблем стимулирования инновационной деятельности персонала выделяют, во-первых, создание благоприятного инновационного климата и условий для выдвижения новых идей и предложений, во-вторых, организацию подачи и отбора предложений и мотивацию иннова-торов. Рассмотрим стадии инновационной деятельности и их влияние на труд. 1. Формирование основы эффективного «генерирования» идей и предложений. Для этого необходим сбалансированный подход менеджмента к увязке интересов инноваторов с целями фирмы. В свою очередь, выделение «производства идей» как важнейшей составляющей инновационного управления трудом создает основу эффективного предпринимательского поведения организаций. 2. Создание в организации инновационного климата. Под ним обычно понима • «видение» персоналом фирмы основных направлений и будущих ориен • целенаправленные усилия по выдвижению новых идей и преодоление • развитие творческих способностей персонала, расширение полномочий • понимание каждым работником своей роли в общих усилиях по реализа • восприятие динамичных научно-технических и организационных измене • выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия 3. Подготовка персонала. Современный менеджмент стремится вооружить ра 4. Формирование механизмов аккумулирования творческих идей и предложений. • инновационная деятельность постоянно контролируется и поддержива • существует оперативность и гласность рассмотрения заявок; • процедуры рассмотрения заявок четко и ясно определены; • поощряется подача как индивидуальных, так и групповых предложений Отметим, что в японских корпорациях очень эффективно аккумулируются многочисленные мелкие идеи, так называемые «вторичные инновации». Они не подпадают под категорию изобретений, но дают очень большой экономический эффект, поскольку способствуют обновлению продукции с помощью незначительных модификаций, снижению себестоимости и повышению качества. 5. Установление коммуникаций. Поддержание неформальных коммуникаций 6. Мотивация инноваторов. Хотя заработная плата не является сегодня у западных специалистов мотивирующим фактором, руководство компаний полагает, что было бы большой ошибкой считать, что творческие люди не беспокоятся о зарплате, поэтому фирма IBM специально поддерживает средний уровень зарплаты чуть выше, чем у конкурирующих фирм. В передовых компаниях применяются повышенные ставки за изобретательство (10-25% от экономического эффекта в первый год внедрения и до 10% в последующий), создаются специальные премиальные фонды из прибыли по новым, продуктам и т. д. Рассмотрим в заключение механизмы инновационного процесса. Современный механизм исходит из того, что одним из наиболее сильно мотивирующих факторов для инновационной деятельности оказывается поощрение «интрапренерства» (внутреннего предпринимательства), когда сотруднику, имеющему ценную идею, после предварительного анализа дается практически полная свобода в подборе группы единомышленников и в распоряжении специально выделенными «под идею» ресурсами. При этом на него возлагается полная ответственность за конечные результаты работы. В передовых инновационных фирмах действует также корпоративное «правило пятнадцати процентов», которое официально разрешает инноваторам использовать до 15% рабочего времени на разработку собственных идей и проектов, не включенных в планы фирмы. Традиционный механизм представляет собой прежде всего систему отбора и премирования инициативных идей и предложений. При этом финансируется не система инновационной деятельности в целом, а вознаграждаются конкретные идеи в зависимости от их полезности; материальное поощрение связано с другими формами поддержки инноваторов; премирование рассматривается как важнейший рычаг политики внутрифирменного управления, ориентированного на инновационные принципы. Особого внимания требует сбалансированность форм материального стимулирования работников НИОКР, производства и маркетинга, которые связаны между собой процессом создания и реализации новшеств. В целом современный менеджмент использует разнообразные стимулы активизации инновационного поведения персонала. Реалистично оценивая возможности таких средств, даже в лучших организациях менеджеры ни от одного стимула не ожидают постоянно высокой эффективности. Поэтому налицо стремление иметь под рукой различные наборы стимулирующих программ. Безусловно только одно — эти стимулирующие программы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для создания благоприятного инновационного климата в организациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.009 с.) |