Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преодоление сопротивления изменениямСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перемены, на каком бы уровне они ни рассматривались, в масштабах общества, организации или в поведении индивида, всегда означают какое-то расстройство и дискомфорт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда в организации осознается необходимость разработки программы улучшений для снижения уровня брака продукции, повышения производительности сотрудниками или активизации инноваций, мы видим, как все старое начинает саботировать успешное выполнение этих задач. Лидеры реорганизации должны понять, как люди реагируют на изменения. Преодоление сопротивления тех, кто привык к старому, намного сложнее, чем простое декларирование новых порядков. Люди должны так перестроить свою «психодинамику», чтобы отказаться от прошлого, пройти переходный период и предпринять что-то новое. Индивидуальная динамика Опыт работы консультантами привел нас к выводу, что основа перемен базируется скорее на индивидуальных изменениях, нежели на изменениях всей организации. Дело в том, что существуют определенные предсказуемые психологические процессы, происходящие во время перемен в жизни и связанные с большими эмоциями. Человек должен пережить, перестрадать, и после этого рождаются новые оценки, новый взгляд на жизнь. Пока люди не пройдут через это, они по-настоящему не будут готовы к новым начинаниям. Иначе говоря, необходимо завершение одной ситуации перед тем, как предпринимать что-то новое. Если эти стадии не полностью завершены, может возникнуть положение, при котором возможны повторения старых ошибок или просто такая сильная приверженность старому, что трудно будет построить для себя новую жизнь. Мы видим людей, которые, вступая в очередной брак, ведут себя фактически по-прежнему и не хотят чему-то научиться, и это неизбежно опять приводит к семейным неурядицам. Или люди, которые, теряяг супруга, настолько живут прошлым, что не способны на* новые привязанности. Фаза подведения итогов — четыре процесса В фазе подведения итогов осуществляются четыре процесса. Первый называется «освобождением». Он как бы дает импульс перехода к иному состоянию. Этот процесс вызывается толчками внешней среды или накоплением информации внутри объекта. Второй процесс определяется как «неотождествление». Когда происходит «освобождение» от чего-то, человек проходит период перемен в своей индивидуальности. Какая-то часть этой индивидуальности, связанная с прежней ситуацией или привязанностями, становится просто несущественной, человек вынужден идентифицировать себя в новой реальности. Это происходит не сразу. Третьим определением итогов является «преодоление иллюзий». Это, вероятно, наиболее важная часть подведения итогов в целом, так как именно здесь происходит осознание большей невозможности того, что восхищало прежде. Если этого не происходит, возникают ложные иллюзии, делаются тщетные попытки восстановить прошлое или то, что уже просто не может быть, проявляется ностальгия по старым добрым временам. Последнее, что относится к итогам,— это смена ориентации. Люди начинают понимать, что они дошли до черты — Рим горит, а они все пытаются как-то улучшать дела, когда требуется что-то совсем другое. Переходный период — нейтральная зона Критическим моментом для компаний, пытающихся определить свое будущее, является переходный период. Это время, когда требуется отказ от прошлого, это процесс отмирания ивозрождения. Это сложный этап. С одной стороны, мы обычно рассматриваем изменения как нечто добавляемое к существующему, как своего рода новый рубеж, совершенствование прошлого. С другой стороны, организации, задача которых состоит в обновлении, сталкиваются с процессом перемен во многом аналогично известному Фениксу, который должен был принести себя в жертву, чтобы вновь возродиться. Люди, включившиеся в процесс перемен, на этой стадии должны одновременно взаимодействовать и с силами прошлого, и с теми, которые подталкивают их в будущее. В этот период трансформации мы обнаруживаем во многом непоследовательное поведение. В компаниях хорошо налаженная практика устранения чего-то в организации начинается с того, что людям помогают понять, что же делается неправильно, почему здесь надо подвести черту. Затем в ходе поисков новых начинаний помощь в форме советов, поддержки распространяется и на сам переходный период. Новые начинания - Это последняя фаза периода обновления. В ходе ее людям необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям и мобилизовать свою энергию для действий в новой ситуации. И здесь людей поистине восхищают возможностями. Им удается порвать с прежним поведением, старыми шаблонами и подходами и начать формировать новые. Они, как Феникс, возрождаются из пепла и встречают будущее с энтузиазмом и энергией. Поскольку организацию создают люди, то лидеры должны уметь настроиться на психодинамику изменений, описанную выше. Именно такое понимание открывает путь для борьбы с сопротивлением переменам. Организационное сопротивление переменам Очень важно понять тот порядок, что многие организации под воздействием внешнего давления совсем не меняются и тем самым фактически способствуют своей собственной гибели. Это заставляет нас думать, что в природе организаций и отдельных людей есть что-то затрудняющее проводить такие изменения. Лидеры реорганизаций обязаны понять эти противодействующие силы и мобилизовать всю энергию для их преодоления и перестройки организации. Сопротивление осуществляется разными путями, но часто эта первая реакция связана с тем, что людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя. Причины, по которым сопротивление изменениям проявляется в организациях, могут быть проанализированы по уже обозначенной схеме: «Технология — политика — культура». Технические причины сопротивления изменениям Тремя основными техническими причинами сопротивления изменениям являются: Привычки и инерция. Они вызывают сопротивление, которое связано с решением отдельных задач. Именно по техническим причинам людям, которые делали что-то одним способом, весьма трудно изменить свое поведение. Страх перед неизвестным или сложность предсказуемости развития организации. Незнание будущего или трудности с его предвидением вызывают у многих тревогу, а следовательно, сопротивление. Снижающиеся издержки. Даже понимая, что перемены ведут к потенциальной выгоде, многие организации часто неспособны на них из-за успокоительного воздействия снижающихся издержек и при старом способе ведения дел. Политические причины сопротивления изменениям Существуют три основные причины такого сопротивления: Угроза влиятельным коалициям. Общая угроза состоит в конфликте старой и новой гвардии. Принятие решений с перераспределением ресурсов из-за их ограниченности. Во времена, когда экономический пирог постоянно увеличивался, а ресурсы были менее ограниченными, осуществлять изменения было легче. Но сейчас, когда пирог уменьшается, необходимо принимать решения о том, кто получит меньше ресурсов, а это, в свою очередь, ведет к большому сопротивлению изменениям. Обвинение лидеров за прошлые проблемы. Вероятно, основное сопротивление возникает из-за того, что лидерам нужно критически отнестись к своим прошлым решениям и поведению для осуществления новых перемен. Психологически людям очень трудно перестроиться, если они ощущают свою собственную ответственность за проблемы, которые они теперь пытаются разрешить. В этом смысле намного легче лидеру, приглашенному со стороны. Ему не надо всякий раз заниматься самобичеванием, когда он говорит о недостатках организации. Культурологические причины сопротивления изменениям Культурные фильтры на пути селективного восприятия. Организационная культура проповедует определенные ценности, затрудняющие для членов данной организации иной способ ведения дел. Она определяет то, как люди воспринимают возможное. Одним из грубых способов дифференциации людей является деление их на «твердолобых», неспособных к изменениям, и тех, кто более восприимчив, способен научиться вести себя по-новому, эффективно действовать в иной среде. Возврат к старым добрым временам. Часто мы чувствуем большую безопасность, возвращаясь к прошлому. Однако преобразования требуют отказа от прежнего ведения дел. Недостаток климата для изменений. Часто организации различаются по климату, благоприятствующему изменениям. Там, где процветает конформизм, нередко одновременно ощущается и недостаток восприимчивости к изменениям. Большинство из крупных корпораций в этом отношении не являются исключением. Лидеры реорганизаций должны учесть и это и обеспечить условия для формирования соответствующего климата. Одной из первых задач для лидеров реорганизаций является определение тех членов их управленческой команды, которые способны удовлетворять новым требованиям, и тех, которые не способны. Здесь могут быть полезны изучение ценностей, их обсуждение, а также Y анализ тех требований, которые должны быть изменены. Менеджеры в ходе своих семинаров располагают возможностью проанализировать все аспекты существующей культуры, которые противодействуют организационным переменам, а также могут разработать методы включения новых ценностей, ускоряющих перемены. Исключить поиск чрезмерно простых решений Когда мы раскрываем перед менеджерами секреты организационных структур, кружков качества, характеристик эффективного управления, методов-составления бюджета на нулевой основе или инвестирования при стратегическом планировании, мы рискуем тем, что они воспримут их и попытаются использовать для лечения всех организационных болезней. Однако ни один из этих методов не является ответом на все проблемы организации. Настоящая проблема в том, что люди слишком увлекаются методами или навыками, которыми они владеют и в результате ищут ситуацию, где они могут быть применимы. В итоге получается эффект «маленького мальчика с молотком». Если вы дадите ребенку молоток, он быстро сообразит, что все сложное может быть подчинено только лишь заколачиванию. Ниже приведены общие рекомендации лидерам реорганизаций, которые смогут помочь им исключить соблазн воспользоваться тем, что не направлено непосредственно на решение организационных проблем. 1. Имейте программу. Лидеры всегда имеют четкую программу действий — перечень того, что надо сделать для осуществления реорганизации. Она становится как бы якорем для организации. Использование того или иного метода может быть конкретно оценено через то, что необходимо сделать. Например, если наиболее приоритетный вопрос реорганизации приводит к изменению всего стиля управления, тогда программа разработки управленческой сетки может быть полезным инструментом с точки зрения достижения этой цели. 2. Простой ответ не должен стать нормой. Лидер реорганизации не должен допустить чьей-либо попытки найти панацею. Часто кто-то, возвращаясь с семинара или с курсов, начинает всех поучать, становясь чуть ли не проповедником, но его евангелизм быстро иссякает. Лидер реорганизации 1олжен найти способ конструктивно использовать этот энтузиазм, следуя при этом правилу, что не существует простых решений сложных и динамичных проблем, стоящих перед организацией. 3. Исключить увлечение чрезмерной пропагандой. Природе организаций свойственно явление чрезмерной пропаганды идей для того, чтобы они были приняты. Это создает определенную ловушку для таких пропагандистов. Во-первых, возникает чувство неоправданных ожиданий. Во-вторых, проявляется определенное стремление сохранить новую деятельность независимо от того, успешна она или нет. Вспомните пример кампании с кружками качества. Лидеры реорганизаций должны относиться к таким вещам осторожно и поощрять более сбалансированный взгляд на.то, что может быть достигнуто одной-единственной программой. Создание нового видения Многие из лидеров преобразований, добившихся успеха, таких, например, как Ф. Д. Рузвельт с его новым курсом, не имели ясного видения, куда они хотят привести свои организации. Вместо этого они занялись «планомерным поиском возможностей», ставками на изменяющиеся условия. Они использовали преимущества «открытого окна для возможностей». Планомерный поиск возможностей — это способность превращать непредсказуемые события в строительные кирпичики перемен. Преобразование организаций — это не просто нахождение возможностей, но и творческая стратегия, разрабатывать и реализовать которую должно научиться все большее число управляющих, если они хотят успешно вести дело в современных условиях конкуренции. Для планомерного поиска возможностей требуется диагноз источников ряда проблем. Лидеры реорганизаций обычно рассматривают четыре области, которые служат источниками основной информации для постановки диагноза в своей организации. Лидер занимается личным самоанализом для определения своих сильных и слабых сторон, а также определенных «пустот». Лидеры обеспечивают возможности для самоанализа преобладающей части сотрудников, что дает высшему руководству уверенность в том, что сотрудники работают над общими целями совместно, а не друг против друга. Система организационного контроля должна выдавать надежные данные об относительной благополучности состояния разных частей организации. Необходим тщательный анализ внешней среды Схема исследования организации Первой и, вероятно, наиболее важной задачей лидера является структуризация проблемы. Процесс, в ходе которого определяется, какие решения требуется принять, чего мы хотим достичь, какие для этого нужно выбрать средства, конструируется из материалов проблемных ситуаций, которые являются загадочными, тревожными и неопределенными. Для схемы исследования организации используем нашу концептуальную основу, опираясь на анализ системы технических, политических и культурных факторов (ТПК). Такой подход позволяет выявить набор стратегических задач, стоящих перед лидерами и легко переводимых на язык диагностических вопросов. Рассмотрим эти три системы. Техническая система В литературе по управлению часто содержатся советы лицам, принимающим решения по техническим вопросам руководства организациями. Среди этих альтернатив лидеры должны выбрать собственные цели и средства проектирования организации для выполнения избранной стратегии. 1. Миссия и стратегия. Наиболее важной технической задачей для лидеров является определение соответствующего набора производимых продуктов и предоставляемых услуг, а также рыночных ориентиров для своей организации. Степень привлечения технической экспертизы, очевидно, влияет на ту роль, которую выбирает для себя лидер. Составленные планы распространяются в организации с тем, чтобы сотрудники фирмы имели четкое представление о том, что от них ожидают. Организационная структура. Ее создание —это тоже задача лидера. Она зависит от принятых технических решений и реакции на внешнюю среду. Определяется, какое разделение труда и какие интеграционные механизмы позволяют организации эффективно выполнять свою миссию. Например, может быть единый центр с взаимозависимостью в структуре абсолютно во всем. Другой вариант — выделяются центры прибыли и убытков, что вызывает необходимость дробления организации и придания определенной ответственности отдельным лицам. Это приводит к увеличению функционального дублирования, но позволяет менеджерам быстрее реагировать на запросы рынка. 2. Управление человеческими ресурсами. Включает разработку системы управления персоналом, соответствующей организационным целям и структуре. Слишком часто в компаниях говорится о том, что «люди — это наиболее важный капитал», но действия фирм не обретают таких установок. Организации, которые не способны в процессе перемен оценить свои системы подбора, продвижения и вознаграждения кадров, рискуют заболеть организационной шизофренией, когда их сотрудники одновременно пытаются достичь и целей организации, и удоволетворения своих собственных интересов. Политическая система Вопросы политики редко обсуждаются в рамках организации в открытую, но нередко они занимают существенную часть времени высшего руководства. А обсуждается следующее: кого продвинуть на вакантное место, какая группа обладает властью, кто будет влиять на стратегические решения, как будет распределен бюджет между отделениями, какие функциональные службы имеют внутренние связи с генеральным управляющим, кто получит выгоду от последней формулы распределения заработной платы и премий? Задачей для лидера становится обеспечение результативности этого процесса, дальнейшее развитие организационных целей таким образом, чтобы все заинтересованные стороны считали их справедливыми. Кто будет влиять на формулирование миссии органи- ■0ч- зации и ее стратегии — в отсутствие лидерства по этим;< вопросам могут возникнуть коалиции, которые будут защищать интересы определяемых групп в организации. Поэтому взвешивание интересов разных групп внутри компании является важной частью принятия политических решений. Организационная структура Лидеру необходимо иметь в виду два среза проблемы распределения власти — вертикальный и горизонтальный. Первый — это вопрос о централизации, насколько подчиненные свободны по отношению к их руководителям. От этого зависит повышение гибкости компании и ее способности осуществления диверсификации. Вторым политическим вопросом является вопрос о распределении власти между разными группами в организации. Какова здесь позиция инженерной службы по отношению к производственникам, последних по отношению к службе маркетинга, а ее, в свою очередь, по отношению к сбыту? Это распределение власти одновременно влияет и на карьеру отдельных сотрудников. Управление человеческими ресурсами Одной из самых главных задач для лидеров реорганизаций является обеспечение преемственности руководства. Необходимо принять решения о том, кого продвигать и как это сделать. В большинстве организаций природа имеющихся возможностей такова, что всегда есть больше квалифицированных кандидатов на продвижение, чем мест для них. Решения о продвижениях — это основные решения (по принципу «выигрыш — проигрыш»), которые принимаются в организациях. Второй политической задачей в управлении человеческими ресурсами является разработка системы вознаграждения. Существует много разных способов осуществления этого. Но нет подтверждения тому, что только финансовые показатели служат измерителем успеха организации или оценкой индивидуального вклада сотрудников в производство. Наконец, важным политическим вопросом в организациях является действие системы оценки ее функционирования. Кто кого оценивает, кто устанавливает критерии — все это важные вопросы, так как они связывают проблемы оценки с проблемами оплаты и продвижения сотрудников. Исследования вопросов оценки труда поназывают, что подчиненные какого-либо сотрудника или люди равного с ним статуса способны лучше оценить деятельность этого сотрудника, чем его руководитель. Вывод о том, что подчиненные могут делать более верные суждения, чем управляющие, был затем распространен на многие промышленные организации. Культурная система Первым техническим вопросом, с которым сталкиваются лидеры реорганизаций в этой области, является вопрос о влиянии, воздействии определенных ценностей ключевых лиц, принимающих решения, на выбор стратегических альтернатив. Второй заботой лидеров в этой области является создание такого положения, когда организационная культура будет поддерживать миссию организации и ее стратегию. Это особенно важно при смене стратегии. Новая культура должна способствовать нововведениям, конкуренции и ориентации на прибыль. Организационная структура. Лидер также обязан связать культуру с организационной структурой. Организация, которая меняет свою функциональную структуру на матричную или дивизиональную, требует совершенно другого стиля управления. Второй вопрос здесь относится к развитию субкультур в разных частях организации. Так, лидер должен поощрять терпимость к отличному от обычного поведению, необходимому для ускорения качественных нововведений. Лидерам нужно тщательно взвесить преимущества и недостатки интеграции субкультур в единую культуру организации. Управление человеческими ресурсами. Важной областью управления культурой является кадровая система. Процесс начинается с подбора людей, их тщательной оценки с учетом прежде всего их соответствия организации и ее преобладающей культуре. Другим инструментом в сфере кадровой работы является способ развития персонала и его социализации. Организации, которые активно используют кадровые системы для создания соответствующей культуры, много внимания и средств уделяют подготовке и развитию персонала. Основная направленность этого процесса — приобщение людей к доминирующим ценностям организации. Наконец, управление премированием является потенциальным инструментом создания и развития организационной культуры. За счет этого осуществляются продвижение и поощрение тех, кто в наибольшей степени соответствует преобладающим ценностям данной организации. Задача лидера — обеспечить соответствие организации ее внешней среде. Для того чтобы это сделать, системы ТПК организации должны быть соответствующим образом подстроены под эффективное решение изменяющихся проблем. Самодиагноз лидера Лидеры знают свои сильные и слабые стороны. Наряду с диагнозом всей организации происходит и процесс самооценки. Как и актер, готовящийся к новой роли, лидер должен сам оценить свою техническую подготовку, а затем решить для себя, на какие нюансы он будет обращать наибольшее внимание. Как только лидер осознал свои технические способности, он должен разобраться со своим пониманием власти. Если он хочет что-то сделать в организации, ему необходимо понять мотивы индивидуального поведения и своего, и других людей. Наконец, он должен разобраться с ценностными установками людей, с тем, что их притягивает к данной организации. Ни один человек, какой бы убежденный и энергичный он ни был, не способен в одиночку перестроить крупную комплексную организацию. Нужна критическая масса менеджеров, которые разделяют озабоченность лидера по поводу необходимости перемен и участвуют в решении проблем. Это в равной степени относится ко всем лидерам. Диагноз: исключить минутный соблазн Быстрое удовлетворение потребности каким-либо доступным средством — это часть американской культуры, и менеджеры в этом смысле не являются исключением. Но, к сожалению, трудные проблемы редко решаются просто. Любой метод, если его правильно истолковать, будет способствовать повышению эффективности деятельности организации, но до того момента, пока менеджер не начинает рассматривать его как быструю реакцию на сложный мир, а тем более панацею. Диагноз: определение базы для создания видения проблем и возможностей Наверное, самым естественным компонентом любой перестройки является видение будущего желаемого состояния. Перестройки невозможны без мечты, стремления в организации к чему-то новому. Но, конечно, при этом также необходимо как-то оценить реальность и определить, насколько видение совпадает с этой реальностью. Это решается с помощью диагностического процесса. Здесь зарождаются новые возможности. Здесь организация подготавливается к своему обновлению. По мере диагностирования вырабатываются три принципа. Принцип первый — разграничение проблем. Лидеру нужно иметь четкий взгляд на мир, позволяющий ему осуществить диагноз. Мы показали матрицу «ТПК» в качестве одного из способов упорядочения реальности. Принцип второй — сбор данных. Преобразующие лидеры всегда собирают и анализируют данные, полученные в ходе обмена информации или путем систематических исследований. Возможно создание специальных рабочих групп для изучения вопросов реорганизации. Принцип третий — упрощение. Сложная реальность должна быть сведена к нескольким центральным проблемам еще до того, как к их решению привлекут других людей. Лидеры реорганизаций должны найти такие пути, чтобы обеспечить достаточную мотивацию людей как при первых признаках опасности, так и при возникновении возможностей получения конкретных преимуществ И создания более устойчивой организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.91 (0.013 с.) |